Видение Храма
Шабат Хазон
Суббота «видения» (шабат Хазон) и внутренний голос, слышимый при созерцании Третьего Храма.
По словам праведника, рабби Леви Ицхака из Бердичева, в шабат Хазон – субботу, предшествующую девятому Ава – каждому еврею показывают Третий Храм. И даже у простых евреев, вроде нас с вами, которые не видят эту картину в действительности, душа, конечно же, должна видеть это.
Но что такое «видение»? На первый взгляд, речь идет о буквальном видении Храма, как было сказано пророку Йехезкелю: «Возвести народу Израиля о Доме этом… объяви им форму Дома и устройство его…и все Законы его, и опиши пред глазами их». Таким образом, изучать Законы Храма и его строения – важная заповедь, особенно в эти дни перед 9-м Ава (как отмечал Любавический Ребе).
Видение внутреннее и внешнее
Но, если мы посмотрим на афтару (отрывок из книги Пророков, читаемый после недельного раздела Торы) «Видение Йешаяу», по первым словам которой названа эта суббота, то увидим, что простого строительства Храма и службы в нем недостаточно. Пророк восклицает: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Всевышний. – Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови быков, и овец, и козлов не желаю Я. Когда вы приходите, чтобы узреть Мое лицо, кто просит вас топтать дворы Мои?» – то есть такая чисто внешняя преданность служению в Храме неугодна Б-гу и вообще нежелательна! Всевышний не желает жертв и паломничества, они не только излишни, но даже отвратительны Ему: «Жертвы ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня, устал Я терпеть их», – поскольку Храм воспринимается как нечто исключительно внешнее, поверхностное, не выражающее трепет и страх перед Творцом; более того, служение Ему превратилось в прикрытие, потакающее всей происходящей мерзости! В этой ситуации понятно, что служение в Храме, которое обычно было приятно Б-гу, как благоуханная «душевная отрада», стало бесполезным, «и обонять не стану благоухание жертв ваших». Поэтому Всевышний допускает разрушение Храма – поскольку просто нет больше смысла оставлять его в таком виде.
Исправленное, пересмотренное видение Храма не может оставаться только поверхностным и внешним, оно должно не только восстановить здание Храма и службу в нем, не только взлететь на крыльях фантазии и увидеть совершающих свою службу коэнов, левитов на возвышениях и стоящих на своем месте [в Храме] исраэлитов. Мы должны уловить внутренний аспект Храма. Видение, которое нам показывают в шабат Хазон – это тот внутренний аспект Храма, что наподобие души пребывает в нем еще до появления Б-жественного присутствия, как сказано: «И буду обитать среди них (буквально «в них»)» – в Храме и «внутри каждого из народа Израиля».
Видение, предсказание и слух
Есть видение и есть предсказание. Видение – понятно, ясно, как солнечный свет в полдень, предсказание же более тускло и размыто. Мудрецы говорят, что уровень пророчества, называемый махазе – довольно невысокий, им обладал злодей Билам, о котором сказано: «видит явление Всемогущего». Обычно, когда в Торе говорится о видении, перевод этого понятия на арамейский звучит как хазон – «предсказание». Выражение «и узрел» Онкелос переводит как «и было предвидение». Перевод – это более низкий уровень, чем источник; говоря языком Каббалы, перевод – «обратная сторона», «спина» (в отличие от «лицевой»), – таким образом, «ясное видение» превращается в переводе в «далекое видение».
И даже «хазон Йешаяу» – не понятное и ясное пророчество, а далекое предвидение. Намек на это мы видим в продолжении пророчества Йешаяу: «Тяжкое предвидение было сказано мне» – пророчество, пришедшее с трудом и издалека. И говорят мудрецы, что есть десять языков пророчества, и «хазон» – самый трудный из них. Мы узнаем об этом из слов «тяжкое предвидение было сказано мне». Впрочем, Йешаяу жил во времена Храма и видел пророческие предсказания (даже сказал о себе «я видел Б-га»), но в наше время пророческое зрение становится все слабее, исчезает и превращается в «далекое предсказание».
Что произошло после разрушения Храма, когда мы перестали видеть, и пророчество прекратилось совсем? «Знамений наших мы не видим, нет пророка!» В конце концов, исчезает даже предвидение, но остается слух – подобно тому, как обостряется слух у людей, потерявших зрение.
Но в этом спуске от видения к предсказанию и от предсказания к слуху есть свое преимущество! Зрение охватывает только внешнюю сторону – то, что лежит на поверхности, в то время как слух способен уловить внутреннее, тонкие частоты волн, посланные нам. Итак, согласно Каббале, месяц Ав относится к чувству слуха (шмия) и колену Шимона. Кроме того, Каббала говорит, что месяц Ав был создан посредством букв ט י ת – тет, юд, тав, что означает «добро (טוב), спрятанное внутри». Это внутреннее добро, которое в данный момент недоступно для глаз, но мы способны его услышать (как описано в предыдущей статье «И это – к добру»).
Когда мы переходим от видения к предсказанию и слуху, необходимо обратить внимание на внутренний исправленный смысл вещей, на внутренний Храм, существующий, как душа в теле. Ведь именно слух позволяет обратить внимание на нежный внутренний голос, будто исходящий из глубин Храма, и не удовлетворяться зрелищем великолепного архитектурного строения и впечатляющих церемоний. Внешнее очень важно! Но только при условии, что оно выражает внутреннюю суть. Это – поправка к суровому упреку «хазон Йешаяу» про служение в Храме, в котором отсутствует внутреннее содержание.
Сердце из плоти
Если мы разберем слова пророка более детально, то увидим, что главное обвинение, которое выдвигает Йешаяу (как и многие другие пророки) – это недостаток чуткости к ближнему, социальная несправедливость. «Властители Сдома… руки ваши полны были крови… судили сироту». Другими словами, вы устраиваете праздники в Храме и занимаетесь болтовней и пустословием, но в то же время ваши сердца окаменели для слабых, бедных и несчастных. Без правды и справедливости, милосердия и сострадания – нет ценности у служения в Храме, поэтому «Сион правосудием [только] будет избавлен, а раскаявшиеся [жители] его – праведностью».
Необходимо хорошенько встряхнуть сердце из камня, смягчить и превратить его в живое человеческое сердце с исправленными качествами: «И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти».
Исправление сердца связано с исправлением зрения, так как видение глаз зависит от понимания сердца. Сердце из камня отупляет, сбивает с толку и блокирует в нас возможность ясного зрения, и чем больше мы исправляем наши сердца и обращаем их в «живые», тем скорее вернется ясное видение и четкое предсказание.
Когда сердце «живое», из плоти и крови – тогда верны слова «Из плоти моей увижу Б-га». Из глубины исправленной души увидим мы Б-жественное присутствие, вплоть до возвращения пророческого дара.
Из плоти моей (מִבְּשָׂרִי, ми-бесари) Он сообщает мне (מבשר, мевасер) весть (бесорат, בשורת а-Геула) о полном и окончательном Избавлении.