6
Июл
2021
rebe-rayats

Праведники и герои

Ханукальные светильники также символизируют образы героев народа Израиля. Когда мы смотрим на эти светильники, мы должны вслушаться в те безмолвные истории, которые они нам рассказывают, и с их помощью соединиться с этими образами – образами, которые способны зажечь свет в наших глазах и жар в наших сердцах.
В общей сложности, без шамашей (дополнительный светильник, от которого зажигают остальные), в Хануку зажигают 36 свечей (1 плюс 2 плюс 3 плюс 4 плюс 5 плюс 6 плюс 7 плюс 8 = 36). И вот, 36 – это, как известно, число праведников, которое присутствует в каждом поколении, тридцать шесть праведников, о которых говорят, что они видят Б-жественное Присутствие каждый день. Мудрецы Торы даже называются «глазами общины», потому что своим ясным взглядом они видят внутреннюю тайну реальности (Шхину, которая обитает повсюду) и могут вести нас праведным путем. Кроме того, сила праведников приходит к ним при изучении Торы, происходящем прежде всего на интеллектуальном уровне, который символизируют глаза. Другими словами, 36 праведников проглядывают в свете светильников («И сказал Б-г: «Да будет свет» – это дела праведников» ). Каждый светильник, который мы зажигаем, словно приносит к нашим дверям сияющую душу еще одного праведника, которая освещает наши темные ночи.
Теперь, когда оказалось, что важен не только свет светильников, но и тепло, которое они распространяют, нам ведь недостаточно тридцати шести праведников. Мы должны найти еще тридцать шесть образов, на которые намекают ханукальные светильники и которые будут присутствовать в тепле, поднимающемся от них, и ощущаться в наших сердцах. Эти праведники показывают нам дорогу, по которой мы должны идти, но нужны и другие образы, которые придадут нам смелости идти и преодолевать трудности, с которыми мы столкнемся в дальнейшем.
Мы уже связали жар светильников с чудом победы на войне. Можно подумать о сердце, которое распространяет жар, как о царе, а о крови, шагающей-пульсирующей от него к органам тела, как о его героических бойцах, которые выходят на битву во имя него, из любви и преданности к нему. Среди царей, которые правили народом Израиля, есть тот, по кому мы скучаем больше всего и ждем спасителя, который будет из его потомков, – это, конечно, царь Давид. «Храбрец, у которого сердце, как сердце льва» (именно из-за его человечности и тому, что ему было предназначено ошибаться и признаваться в этом, мы признаем в нем горячее сердце – можно верить ему, а не только в него). И вот, там, где Танах перечисляет имена героев войска царя Давида, мы находим ровно 36 героев! Для сравнения, о Шломо было написано, что у него было шестьдесят героев: «Вот ложе Шломо; вокруг него – 60 отборных богатырей из богатырей Израиля»; но поскольку Шломо никогда не воевал, его «герои» были своего рода декорацией, парадной гвардией, предназначенной для создания впечатления. У Давида, который посвятил свою жизнь военным действиям, мы знаем, что речь идет о настоящих героях – опытных воинах с мужественным сердцем, а Давид стоит между ними и вдохновляет их духом героизма.
Таким образом, в то время как свет тридцати шести светильников воплощает образ тридцати шести праведников поколения, их жар рассказывает нам историю 36 героев поколения. Праведники и герои не похожи друг на друга, более того, они обладают противоположными характерами. Однако в светильниках Хануки им удается находиться вместе, переплетаясь в ее свете и жаре.
Слияние образа праведника с образом героя напоминает особый характер «Матитяhу бен Йоханана, хасмонейского великого коэна, и его сыновей»: Хасмонеи были праведными коэнами, служащими в Храме, и их задачей было показывать народу пути Торы; однако на войне им удалось открыться в качестве храбрых героев, сражающихся на поле боя. Красивый намек на это: гиматрия слова «Хашмонай» (חשמונאי = 415) является точной суммой гиматрий слов «праведник» (צדיק = 204) и «герой» (גִּבּוֹר = 211).