
Страх – как метла?
Я слышал историю, которая произошла у Ребе Элимелеха из Лежанска, что в тот период жил человек, который служил Б-гу, двадцать два года, не выходя из своего дома, постоянно занимаясь Торой и служа Творцу как затворник, пока наконец он не решил про себя, что стал совершенным человеком. И сказал он: Я выйду на улицу и посмотрю на жителей земли и их пути, потому что я больше не боюсь суеты земли. И он вышел и услышал большой шум, потому что люди сотнями ехали к Ребе Элимелеху из Лежанска, и он был очень удивлен: Что они находят у Ребе из Лижанска, что они так радостно бегут к нему? Почему они не едут ко мне, ведь я двадцать два года не видел лица земли и все это время сидел в своей комнате, полностью погруженный в Тору и служение Б-гу?
И он решил также отправиться к святому Ребе из Лижанска, чтобы увидеть собственными глазами, что он собой представляет. И он поехал в Лежанск на праздники, чтобы увидеть Ребе из Лижанска в последние дни Суккота и в ночь Ошана раба. У Ребе из Лижанска был обычай читать Книгу Второзаконие, Мишне Тора. И этот человек также стал читать Мишне Тора с цадиком и его хасидами, и когда святой Ребе дошел до стиха: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Ãвайе, Б-г твой, кроме трепета?» Ребе из Лежанска начал кричать на хасидов громким голосом: Вы думаете, что страх — это «метла»?! Нет, страх означает «Б-гобоязненность»! И усвойте это! Сразу же великий страх напал на всех хасидов, которые были там, до такой степени, что они попадали лицами на землю, и тот человек также упал лицом на землю от великого страха и ужаса, которые были там.
Но хасиды тут же встали на ноги, а тот человек остался лежать на земле из-за великого страха и ужаса, которые напали на него, и у него не было сил подняться и встать на ноги. Он остался лежать на земле, в слабости (обмороке), и когда хасиды увидели это, они подняли его с земли и положили на кровать. Он не пошевелил ни одним членом, и пролежал так всю ночь и весь день Ошана раба, а также ночь Шмини Ацерет до утра Шмини Ацерет без каких-либо изменений.
А когда хасиды увидели, что прошло столько времени, а ему лучше не стало, они очень испугались этого. Ребе Эльазар — сын Ребе Элимелеха — вошел к своему отцу и рассказал ему о той трагедии, которая произошла с тем человеком. Ребе сказал своему сыну: «Возьми мой посох и возложи на него». И сын Ребе, взял палку, подошел к тому человеку, возложил ее на него и сказал ему: «Мой отец и учитель, приказал тебе встать!» И он немедленно встал. Тогда, когда тот человек пришел в себя от обморока, он вошел в кабинет Ребе и стал горько и печально плакать перед ним, и сказал он Ребе: «Если, увидев одну страницу книги, лежащую на земле, Вы непременно поднимете ее, чем же я хуже разорванной страницы книги?» Двадцать два года я занимался Торой и служением, так поднимите же меня. И сказал ему святой Ребе: «Иди с миром да пребудет с тобой Б-г!». Из этого мы можем понять, что нет смысла в том, чтобы человек лишь приближался к истинным праведникам, и из этого мы также поймем, что такое страх.
[Из книги «Зихронам либраха»]
Книга праведников
В центре сюжета — потребность в связи с праведником. Человек, посетивший двор Ребе Элимелеха, думал, что нет более добродетельного человека, чем он сам, но лишь увидев глубину деяний праведника, он упал на землю от слабости и в конце концов вышел от него другим человеком. И действительно, неслучайно этот человек приходит именно к Ребе Элимелеху:
Ребе Элимелех является настоящим олицетворением праведника в хасидизме, а в его книге «Ноам Элимелех» фигура праведника занимает центральное место, вплоть до того, что хасидские евреи ласково называют ее «книгой праведников» (по словам мудрецов: «на Рош а-Шана открываются три книги: праведников, средних и грешников»). Книгу «Ноам Элимелех» можно рассматривать как буквальное «руководство для праведников» — почти везде, где мы открываем эту книгу, мы находим в ней обсуждение деяний праведников, того, как они прилепляются к Творцу и как они влияют на благо и благословения для народа Израиля во всех сферах.
