23
Янв
2019
девочка и цветок

Любовь к красоте

30-е нисана. 15-й день омера.  Хесед тиферета.

Сфира тиферет (третья неделя Омера), как это понятно из ее названия, связана с красотой и гармонией, а сфира хесед (первый день этой недели) – с силой любви и притяжения. Поэтому хесед тиферета – это любовь к красоте.
Но является ли красота благом сама по себе? Ведь не все, что блестит – это золото, и не любая красота хороша. Напротив, нам однозначно заповедовано не увлекаться тем, что представляется нашему взгляду: вспомним, что произошло, когда Адам и Хава поели от Дерева познания, которое было столь прекрасно и «вожделенно для глаз»[1]. С другой стороны, Тора подчеркивает, что наши праматери отличались необыкновенной красотой, и даже наш праотец Яаков («избранный из праотцов»[2]) влюбился в праматерь Рахель с первого взгляда именно потому, что была она «статная и красивая»[3]. Как же нам судить о красоте и когда ее подобает любить?

Красота внутри и снаружи

Святой благословенный Б-г создал прекрасный мир, сотворив нас с естественным влечением к красоте и отвращением к тому, что некрасиво. Но внешняя красота должна отражать внутреннюю красоту, духовную – хорошую и добрую личность, деликатную и умеющую дарить свет и тепло людям. Одно из определений красоты – соразмерность и правильное соотношение частей, как это можно увидеть на примере человека, созданного «по образу и подобию Б-га» (ведь с физической точки зрения органы тела находятся в согласовании между собой). Точно так же в красивой личности разные склонности и силы находятся в соответствии и гармонии друг с другом, и таким образом красота души отражается в красоте тела. Как говорят на идише, а-шейне ид, «красивый еврей», – как внутри, так и внешне.
Сказано: «Обманчиво очарование и суетна красота, а женщина Б-гобоязненная будет прославлена»[4]; однако глубокое толкование состоит в том, что сама лишь красота – тщетна (hевель), но женщина Б-гобоязненная будет прославлена также и за свою красоту и очарование! Так Рахель была «красива станом», то есть телесной красотой, и «красива видом» – лицом, которое отражало благородные качества ее души. Кстати, в счастливом браке женщина кажется своему мужу самой красивой в мире, «привлекательность женщины – для ее мужа»[5] (и нет никакой нужды искать другую физическую красоту).
Мы должны уделять должное внимание хеседу тиферета, любви к красоте. Хорошо, когда человек хочет «быть красивым» – стремится к тому, чтобы его личность стала совершенней и лучше, и такая личность сама по себе нравится другим и достойна великолепия (не напрашиваясь на комплименты). «И найдешь милость и благоволение в глазах Б-га и людей»[6] – также внешним видом, приятным и опрятным. Разумеется, когда мы смотрим на ближнего, нам нужно искать в нем то, что красиво, и тогда сможем достичь взаимной симпатии и любви к народу Израиля.

Практическое упражнение:
В том, что касается нас самих: подумаем, в чем мы можем улучшить «внешний вид» нашей души, где следует прибавить или улучшить. При встрече с другими: постараемся больше замечать хорошего и красивого в них.

[1] Берешит 3, 6.
[2] Берешит раба 76, 1.
[3] Берешит 29, 17.
[4] Мишлей 31, 30. См. Хидушей Маhарам Шиф на ктубот 17, 1.
[5] Сота 47, 4.
[6] Мишлей 3, 4.