10
Янв
2017
kushetka

Каббалистическая психология в сравнении с конвенциональной

Черты сходства и различия

Согласно Мидрашу, Тора – это «проект», по которому Всевышний создавал мир, то есть Он создал мир в соответствии с описанием, данным ему в Торе. Следовательно, Тора содержит наиболее точное и глубокое объяснение всех аспектов реальности. Разумеется, эти глубины недоступны поверхностному взгляду; раскрытие содержащихся в Торе истин – это продолжительный процесс, завершение которого Всевышний поручил нам. Извлечение новых смыслов из Торы развивается в двух направлениях: с одной стороны, мы постоянно изучаем Письменную и Устную Тору, обнаруживая в ней все более глубокую мудрость; с другой стороны, наблюдая и анализируя, мы накапливаем полученные эмпирическим путем сведения о мире и формулируем теории, объясняющие полученные данные. Чтобы получить картину, правдиво отражающую реальность, мы сопоставляем наши эмпирические находки с нашим пониманием Торы.

Столкнувшись с чем-то, что выглядит как противоречие, мы получаем стимул к поискам объяснений. Возможно, недостаток информации требует более тщательного изучения темы. Может быть, надо найти более глубокое понимание Торы, которое охватит имеющиеся у нас эмпирические факты. Таким образом, изучение Торы и научные исследования взаимно оплодотворяют друг друга: с одной стороны, эмпирические сведения и научные теории, возникшие на их основе, служат ориентирами в исследованиях Торы и помогают увидеть новые смыслы, включающие данные науки. С другой стороны, абсолютная точность описания мира, даваемая Торой, направляет нашу интерпретацию эмпирического опыта.

В любом случае, чем лучше мы разбираемся в какой-либо отрасли науки или аспекте реальности, тем выше вероятность того, что это знание совпадет с точкой зрения Торы по этому же вопросу. Но если раздел светского научного знания не учитывает существования Всевышнего, Его присутствия и влияния, – это соответствие будет лишь поверхностным.

На практике современные методики конвенциональной психотерапии в чем-то похожи на основанный на Торе процесс смирения, разделения и гармонизации, который здесь описан.

Этапу «смирения» в конвенциональной психологии соответствует обширная работа над понятиями «границ» и «ограничений». Во время курса психотерапии пациент должен заключить «договор» с терапевтом, оговаривающий, какое поведение является уместным и какое неуместным внутри и вне его кабинета. Согласие с ограничениями представляет собой вид смирения, однако отметим существенную разницу между подчинением правилам договора и подлинным смирением эго перед величием и милосердием Б-га.

Этапу разделения в конвенциональной психологии соответствует диалог между терапевтом и его пациентом, когда проводится разграничение между чертами психики пациента, изначально присущими его личности, и теми, что сформировались под внешним влиянием. Зачастую во время такого обсуждения пациент открывает для себя, что те негативные черты, которые он считал неотъемлемой частью своей личности, на самом деле являются привитыми ему извне, и он вовсе не должен и дальше носить с собой этот груз. Так происходит разделение между подлинной сущностью человека и чуждой ему внешней оболочкой.

Вместе с тем, поскольку конвенциональная психология не признает существования Б-жественной души, она не в состоянии заметить спасительного значения этапа разделения, рекомендованного каббалистическим методом, – игнорирования душевных травм и порожденных ими проблем. Конвенциональный психолог видит в игнорировании — «вытеснение», то есть отказ психики «узнать» себя такой, какова она на самом деле, и нежелание позволить похороненным во тьме подсознания мыслям и побуждениям подняться на поверхность.

Каббалистическая психология также считает «вытеснение» негативным психологическим феноменом, потому что при «вытеснении» человек отрицает наличие в прошлом проблемы или порожденной ею травмы и делает вид, что все в порядке. «Вытесненные» мысли, побуждения и страсти, находящиеся в подсознании, действуют как медленный яд, и в конечном итоге вырываются оттуда с новыми силами и в гораздо более пагубной форме. Смирение и разделение, о которых мы говорили, – это не «вытеснение». Они, скорее, представляют собой сознательные усилия нейтрализовать наше непомерное эго и преувеличенные им проблемы (смирение), сменяющиеся усилиями увидеть добро и сосредоточиться на нем, игнорируя зло (разделение). Ни одна, ни вторая из этих форм подавления зла не имеет ничего общего с отрицанием наличия проблемы или вызвавших ее обстоятельств.

Терапевт, работающий по методам конвенциональной психологии, не видит никакой ценности в методике игнорирования проблемы и склонен поторапливать пациентов поскорее начать заниматься своими психологическими проблемами. Он будет доказывать, что точно так же, как медицинской проблемой необходимо заняться, как только она появилась, а не игнорировать ее — психологической проблемой надо начинать заниматься сразу, как только она поднимается из подсознания на уровень сознания. Поэтому второй этап каббалистической терапии – игнорирование тревоги с целью дать Б-жественной душе возможность проявить себя – не имеет аналогии в конвенциональной терапии.

Этап, в конвенциональной терапии соответствующий гармонизации, красочно описывается в новейших психологических теориях, согласно которым терапевт зачастую должен играть роль матери, ставящей перед сыном-пациентом зеркало, отражающее лишь его хорошие черты. Чем больше хорошего увидит в себе пациент, тем, согласно теории, в лучшее состояние придет его психика. Но, как было замечено в 4.3, нелицеприятная оценка далекой от желаемого жизни, скорее всего, покажет, что хороших черт в человеке гораздо меньше, чем плохих. Поэтому такой метод далек от настоящей гармонизации – от погружения в вечный свет Всевышнего, проникающий повсюду и пронизывающий всего человека.

Кроме того, конвенциональная терапия предостерегает от ошибочного выбора терапевтом момента для обсуждения с пациентом его проблем. (Такую ситуацию можно назвать преждевременной попыткой гармонизации). Теория рекомендует не поднимать разговор о сложных проблемах прежде, чем придет время справиться с ними. Проработка сложных тем, начатая не вовремя, приведет к негативной реакции, повредит лечению и может даже ухудшить состояние пациента. Но необходимость ждать, когда наступит подходящее время (а в наших терминах – необходимость ставить гармонизацию в зависимость от разделения) является для конвенциональной терапии вынужденной и не основана на признании ценности, присущей процессу разделения.

Перечисленные сопоставления приведены, чтобы продемонстрировать, что, несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть методов конвенциональной психологии с процессом, описанным в нашей книге, между ними существует принципиальная разница: конвенциональная психология ограничена пределами животной души пациента и человеческого разума терапевта, в то время как процесс каббалистической терапии исцеляет, опираясь на раскрытие вечных сил Б-жественной Души и ее связи со своим Б-жественным источником.