Старания в поисках заработков
Вопрос: Считается ли старания поиска заработков недостатком тмимут-безыскусственности?
Ответ: Если вы делаете усилие, исходя из сознания «И благословит Ãвайе, Б-г твой, во всем, что ты сделаешь», тогда это нормально. Б-г делает, и вы делаете только «труд твоих рук», а не «труд твоего мозга», как объясняется в хасидизме. Но если человек уповает на этот сосуд-кли – это уже называется мудрецами (и объясняется в хасидизме) “служить идолам «в чистоте» (бетаhара)”. Как только человек делает кли для заработка и уповает на него и забывает Б-га, в этот момент он служит идолам бетаhара (это очень фундаментальная вещь, которую Р. Гиллель хорошо объясняет в статье, которая начинается со слов: «И одна женщина из жен сыновей пророков», из hафтары главы Ваера). Так объясняется в отношении человека, который уповает на материальные причины в делах, связанных с заработком и т. д.
Зачем употреблять фразу «в чистоте», ведь это идолопоклонство в буквальном смысле? Р. Гиллель объясняет, что на самом деле он этого не имеет в виду. Он – йеуди тамим-беспорочный еврей – не настоящий тамим, но тот – который верит в Б-га, а не в какую-либо другую силу вместо Творца, но на самом деле это идолопоклонство, потому что он уповает на это кли. У него нет в буквальном смысле нечистоты мысли идолопоклонства, и все же, как только он уповает на это кли и забывает Б-га, он совершает чистое идолопоклонство. Любое упование на что-либо, кроме Б-га, является дефектом меры hод, непорочности. Он не благодарит Б-га за все, hод – это аспект благодарности, а благодарение означает признание того, что все исходит от Б-га, каждое действие и каждый успех – от Б-га. Это также значение термина «тмимут», тамим – тот, кто прост, и хождение в простоте с Творцом похоже на высказывание «иди только с Б-гом».
Атрибут меры hод по своей сути носит негативный аспект. В отличии от битахона-упования, внутреннего аспект нецаха – положительного понятия, а тмимут – понятие отрицательное. Тмимут -это идти только с Б-гом, то есть не к чем-то другим. Уверенность – упование – это позитивная часть мицвы: «Я – Ãвайе, Б-г твой», но тмимут – негативная часть мицвы: «да не будет у тебя не будет других богов предо мной».
Еженедельник Нифлаот Берешит 81 г.