9
Jan
2017
svechi

Общая корона влюбленных

Ещё задолго до того, как любовь расцветает в наших сердцах как чувство, она уже формируется, подобно семени в глубинах неосознанной части нашей души.

Душа подобна айсбергу, лишь верхушка которого видна над поверхностью воды, а его большая и существенная часть глубоко погружена и находится вне поля зрения.

В современной психологии принято описывать неосознанную часть души как подсознание, то есть как некую инстинктивную, даже животную субстанцию, покоящуюся под сознанием. Однако Каббала говорит и о надсознании – высокой и скрытой области нашей Души, расположенной именно “над” разумом и выражающей его духовную часть. Надсознание – это корень нашей высшей Души, называемой нешама, источник самых глубоких свойств нашей личности, имеющий Б-жественное происхождение.

Основное отличие между подсознанием и надсознанием в том, что первое состоит из приземлённых качеств (похоти, желаний, страхов и тому подобного) попросту вытесненных в подсознание; второе же включает в себя духовные и высокие качества, суть которых нам неизвестна. Оно является вместилищем высоких проявлений истины, красоты и желаний, посылаемых нам Свыше. Поскольку наш разум не в состоянии вместить в полном объёме эти проявления, то надсознание как бы изливается вовне рамок разума, оставаясь “над” и “вокруг” сознания. Нам не дано установить прямую связь с надсознанием, как бы неизменно витающим за “завесами” нашего сознания, и в моменты особого благоволения Всевышнего проникающего в нас в виде капель вдохновения, что весьма действенно помогает нам налаживать нашу жизнь.

В дереве сфирот есть высшая сфира, отражающая надсознание и называемая кетер (כתר, корона). Почему мы замечаем почти во всех культурах и во все времена, что люди, обладающие высоким положением или званием, носят на голове короны или шляпы? Это объясняется тем, что корона, как бы увеличивая человеческий рост, дает нам ощущение, что кроме осязаемого тела у нас есть ещё что-то неуловимое. По Каббале, это намёк на наше высшее духовное измерение. То есть, человек имеет преимущество не только перед животным. Душа человека имеет преимущество даже перед его собственным физическим телом, и есть в ней нечто “сверх”, и это “сверх” заметно при взгляде на само тело. По этой причине и представляется надсознание посредством сфиры кетер.

Но сфира кетер не только отражает наше личное надсознание. Кетер связывает нас и с другими людьми. В частности и, прежде всего, мы соединяемся через наш кетер с Б-жественной Душой нашего будущего супруга или супруги. Известный Мидраш говорит, что Адам и Хава (Ева) начали свою жизнь как одно существо, состоявшее из мужчины и женщины, соединённых друг с другом спинами, а затем были разделены Всевышним на два существа, и с тех пор ищут, как им заново соединиться. Этот Мидраш часто цитируется для того, чтобы образно показать нам, что Души каждого мужчины и каждой женщины стремятся встретиться со своей половиной и заключить брачный союз. Они “растут” из одного корня, но разделяются при спуске в материальный мир, и затем проявляются в разных телах и начинают искать друг друга.

Это означает, что, хотя в этом мире Души разделены и пребывают в двух различных телах, в своём высшем корне они по-прежнему остаются связанными и составляют единое целое. На уровне кетера мы связаны с нашим супругом всегда, даже если никогда и не встречались с ним. (Или если мы уже с ним, но далеки от него в данный момент). На этом высоком уровне Души мы уже, и всегда, соединены (женаты или замужем) с нашей супругой или супругом, частью нас самих – нашей второй половиной.

Эта духовная связь между двумя Душами называется тяготение, связь (זיקה зика), это первый этап роста любой истинной и прочной любви, и он имеет место еще прежде, чем она начинает проявляться в физическом мире. Еще до того, как мы полюбим, или ещё прежде, чем начинаем понимать, что мы заинтересованы в любви, уже существует глубокая внутренняя связь между нашей душой и душой нашего будущего супруга. Они изначально созданы в полном соответствии друг другу, как печать и её сургучный оттиск.

Тяготение в душе и есть наше необъяснимое внутреннее побуждение отправиться на поиск супруга, а найдя его – удерживать, не отпуская. Это и есть ощущение, что мы не можем без него, даже если сами не понимаем, почему.

Более того, тяготение является основой для существования “независимой от внешних обстоятельств любви” по отношению к супругу – беспричинной любви, вне связи с тем, какие конкретные качества имеются или отсутствуют у него в данный момент. О такой любви сказано, что она “нерасторгаема навеки”: она господствует и существует всегда, в любой момент мы можем связаться с ней и черпать из неё жизненные силы, обновляя тем самым наши отношения.

Кроме того, что слово тяготение (זיקה зика) означает связь, оно ещё связано со словами зик (זיק искра), и издакекут ( הזדקקות нужда, потребность). Любовь загорается в наших душах как глубокое ощущение собственного несовершенства, а также потребности в нашей второй половине, которой нам недостает для цельности. Разъясняется в Каббале, что главный вопрос, занимающий сознание сфиры кетер и являющийся её жизненным пульсом, это вопрос “где?”.

Обычно этот вопрос объясняется как имеющий отношение к Всевышнему, о Нём сказано в молитве “где место обитания славы Его, куда вознесём мы хвалу ]Всевышнему]?”. Однако этот же вопрос можно задать также и по отношению к Душе любимого. Наш ближний непостижим и непознаваем для нас, будь то Всевышний или любимый. Если так, возможна ли настоящая глубокая связь с ним? Каббала говорит, что такая связь с ним может быть основана только на взаимном доверии.