6
Июл
2021
sun-and-birds

Праздник света первого человека

Первый человек был похож на астронавта, попавшего на другую планету. Это была его планета, наша планета, но все было совершенно новым, включая самого человека. Он скитался по своему миру, словно пришелец в чужой стране, где все странно и незнакомо.
Он был сотворен осенью, в Рош а-Шана. Он не знал времен года, укорачивания и удлинения дней, медленного тяжелого дыхания различных циклов природы. Гмара рассказывает, что после испуга при виде первого заката солнца и умиления при виде первого восхода он заметил, что дни заканчиваются все раньше и становятся все короче. Мир темнеет, подумал он, это большой и многоцикловой закат, и скоро все погрузится в полную темноту. И причина была ему ясна: это наказание за его грех, за то, что он нарушил повеление Б-га и отведал от плода дерева познания. Всевышний решил вернуть мир к хаосу, потому что разочаровался в нем. А что еще он мог подумать?
Адам решил искупить свой грех. Он решил изнурять себя и молиться Б-гу, чтобы Он отменил свой приговор. И так он и сделал – день, и еще день, и еще один. Целых восемь дней прошло в посте и мольбах, пока вдруг что-то не изменилось: однажды солнце зашло немного позже, чем в предыдущий день. Дни снова стали удлиняться. Адам был вне себя от радости. Он немедленно провозгласил восьмидневный праздник и пиршество, соответственно тем восьми дням, когда постился. Начиная со следующего года и далее (между тем он увидел, как дни удлиняются, а затем снова укорачиваются, и понял, что это естественный цикл), Адам решил, что все эти шестнадцать дней – восемь дней, когда он по ошибке постился, вместе с восемью днями, которые он праздновал, – будут днями праздника.
Здесь начинается действительно интересная часть: Гмара рассказывает, что многие из потомков Адама продолжили его традицию проводить в середине зимы шестнадцатидневный праздник, отмечая то, что мы сегодня называем «днем зимнего солнцестояния» (winter solstice). Однако первоначальный контекст праздника и его происхождение были забыты, его более поздняя история соединилась с различными языческими верованиями разных народов, которые его отмечали, и мудрецы перечисляют названия некоторых из этих праздников, отмечавшихся соседними народами в их эпоху. Этот мидраш основан на исторических и антропологических фактах: действительно, во всем мире день зимнего солнцестояния празднуется разными способами (его самая известная версия – это ничто иное, как христианское «Рождество», а день, на который оно приходится, 25 декабря, был днем зимнего солнцестояния в эпоху Римской империи, где его отмечали под его идолопоклонническим названием, «Сатурналии»).
Услышав эту историю, трудно сразу же не подумать о Хануке. Ханука длится восемь дней, по числу дней того поста и той радости, которую отмечал Адам. Хотя даты еврейского календаря определяются по месяцам (лунный цикл), а не по году, как в григорианском календаре (солнечный цикл), високосные года гарантируют, что Ханука всегда будет зимой, близко ко дню зимнего солнцестояния (период после дня зимнего солнцестояния в еврейской традиции называется «периодом Тевета», потому что он всегда начинается близко к Новомесячию месяца Тевет, наступающего в середине Хануки); прежде всего, кроме особого исторического контекста войны Маккавеев с греческим царством и еврейскими эллинистами, Ханука посвящена войне света с тьмой и превращению тьмы в свет, как благодаря чуду с кувшином чистого масла, которое горело в храмовом светильнике в течение восьми дней, так и из-за того, что греческое царство воспринималось как «затмевающее глаза Израиля» и скрывающее уникальный Б-жественный свет Торы.
Возможно ли, что Ханука – это также потомок первого праздника первого человека, подобно зимним праздникам языческих народов? Исторически это неверно, так как мудрецы установили Хануку в результате исторической войны с греками. Кроме того, это не соответствует духу иудаизма, который полностью является «рестартом» календаря и его праздников, начиная с Исхода из Египта и получения Торы. Если так, то каким образом можно понять бросающееся в глаза сходство между Ханукой и праздником первого человека? Представляется, что необходимо сделать следующий вывод: когда мудрецы устанавливали праздник Хануки, перед их глазами стояли не только чудеса победы над греками и кувшина с маслом, но также и тот факт, что благодаря Провидению Свыше эти чудеса произошли близко ко дню зимнего солнцестояния, и, более того, между теми и этим днем существует глубокая связь, поскольку они символизируют торжество света над тьмой. Поэтому, когда мудрецы занимались установлением Хануки, они указали, что она служит своего рода заменой или исправлением языческих зимних праздников – которые, среди прочего, в прямом смысле слова символизировала Греция.
Какие из шестнадцати дней праздника первого человека, Адама, Ханука стремится возродить? Поскольку мы следуем принципу ежедневного добавления света – добавляя по одному ханукальному светильнику каждый день – похоже, что речь идет о первых восьми днях, тех, что выражают усиление тьмы, против которой и наперекор которой нужно умножать свет. Если так, то что со следующими восемью днями, когда свет начинает усиливаться? Ханука – это всего восемь дней, а не шестнадцать, и нет еще одного праздника, который присоединялся бы к нему, чтобы отметить восемь дней усиления света, – которые, вообще-то, были главными в празднике Адама.
Итак, второго праздника нет, но, если мы отсчитаем восемь дней, начиная со следующего после Хануки дня, то дойдем до другой важной даты в еврейском календаре: поста 10-ого Тевета. Возможна ли связь между двумя этими датами? Неужели в некоем глубинном слое, не исследованном до сих пор, 10-ое Тевета дополняет исправление Хануки до праздника первого человека? Чтобы ответить на это, нам нужно понять место поста 10-го Тевета в контексте остальных дней, отмечающих разрушение Первого Храма.