Но что делает рядовой еврей, когда за субботним столом учит немного из книги «Ноам Элимелех»? И что выиграл еврей в нашей истории от осознания разрыва между своими делами и делами праведника?
Намерение, а не пассивность
При изучении книги «Ноам Элимелех» общее ощущение таково, что Ребе Элимелех на самом деле не говорит с нами напрямую. Праведники сидят и наслаждаются светом Шхины, а мы имеем честь наблюдать за ними и тянуться к ним. Но если это все, что касается связи с праведниками, то почему хасидизм так шумит вокруг праведников и связи с ними?
Давайте рассмотрим слова одного из учеников Ребе Элимелеха, Маhарила из Закликов: «Когда человек хочет служить Б-гу, он должен идти к праведнику, и он укажет ему путь… Но когда он не идет к праведнику, тогда он ничего не знает, хотя он постоянно учится и молится и исполняет все заповеди, но он не знает, как исполнять их с любовью и трепетом, и его служение не поднимается вверх, как известно (потому что любовь и страх – это «крылья», с помощью которых заповедь взлетает и поднимается к Б-гу»)… И это «Если я не за себя, то кто за меня?». То есть, если я сам не совершаю добрых дел и не служу Творцу, да будет благословенно имя Его, то кто за меня? Кто сделает за меня добрые дела? «А когда я сам по себе, что я?» — это значит, когда ты ведешь себя как тебе вздумается и не прилепляешься к праведнику, «что я?» – ты не знаешь, что делать и как делать добрые дела.
Имеется в виду, что праведник не освобождает от труда (как ошибочно думают некоторые), а, напротив, направляет его. Хотя Ребе Элимелех внушал огромный трепет перед Б-гом тем, кто приходил к нему, от них требовалось действовать самостоятельно и привносить свет, полученный от праведника, в свои собственные сосуды. С другой стороны, без праведника вся работа может быть выполнена без истинных эмоций или правильного направления: «страх перед метлой», характеризующий человека, который не вышел из своего пространства в 4-х локтя[1] ни физически, ни духовно.
Возможно, именно в этом и заключается смысл разговора Ребе Элимелеха и того еврея в конце рассказа: свежий хасид, осознавший, насколько велико влияние Ребе Элимелеха, умоляет «поднять» его и не намерен падать под скамью, с которой Ребе Элимелех уже поднял его. Он хочет подняться выше, оставить свое первое место. Так же, как он пассивно провел годы своего подъема, подолгу сидя в своей комнате, теперь он хочет, чтобы его подняли и помогли служить Б-гу. Но Ребе Элимелех мягко отказывается: «Иди с миром», — говорит он ему. «Б-г поможет тебе, но тебе придется самому прокладывать свой собственный путь».
А в чем секрет метлы? Метла появляется в Танахе в контексте бедствия: «И выметет метлою истребительной». Поэтому «страх метлы» — это страх наказания «плеткой» (чтобы не вымели…). Метла — самый низший инструмент в доме, מטאטא = כלי (метла = инструмент), секрет понятия милера («внизу» на арамейском) — добро – «вверху», а зло – «внизу». Действительно, метла может быть хорошим инструментом для очищения души (подобно мощному очищению, которое еврей в нашей истории претерпел в доме Ребе Элимелеха) — מטאטא = כלי = טנא (метла = сосуд = корзина). Инициалы слова טנא – טעמים־נקודות־אותיות (смыслы-точки-буквы), инструменты Торы, с которыми очищают душу.
Нифлаот Ваякхель 85 ст. 26
[1] Так принято в Ãлахе называть личное пространство вокруг человека.