10
Jan
2017
prizhok

Тревога и эго

На первом этапе терапии задачей является уменьшение и подавление тревоги. Теоретически можно было бы добиться этой цели, убедив подопечного, что проблема не так велика и все не так плохо, как кажется. Но в большинстве случаев споры вызвали бы противоположный результат, ведь все более и более тревожась, человек может окончательно уверить себя, что проблема крайне серьезна. Как только с его внутренним убеждением станут спорить, он почувствует необходимость срочно доказать, что прав.

Надежней будет обходная дорога – путь нейтрализации эго, которая позволит человеку самостоятельно прийти к выводу о реальных размерах его проблемы. И хотя, на первый взгляд, кружной путь кажется более долгим, т.к. он не приводит к непосредственной борьбе с беспокойством, в конечном итоге только такая тактика позволит пробиться через все психологические заслоны и достичь нужной цели. Пользуясь словами наших мудрецов, скажем, что это «длинная, но короткая дорога» – длинная, потому что обходит тревогу, но она все-таки короче любой другой, поскольку путем нейтрализации эго благополучно достигает результата – ослабления тревоги.

Можно было бы прийти к выводу, что, раз тревога есть результат низкой самооценки, уменьшение эго будет только посыпанием ран солью, но такая мысль в корне неверна. Болезненная тревога «раздувает» эго, сосредотачивает наш взгляд на себе до такой степени, что мы можем утратить способность замечать и понимать других людей.

Более того, эго порождает эгоистические желания, а те, в свою очередь, порождают новые тревоги. Чем больше мы ощущаем собственное существование, тем больше растет в нас уверенность, что нам полагается больше, чем мы имеем, а чем больше мы чувствуем, что «нам полагается», тем больше будем тревожиться о нехватке того, что, по нашему мнению, должны иметь. Разница между имеющимся и тем, что, по нашему убеждению, должно у нас быть (или между нашим образом жизни и тем, какой нам хотелось бы вести), будет постоянно нас беспокоить.

Этот синдром точно описан в рассказе внука Бааль-Шем-Това – рабби Нахмана из Брацлава – «Умник и Простак».

Жили-были двое друзей – Умник и Простак. Росли бок о бок и любили друг друга, как братья. Когда же они выросли, дороги их разошлись. Простак, хоть и едва сводил концы с концами, всегда радовался своему уделу. Умник же, несмотря на то, что преуспевал, никогда ничем не был доволен. Работая ювелиром, он сделал прекрасное золотое кольцо, но не почувствовал удовлетворения, потому что покупатель не оценил его работу по достоинству. В другой раз, когда покупатель его работу оценил, все равно не был доволен, потому что видел в своем изделии крохотный изъян. Он менял профессии и во всем, за что ни брался, достигал успеха. Стал врачом, потом философом, но доволен не был никогда. Со временем эгоцентризм, лежащий в основе этого недовольства, довел его до убеждения, что вообще весь мир ценности не имеет и во всем можно усомниться. В результате он постоянно мучился и страдал душой.

Однажды обоих друзей, Умника и Простака, позвали к царю. Простак радостно, с простодушным волнением откликнулся на приглашение, получил должность при дворце и стал продвигаться по службе. А Умник идти отказался, потому что к тому времени убедил себя, что царя вообще не существует. В конце концов Умник оказался в болоте во власти чертей, и только после этого тяжкого испытания уступил усилиям Простака по возвращению своего друга в мир реальности. Силой веры Простака Умник был чудесным образом спасен, и в конце концов был вынужден взглянуть на мир иначе и начать различать между реальностью и своей фантазией.

Эго загоняет нас в ловушку тревог, увековечивающих и усиливающих себя по спирали. Чем сильнее эго, тем больше добавляется забот, а чем больше забот, тем сильнее проявляется эго. И для того, чтобы исцелить душу, эго надо нейтрализовать.

Как это сделать? Для решения столь сложной задачи есть два метода – или вступить с эго в прямую схватку, или обойти его кружным путем. Прямая схватка предполагает углубленное рассмотрение вопроса о собственной незначительности, кружной путь – размышления о величии Всевышнего.