10
Jan
2017
luchi-solntsa

Превратить зло в добро

Постановка задачи

В наше время концепции современной психологии настолько широко распространились, что все люди без исключения превратились в экспертов по психоанализу собственной души. В некотором смысле так оно и должно быть. Мы – поколение полного и окончательного Избавления, Избавления, в котором зло навсегда исчезнет из мира, а внутренняя основа зла превратится в добро. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы принять участие в этом процессе. И нам даны силы это сделать. Мы должны стать специалистами по превращению плохого в хорошее, включая то плохое, о котором раньше думали, что лучше его подавлять или не обращать на него внимания.

Чем дольше существует мир, тем дальше каждое новое поколение отдаляется от момента дарования Торы на горе Синай. Вследствие этого каждое следующее поколение находится на более низкой духовной ступени, чем предыдущее. Впечатление о грандиозном Б-жественном откровении, вошедшее у горы Синай в коллективное сознание еврейского народа, тускнеет со временем все больше и больше. Это естественное явление оставляет нас всё более и более беззащитными перед разрухой, которую тьма сеет в нашем сознании, и мы становимся всё менее и менее способными прямо противостоять ей. В особенности трудно это по отношению к ее наиболее утонченным формам. По сути, мы находимся в нижней точке долгого спуска с духовных вершин, пережитых во время Синайского откровения. Сегодня мы страдаем от внутренней тьмы и тревог сильнее, чем любое предшествовавшее нам поколение. Поэтому, чем старше становится человечество, тем становится заметнее сдвиг основного усилия в самосовершенствовании с непосредственного искоренения внутреннего зла (что в далеком прошлом сделать было сравнительно легко, поскольку в людях присутствовало меньше зла и они были психологически здоровее) к подавлению и игнорированию его (потому что зло постепенно укоренялось в нас и сегодня мы недостаточно крепки душевно, чтобы сражаться с ним лицом к лицу).

С другой стороны, чем больше Б-жественное откровение у горы Синай скрывается в тумане древней истории, тем настойчивее вещи, раньше признанные вредными для души и тела, преподносятся нам как общепринятые и даже считаются полезными для здоровья. Но зло остается злом, и даже переименованное, оно все равно порождает тревогу, а отсутствие ясности в вопросе, что именно является злом, приводит к дальнейшей путанице, разочарованию и усилению тревог. Одно только это обязывает нас относиться ко злу без околичностей и вскрывать его истинную природу.

Со времени дарования Торы евреи без устали трудились ради того, чтобы поднять материальный мир к святости, а остальное человечество боролось за прогресс и развитие цивилизации. И то и другое не было напрасным трудом. Хотя каждое поколение действительно ниже предыдущего в духовном смысле, успехи всех предыдущих поколений суммируются в настоящем. В этом смысле с течением времени мир становится все совершеннее, в нём зреет готовность противостоять злу и победить в схватке с ним.

Более того, занимающаяся заря Избавления, грядущего в ближайшем будущем, побуждает нас вернуться к нашей изначальной сущности, более высокой и прочной, чем нынешнее состояние; мы ощущаем мощь эры Машиаха, уже струящуюся в наших жилах. Обращенный к нам призыв эпохи проявить эту силу дает смелость вступить в борьбу со злом по-новому – так, как в прежних поколениях боялись (и справедливо) пробовать. Окончательная битва со злом – это «война Гога и Магога», предшествующая Избавлению. (Начиная войну со злом, надо знать, как ее вести, – не сосредотачиваясь на самом зле, но обращая его в добро при помощи сильного света, как будет объяснено в этой главе.)