6
Авг
2021
mountain-sunrise

Загадка могилы Дайчеля

Однажды рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов ехал со своим учеником–цадиком, которого все звали по прозвищу Дайчель. По дороге, невдалеке от городка Хаджибей (ныне – Одесса), они остановились, чтобы окунуться в море. Но вдруг произошло несчастье –Дайчель утонул. Убитый горем Бааль-Шем-Тов послал своего кучера-нееврея в город со словами: «Скажи от моего имени первому попавшемуся еврею, которого ты там встретишь, чтобы он немедленно явился сюда».

Кучер выполнил его поручение и привез из Хаджибея первого встретившегося еврея. Цадик сказал ему следующее: «Мой ученик утонул, и его необходимо похоронить, но я не хочу, чтобы кто-нибудь знал о месте его захоронения. Езжай в город и привези с собой все необходимое: лопату, саван и всё прочее».

И добавил рабби Исраэль: «Тот, кто помолится на месте могилы Дайчеля, сразу же удостоится помощи и спасения во всем, о чем он попросит. Но я запрещаю рассказывать тебе кому бы то ни было о месте этой могилы!»

Выслушав все это, еврей попросил позволения Бааль-Шем-Това привезти с собой в помощь его единственного сына. Он появился вместе с сыном, они похоронили умершего и уехали.

С тех пор многие слышали этот рассказ, но никто не знал, где точно находится могила Дайчеля.

После этого события прошло много лет. И вот однажды, как это нередко случалось в те далекие времена, один жестокий помещик решил сурово наказать евреев местечка, живших в его владениях. Чтобы предотвратить издевательства, самые уважаемые люди общины были посланы к цадику из Ружина – просить у него помощи и вызволения из беды.

Ходоки приехали к Ружинскому Ребе накануне субботы. Само собой, что ни о каком приеме до субботы речи быть не могло, и они были приглашены к Ребе на субботнюю трапезу. Во время застолья они услышали от него рассказ о неизвестном месте могилы ученика Бааль-Шем-Това и об особой святости того места. Тогда посланцы, пораскинув мозгами, решили поехать в Одессу (к тому времени город уже переименовали в Одессу), даже не поговорив с Ребе, и попытаться разыскать там сына того человека, надеясь, что он все еще жив. Поскольку от этого зависела судьба целого местечка, они были уверены: он согласится открыть им местонахождение могилы цадика, чтобы они могли помолиться о своем спасении.

Посланцы сомневались относительно способности Ружинского Ребе помочь им, но почему-то были совершенно уверены в спасении, которое придет именно с места чудесной могилы.

Не говоря праведнику ни слова о своем решении, на исходе шабата они поехали в Одессу, где занялись поисками того человека, вернее его сына. Поиски увенчались успехом: сын был еще жив. Придя к нему в дом, они обнаружили, что он живет в более чем скромных условиях. И стали умолять открыть им, где находится могила Дайчеля, ведь от этого зависела судьба целого еврейского местечка, даже предлагали ему крупную сумму денег. Однако он наотрез отказался. И только когда предложили привезти их туда с завязанными глазами, чтобы они не смогли увидеть, где находится могила, он, наконец, согласился… Окончательным условием было, что они не снимают повязку от начала и до конца поездки, а также будут молиться с повязкой в том месте, где он им скажет. Они были готовы заплатить сполна даже за такой вариант.

После этого ходоки наняли кучера, чтобы назавтра ехать к могиле.

Однако ночью к проводнику во сне явился отец и объявил: «Из-за того, что ты согласился открыть тайну местонахождения могилы, пусть даже таким способом, ты приговорен к преждевременному уходу из этого мира. Пиши завещание, потому что завтра ты умрешь!» И действительно так и было – на следующий день сына не стало.

Обескураженные ходоки вернулись к Ружинеру и рассказали, что с ними случилось. Ребе благословил их, и спасение пришло.

Сила мысли

Цадик из Ружина более других последователей Бааль-Шем-Това помнил в деталях все истории о своем учителе, и особенно любил рассказывать их за первой шабатней трапезой.

А у рабби Гилеля из Паричей, необыкновенно преданного Всевышнему выдающегося воспитателя целого поколения хасидов Хабада, мы можем научиться ценить рассказы о Бааль-Шем-Тове. Паричер не разрешал начинать обучение нового ученика хасидскому учению, пока тот не был буквально «переполнен» этими историями, рассказываемыми старшими учениками. Он просил рассказывать каждую историю по нескольку раз, пока та не проникала глубоко в душу слушателя, поскольку только после множества хасидских историй слова сокровенной части Торы как следует западают в сердце слушающего. Рассказы о Бааль-Шем-Тове – «пропускной билет» в семью хасидов.

Отсюда мы учим, что хасид, приходящий к учителю, должен услышать и впитать все слова Торы, сказанные им, и истории, которые Ребе рассказывает, поскольку они имеют к нему самое прямое отношение. Даже цадик, устами которого с нами говорит Всевышний, не всегда осознает, какое влияние окажут его слова. Но слушающий должен быть готов впитывать обращенные к нему речи учителя.

В этой истории непонятно, почему Бааль-Шем-Тов сказал, что молитвы любого, пришедшего на эту могилу, непременно будут услышаны и приведут к спасению, но при этом он скрыл место могилы от всех, кроме тех отца и сына.

Одним из наиболее важных принципов в учении Бааль-Шем-Това является тот, что человек буквально находится в месте, где в тот момент находятся его мысли. Если где-то есть могила, посетив которую удостаиваются спасения от несчастья, но в тоже время нельзя знать ее местонахождение, это означает, что нет необходимости быть там физически (!), но можно оказаться там лишь в силу нашей воли и мысли. Несомненно, если делается все возможное, чтобы туда добраться (даже если это ни к чему не приведет), Всевышний присоединяет наши мысли и намерения к действию.

Разумеется, в молитве именно на могиле цадика есть большая ценность, но, по сути, он находится везде, и посредством «качественной» мысли с ним можно соединиться в любом месте, где бы ни находился человек. Принцип, что человек находится там, где его мысль, ярко выражен в истории с могилой Дайчеля, ученика Бааль-Шем-Това, и, видимо, связан с сутью личности его самого. Сам факт, что он утонул в море, погружаясь в него как в микву, может свидетельствовать о том же. Во время окунания в микву есть специальные глубокие каванот (помыслы-намерения). Дайчель был настолько погружен в свои мысли во время окунания, настолько находился там, куда они его привели, что попросту мог забыть выплыть…

История с Дайчелем в целом связана с силой влияния рассказа. Эта сила – в его наглядности, вплоть до ощутимости. Рассказ должен рисовать максимально живую картину, увлечь слушателя и «затянуть» в себя. Подобно этому, мысль способна своей ощутимостью «передвинуть» человека на место, где она в это время находится.

Заметим, между прочим, что в этом заключается разница между зрением и слухом. Зрение даёт настолько достоверную картину, что очевидца практически невозможно переубедить и доказать, что он неправильно увидел. Но с человеком, который только слышал нечто, дело обстоит иначе. Его уверенность в истинности услышанного не так велика.

Напоследок скажем, что неизвестно не только место захоронения Дайчеля, но и место могилы Моше Рабейну.

Это иллюстрирует важное правило: что невозможно узнать, то и знать попросту не нужно.