10
Дек
2024
heart-on-snow

Сватовства возрождения мертвых

Ицхак и Ривка — идеальная пара

Святые отцы и матери являются учителями поколений на протяжении всей жизни народа Израиля, «деяния отцов как знамения для детей», а их супружеская жизнь также служит руководством и приданием сил поколениям.

Самая идеальная пара среди патриархов – Ицхак и Ривка, причем Ицхак женат только на Ривке, и не имеет другой жены. Ицхак – «невинная жертва» (после освящения на жертвеннике), который живет только в Земле Израиля и женат только на одной единственной женщине (в отличие от Авраама, который также женился на Агарь, а согласно простому смыслу текста еще и на Ктуре, и в отличие от Яакова, женатого на двух сестрах и двух их рабынях). В хасидизме объясняется, что союз Ицхака и Ривки – это полное единство мира исправления, единство ма и бан на языке Каббалы, полное единство внешней реальности мира и внутренней сущности, которая отменяет себя перед Б-гом.

О праотцах написано, что именно об Ицхаке в будущем скажут «потому что ты отец наш» — особые отношения Ицхака и Ривки – нечто «не от мира сего», они принадлежат будущему, и по мере приближения ко дням Машиаха и воскресения мертвых мы можем черпать из этого все больше вдохновения и рассматривать это как руководство в семейной жизни каждой пары.

От обретения благодати к несению благодати

Особые отношения между Ицхаком и Ривкой начинаются с их сватовства, первого еврейского сватовства, которому Тора уделяет большое внимание, чтобы указать, как создать еврейский дом. Элиэзер раб Авраама был отправлен искать невесту Ицхаку, когда Авраам дал ему четкие указания отправиться в свою страну и его семью и взять оттуда подходящую невесту для Ицхака. Правда, когда Элиэзер молится об успехе миссии и просит у Б-га знака, по которому он найдет подходящую невесту, он лишь упоминает меру благодати, которой должна обладать невеста, чтобы вписаться в дом Авраама, без подробного упоминания ее происхождения или других качеств. Вот почему мудрецы говорят, что Элиэзер — из тех, кто «просил неправильно» (но Б-г ответил подобающим образом, и Он нашел Ицхаку невесту, обладающую множеством добродетелей).

Надо признать, Элиэзер — важная фигура, старый слуга Авраама, «управляющий всем, что есть у него», изливающий и дающий от Торы его рабби всем, и он сам преодолел свой отрицательный характер и вышел из проклятых в благословенные (и это идет и продолжается, и исправляется, и перевоплощается из поколения в поколение, пока не появится как фигура самого Машиаха). Мудрецы даже считают Элиэзера вторым из девяти или десятилетних человек, вошедших на небеса живыми. Следовательно, ошибку Элиэзера, когда он «просил неправильно», можно объяснить тем, что он имеет связь с будущим, к которому принадлежат также Ицхак и Ривка, и находит в нем внутренний смысл для следующих поколений:

Для отцов и матерей чрезвычайно важна семейная родословная для брака – Авраам женится на дочери брата Саре, посылает привести в качестве невесты Ицхаку дочь его двоюродного брата и Ицхак, в свою очередь, отправляет Яакова жениться на его племянницах. Таким образом, и на протяжении поколений родословная была основным мерилом сватовства, как в простом смысле, так и в поиске души невесты, которая «ровесница» (бат гило) жениха, родовитая и связанная с корнем его души. Правда, с течением поколений родословная размывается и гораздо больший вес придается «самобытной родословной» будущего супруга\супруги, его качествам и поступкам (и как сказал Магид из Межерич своей матери в детстве, когда их свиток генеалогии сгорел при пожаре: «от меня начнется родословная»). «Не называют патриархами никого, кроме трех», в первых трех поколениях нет недостатка в заключении брака внутри семьи (и в этом также есть преимущество фундамента дома перед естественно-семейной любовью между супругами), но на протяжении поколений мы видим, что династии считали обязательным вступать в брак только внутри себя – как это было принято в случае со многими цадиками – их число сократилось вплоть до исчезновения, да сохранит Б-г. Мы видим, что Всевышний, который от Сотворения мира сидит целыми днями и сочетает пары, хочет свадьбы, которые соединяют отдаленные концы народа Израиля – свадьбы, которые включают в себя не только взаимное «обретение благодати» между похожими родственниками, но и «несение благодати» между далекими и противоположными (требующее несения противоположностей, то есть намного больше терпения и сил).

