Терапия Танаха
Три особые книги
Все книги Танаха исполнены глубокого понимания человеческой натуры, но три из них наиболее «психологичны»: Псалмы (תהלים, Теилим), Притчи (משלי, Мишлей) и Книга Иова (איוב, Иов). Три эти книги имеют общее название: «Книги истины» (ספרי אמת , Сифрей ЭМеТ), поскольку начальные буквы их названий на иврите — תהליםי,איוב, משל — составляют слово אמת )истина, эмет). При этом порядок букв в аббревиатуре соответствует их внутреннему порядку сверху вниз – от гармонизации к разделению и смирению, как будет объяснено далее.
Текст Танаха снабжен знаками кантилляции (טעמי המקרא , таамей а-микра), указывающими, как следует произносить стихи. Эти знаки обозначают не только мелодию произнесения слов (в том числе и ее движение вверх и вниз), но и интонацию стиха, и служат как нотами, так и обозначениями грамматической структуры и синтаксиса строф.
Для всех книг Танаха, за исключением этих трех, используется одна и та же система знаков кантилляции; знаковая система этих трех книг сложнее обычной и труднее для исполнения. Почти во всех еврейских общинах было утеряно знание ее мелодий.
Эти три книги построены иначе и произносятся особым, более сложным и несколько «тайным» образом, что выделяет их среди книг Танаха в качестве отражающих сложные и глубокие движения человеческой души, переживающей серьезные жизненные испытания. Аргументом в пользу такого утверждения можно считать их философское содержание, явно отличающееся от законодательного или повествовательного содержания остальных книг Танаха.
При внимательном чтении можно увидеть параллель между тремя этими книгами и тремя этапами духовного роста в каббалистической психотерапии, о которых мы говорили. Порядок, в каком эти книги появляются в Торе, также соответствует очередности этапов духовного роста:
-
Смирение Подавление тревоги Псалмы Разделение Игнорирование тревоги Притчи Гармонизация Выражение тревоги Иов
Книга Псалмов дает нашей душе возможность во всей полноте излиться в молитве перед Всевышним. На протяжении тысячелетий евреи произносили псалмы, вкладывая в них стоны, боль и страдание измученных сердец, взывая к Б-жественному милосердию и выражая благодарность за чудеса, совершенные Им.
Книга Псалмов была написана царем Давидом, «певцом Израиля». Давид, являвший собой эталон царя, олицетворял идеал «исправленного» эго: идеал скромности, смирения и ничтожности в своих глазах.. Когда жена Давида, Михаль, дочь царя Шауля, осмеяла его за поведение, несовместимое (по ее мнению) с царским достоинством, потому что он на виду у всего народа плясал и скакал перед Ковчегом Завета, Давид ответил, что само это «унижение» почетно для него.
«И сказал Давид Михаль: пред Ãвайе, — Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, поставив меня вождем народа Своего, Израиля, — буду веселиться я пред Ãвайе. И еще больше «унижу» себя, и стану еще ничтожнее в глазах своих, а пред рабынями, о которых ты говорила, — пред ними я буду славен». В награду за свое смирение перед Б-гом и Его народом, Давид получил силы и уверенность, позволившие ему полновластно править своим народом в ореоле славы, приличествующей царю Израиля.