9
Jan
2017
tsveti

Отзвук наших шагов

Проходит время. Древо любви становится всё более раскидистым и ветвистым, воды любви всё глубже и глубже проникают в глубины жизни. Теперь мы переходим на совершенно иной уровень развития отношений, более земной, чем все ему предшествующие. До сих пор мы лишь парили в небесах любви; теперь нам нужно спустить ноги на землю и начать продвигаться вперед к освоению “практики любви”, которая потребует от нас немалых сил. Но, чтобы смягчить приземление, напомним, что Древо любви растет, в конечном итоге, вверх. Если так, то кажущийся спуск на почву реальности – это, по сути, еще один этап подъема любви на новую высоту.

Наше сочувственное отношение к своей половине трансформирует чувство любви в правильную эмоциональную поддержку. Теперь стоит спросить: как следует преобразовать наше со-чувствие, чтобы из него получились конкретные практические результаты? Это потребует от нас самой самоотверженной преданностипосвящению всего себя задаче достижения счастливой и успешной совместной жизни с супругом. Проявление преданности любимому и посвящение себя ему – это, прежде всего, практическая кропотливая работа по воплощению сочувствия в многочисленные большие и малые деяния постоянно, день за днём. Если наше со-чувствие даёт супругу ощущение, что мы всегда с ним, то преданность претворяет этот аванс в практические действия, и здесь мы рядом с ним в прямом смысле.

В Древе жизни стадию преданности олицетворяют две сфирот, называемые уверенность (נצח нецах ) и благодарность (הוד hод). Эти сфирот принадлежат к четвертому ярусу Древа жизни, символизирующему наиболее практический и земной уровень из тех, что мы успели разобрать, уровень поведенческий. Тот факт, что стадия преданности представлена парой сфирот, напоминает стадию любви, также представленную парой сфирот. Действительно, оба вида преданности расположены точно под двумя видами любви (водо- и огнеподобной) и вытекают из сочувствия, подобно тому, как два вида любви вытекали из стадии установления связи. Они разветвляют со-чувствие в двух направлениях, выражающих разные аспекты преданности и уравновешивающих друг друга.

Как мы уже отмечали, схема сфирот точно соответствует как строению тела человека, так и строению его души. Что касается тела, сфирот нецах (уверенность) и hод (благодарность) воплощаются в двух ногах: в правой ноге – сфира нецах и в левой – сфира hод. Подобно тому, как ноги держат тело на земле и носят его с места на место, так и сфирот нецах и hод дают любви опору в реальности и позволяют ей развиваться. В человеческой душе, нецах и hод символизируют различные привычки и модели поведения, присущие нашим душам – как врожденные, так и приобретенные. Сами привычки подобны “ногам” души, хождение же происходит по привычке в большей степени, чем любое другое физическое действие, и не привлекает нашего внимания. Именно привычки – это то, что нам трудней всего преодолеть. Но, когда нам это удаётся, в нашей жизни происходят самые большие перемены.

Так как сфирот нецах и hод подобны привычкам, стадия преданности, “ноги” Древа сфирот, должна выполнять во взаимоотношениях аналогичную роль. День за днём и шаг за шагом взаимное посвящение супругов друг другу претворяет в жизнь их любовь. Это претворение необходимо разделить на ряд этапов, преодолевать которые супругам предстоит во всех их взаимоотношениях. Ãлаха определяет, что идущий на большое расстояние ради выполнения заповеди удостаивается духовного вознаграждения уже за само усилие (то есть именно за прохождение этого длинного пути), вне связи с вознаграждением за исполнение заповеди ради которой он шёл. Аналогичным образом, уже сама преданная поддержка супруга вне всякой связи с тем, является ли она большой или малой, важной или нет, “покупает” сердце и доверие супруга и укрепляет существующую связь.

В самом деле, сам процесс ходьбы является идеальным примером преданности: при ходьбе вес тела переносится попеременно с одной ноги на другую, причём всякий раз одна нога “опирается” на вторую (будучи связанной с ней через нижнюю часть тела) и продвигается вперед, отталкиваясь от земли с её помощью.

Подобным образом преданность подразумевает такую взаимную поддержку супругов, при которой устойчивость одного позволяет другому развиваться и продвигаться вперёд, и каждый жест преданности одного пробуждает соответствующий жест другой стороны. Что-то во внутреннем ритме взаимоотношений помогает взаимной поддержке проявляться по очереди: когда один нуждается в помощи, другой бросается помогать ему; но в момент, когда первому удаётся воспрянуть духом, второй позволяет себе не только вдруг расслабиться, но и почувствовать потребность в помощи, и тогда очередь первого поспешить на помощь. Преданность подобна перебрасыванию мяча, когда каждый игрок в свою очередь поддерживает другого игрока. В пятой главе мы уже описывали цикл водоподобной любви и любви огненной как “пульсацию любви”. На иврите буквальное значение слова פעם (паам) – не только биение, но и нога, и шаг (как в строфах “Он направит справедливость по пути стоп Своих”, “как прекрасны ноги твои в сандалиях ” – где подразумевается образный, а не буквальный смысл стихов). Согласно этому, “сердечный пульс” находит наибольшее выражение не в самом чувстве любви (которое есть “милость скрытая”, как было сказано), а именно в преданных действиях, направленных на укрепление любви. Отзвук наших шагов, когда мы заботливо сопровождаем любимого на тропинках жизни – это эхо биения нашего сердца, в котором всё наше чувство к любимому; оно позволяет ему услышать голос нашей любви даже и тогда, когда окружающие нас различные шумы заглушают его.