Переход к таким свадьбам — это прогресс будущего — взгляд на дни Машиаха и даже на воскресение мертвых (о чем подробно говорится ниже). В этом мире, где народ Израиля – немногочисленная среди наций, игнорировать родословную невозможно – нужно остерегаться ассимиляции с народами мира и даже с некошерными элементами, проникшими в народ Израиля. Хотя наступят дни, когда «каждый, кто называется именем Израиля» станет евреем кошерным и достойным, без всякого опасения, и не придется проверять его происхождение (до второго периода Машиаха, в котором будут только евреи). Далее, относительно времени после воскрешения мертвых сказано, что душа будет питаться от тела – проявление Б-жественности будет видно из самой действительности, из добрых дел человека, и будет возможно. проверить совместимость в реальности, не проверяя духовную совместимость, которая зависит от родословной.

Сватовства возрождения мертвых

Действительно, в хасидизме объясняется, что брак Ицхака и Ривки имеет глубокую связь с тайной воскрешения мертвых, что выражается во многих аспектах: сам Ицхак, жених, первый, кто удостаивается воскрешения из мертвых – во время Акеды душа Ицхака улетела и Б-г вернул ему с росой, с помощью которой он в будущем будет воскрешать мертвых (в Каббале даже утверждается, что между улетанием души и ее возвращением он находился на небесах три года, годы ожидания с момента рождения Ривки и до их свадьбы).

Все сватовство происходит в главе Хаей Сара, после ухода Сары, когда она услышала об Акеде (причем, хотя это и первая смерть еврея, глава называется «Жизнь Сары»), но в конце главы о сватовстве сказано: «И ВВЕЛ ЕЕ ИЦХАК В ШАТЕР ЕГО МАТЕРИ САРЫ, И ВЗЯЛ РИВКУ, И ОНА СТАЛА ЕМУ ЖЕНОЙ, И ОН ПОЛЮБИЛ ЕЕ, И ОБРЕЛ ИЦХАК УТЕШЕНИЕ ПОСЛЕ [СМЕРТИ] СВОЕЙ МАТЕРИ»[1]. — женитьба на Ривке — это воскресение Сары, когда в шатре становится ясно, что Ривка — «Сара, мать его». Душа Сары улетает во время Акеды, когда сообщили об этом событии, и Сара сразу же родилась как Ривка, о ее рождении Аврааму сообщили по возвращении из Акеды. Описание в Торе подчеркивает, что это не «просто» реинкарнация, а настолько отчетливое явление – что каждый может ясно указать на него – что оно уже находится в рамках явного воскресения.

Зоар даже рассказывает, что Элиэзер поставил верблюдов на колени за пределами города, на кладбище, месте, где должно было произойти воскресение мертвых (когда сам верблюд является символом ангела смерти, которого необходимо исправить – возвысить). Также в момент начала сватовства, «под вечер[2]», и его завершения при встрече Ицхака и Ривки «к вечеру»[3], имеется намек на период воскресения мертвых, на вечер шестого тысячелетия от Сотворении мира. Также тот факт, что вся эта история рассказывается дважды в Торе, подчеркивается  мудрецами в словах: «беседа слуг предков прекраснее Торы детей»[4], намекая на особую силу «вдвое», которую Элиша просил у пророка Элияу, на силу воскрешения мертвых (выражающееся в том, что Элияу воскресил одного мертвого, а Элиша воскресил двух мертвых[5]), особую силу пророка Элияу, «воскресение мертвых пророком Элияу»[6]. Воскресение мертвых — это «вдвое», жизнь умершего и вернувшегося к жизни, когда его жизненность удваивается — жизнь со стороны души и со стороны тела (совершенное и вечное соединение которого подразумевается здесь в совершенном союзе Ицхака и Ривки — ма и бан, сущности и реальности, души и тела, как указано выше).

«От Всевышнего вышло это»

Глубокое выражение тайны воскресения мертвых, в его внутреннем смысле, есть уже в начале молитвы Элиэзера (в которой внешне он просил неправильно, но на внутреннем уровне его намерение было глубоким и правильным, как указано выше): Элиэзер обращается к Б-гу с просьбой: «ПУСТЬ ЭТО СЛУЧИТСЯ СЕГОДНЯ!..»[7]. Язык, который использует Элиэзер, вызывает недоумение: слово СЛУЧАЙ в Торе является выражением нечистоты или негативного события, которое происходит случайно. Еврей верит в частное провидение, а отношение к вещам как к случайным является корнем холодности, ереси (а нет ничего холоднее мертвеца, которого нужно воскресить). Действительно, в Каббале выражение СЛУЧАЙ — это «СЛУЧАЙ царей» — разбиение сосудов мира тоу, подразумеваемое в истории смерти царей в Торе[8]. В сватовстве между Ицхаком и Ривкой Элиэзер намеревается оживить мертвых, которые предшествовали миру царей тоу, что сломались и умерли, а их искры упали ниже реальности. Выход праведной Ривки от нечестивцев, среди которых она выросла – «И вот выходит Ривка»[9] (ее слова свидетельствуют с великой силой: «пойду») – является наиболее отчетливым выражением искр, выходящих из их погребения (Ривка выходит из могилы – (רבקה יוצא מהקבר)).

Как реанимировать случай? Когда Элиэзер повторяет историю о сватовстве и явленной в ней руке Б-жией, даже нечестивцы, Бетуэль и Лаван, признают, что «от Б-га это вышло»[10], и готовы послать Ривку. Все события жизни происходят под частным наблюдением Творца, и здесь действительно нет случайностей, но особенно это заметно в сватовстве, в котором все видно глазу, потому что «от Б-га женщина мужчине»[11]. Когда вы узнаете руку провидения во всем, что произошло, даже то, что кажется кризисом и трудностями, оказывается частью процесса хорошего роста и, таким образом, возрождается.

Сватовство Ицхака и Ривки отправляет каждого сына и дочь искать себе «живую» пару: вообще, после всех кризисов и испытаний, которые переживают люди в жизни, после кризисов полового созревания и трудностей сватовства, истинное совпадение приходит, чтобы исцелить и оживить все, обнаружить руку провидения и заново рассказать, как все, что произошло, было частью пути к истинному совпадению, основам «здания навечно», которое будет существовать вечно в праведных поколениях. В частности, бывают ситуации духовной смерти – человек чувствует, что части его уже умерли, энтузиазм угас и мечты потухли – но когда он встречает свою истинную пару, он чувствует, что возвращается к жизни, энтузиазм потрясает, и мечты воскресают. Это чувство — явный признак достойного брака, брака возрождения.

ст. 4-7 Нифлаот Толдот 85 г.

[1] Берешит 24, 67.

[2] Берешит 24, 11.

[3] Там же стих 63.

[4] Берешит раба 60, 8.

[5] Санедрин 47а, Хулин 7б, Радак на стих.

[6] Шир а-ширим  раба 1, 9.

[7] Берешит 24, 12.

[8] Берешит 36, 31 и далее.

[9] Берешит 24, 15.

[10] Берешит 24, 50.

[11] По Берешит раба 68, 3.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий