
Средний гер
А. Сын Израиля, праведный гер и гер-резидент
Все человечество должно служить Б-гу – «Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою создал Я его, сотворил Я его и даже сделал Я его»[1].
Люди, которые должны служить Б-гу, делятся на три типа: с одной стороны, есть знатные сыны Израиля, которые самой своей родословной обязаны всей Торе, и о которых сказано: «У каждого еврея есть доля в будущем мире»[2]. С другой стороны, стоят геры-резиденты, принявшие на себя семь заповедей сыновей Ноаха, и о которых сказано: «Праведники народов мира имеют долю в будущем мире»[3]. В период, когда отмечается Юбилейный год, герам-резидентам разрешается жить на нашей земле[4], и даже есть мицва помогать им[5]. Но даже когда не отмечается Юбилейный год и не принимают геров-резидентов, все равно существует реальность праведников народов мира. Между евреями и герами-резидентами находятся праведные геры – те, кто выходит из народов, из своего положения сыновей Ноаха, праведников народов мира, и они присоединяются к народу Израиля.
Эти три вида соответствуют трем мирам Брия-Творения, Йецира-Создания и Асия-Действия («создал Я его, сотворил Я его и даже сделал Я его»): геры-резиденты находятся в мире Асия, «большая часть которого плоха, а меньшая – хороша»[6] — их благо находится в рамках «хорошего меньшинства», и их заповеди способствуют тому, что они будут заниматься исправлением мира действия (действие —также в значении исправления[7]) и не, не дай Б-г, истребления мира). Праведный гер принадлежат к миру Йецира-Создания, миру эмоций, который наполовину хорош, наполовину плох (и поэтому, в каждом гиюре есть аспект риска). “Карьер” душ Израиля находится в мире Брия[8]-Творения, большая часть которого хороша, а меньшая плоха. (Это место их раскрытия как «отдельных личностей», но до этого они имеют корень в мире Ацилут-Эманации). А что насчет неевреев, которые не соблюдают семь заповедей сыновей Ноаха? Они находятся под четырьмя мирами святости.
До сих пор в двух словах то, что уже было объяснено[9], и это почва для размышления, которое мы сделаем теперь к книге Тания:
«И вторая душа»
Очень важным высказыванием в святой книге Тания является начало главы 2 в первой части Тании – «А вторая душа, отличающая каждого еврея, – буквально часть безграничной сущности Б-га свыше». Главным новшеством здесь является слово «вторая». Если Алтер Ребе делает ударение на слове «вторая», это признак того, что это нечто самобытное, что святая душа еврея является второй[10]. Точно так же, как есть первая природа и вторая природа, и известно[11], что вторая природа טבע שני по гиматрии אמת-истина, а первая природа не истинна, и является тоhу-хаосом относительно тикун-исправления.
Не случайно, или между прочим, в первой главе он говорит о животной душе еврея по сравнению с животной душой язычников и только во второй главе говорит о Б-жественной душе еврея, “второй душе”. Очень важно, что Б-жественная душа — это «вторая душа», о которой упоминается после того, как Алтер Ребе закончил первую главу.
Животная душа праведников народов мира
Алтер Ребе завершил первую главу, сказав, что животная душа еврея происходит из клипат нога (“прозрачной оболочки”), в которой есть добро, и из добра, которое в ней происходят хорошие качества, которые есть у евреев от природы – сострадательные, стыдливые и благодетельные[12]. Ибо язычник, который в действительности занимается идолопоклонством (сокращенно акум – овед кохавим умазалот), вовсе не имеет того добра — все, что он делает «позор племен – порочность»[13], если он делает что-то, что выглядит хорошо, это для того, чтобы бахвалиться[14]. Как он объясняет, животная душа язычника из трех совершенно нечистых оболочек, которые совсем плохие, не имеют никакого добра.
Существует чудесное новшество рабби Гилеля из Парич, великого «Оведа» – “служащего” хасида хасидизма Хабада, которое является одним из самых важных новшеств в книге Тания: он говорит, что животная душа праведников народов мира из клипат нога, как и у еврея, а не из трех совершенно нечистых клипот[15]. Три совершенно нечистые (оскверненные) клипот есть крайнее зло, они не участвуют в развитии миров святости, как мы сказали. В противоположность им, клипат нога уже принадлежит здесь мирам святости. Хотя в мире Действия много зла и мало добра, но об этом хорошем меньшинстве можно сказать, что оно очень хорошее, как хорошие качества в еврее. Со стороны животной души, праведник народов мира, ступень гера-резидента, как любой другой еврей – гер-резидент равен еврею!
В свете этого можно гораздо больше понять, что подразумевается под словом «вторая»: «вторая» означает, что все хорошее начинается с добра клипат ноги, и от нее можно подняться. В последнее время[16] мы говорим о подъеме миров, подъеме человечества — все они начинаются с первого человека и сына Ноаха и оттуда восходят. После старта с этой базы можно получить вторую душу. То есть понятие «вторая душа» означает “вторая” так же и по времени.
«Вторая душа» в гиюре
Если я говорю фразу «вторая душа», это означает, что раньше у тебя не было «второй души», а теперь у тебя есть «вторая душа». Поэтому у еврея со словом “вторая” не все так гладко – хотя окончательное вхождение Б-жественной души в еврея только в том возрасте, в котором он обязан соблюдать заповеди[17], но его связь с Б-жественной душой уже существовала с момента рождения, он полный еврей с момента рождения. Но когда речь идет о гере – слово “вторая” совершенно гладко подходит. Почему? Поскольку гер ранее был праведником народов мира, он был только со животной душой из клипат нога, в которой есть добро, как говорит рабби Гилель. И теперь, благодаря самому обращению, он обретает новую душу, буквально «вторую душу».
Новообращенный, который прошел гиюр, подобен родившемуся младенцу[18]. Когда он получает новую душу? Согласно Ãлахе, во время какого действия из действий гиюра[19] она входит? При окунании в микву. В Ãлахе[20] существуют разные мнения, что возможно и при обрезании, и при окунании в микву, два действия обращения (для мужчины) в наше время, должен изначально предстать перед тремя судьями или нет. Уточняется[21] у Рамбама[22] что это не принципиально, будет ли обрезание перед тремя судьями, но в вопросе окунания вынесено более строгое решение. Почему так?
Объяснение уже по хасидизму[23]: обрезание в аспекте “уклоняйся от зла”[24], отрезается его крайняя плоть, он удаляет с оболочки крайней плоти весь свой гойишкайт и все впечатление от его идолопоклонства, которое противоположно иудаизму. Но, согласно простому смыслу, когда он получает заповеди? В конце концов, гиюр — это принятие заповедей: «делай добро». На каком этапе он получает заповеди? При окунании. Три судьи должны стоять возле него, а затем, когда «он будет стоять в воде», еще до того, как он опустит голову, чтобы окунуться, «сообщают ему немного легких заповедей и немного серьезных заповедей во второй раз»[25]. Он многому научился раньше, много с ним говорили, но сейчас самое главное – сейчас время, когда в него входит “вторая душа, отличающая каждого еврея”, его “Израиль” входит в него. Так что здесь, по общему мнению, все должно происходить перед тремя судьями.
Не так известно, но в Гемаре[26] также есть мнение — не по Ãлахе — что отсутствие обрезания не откладывает (принятие гиюра). Это мнение рабби Йеошуа. Существует также противоположное мнение рабби Элиэзера, что обрезание необходимо, а (отсутствие) окунания не откладывает. Всегда Ãлаха, как рабби Йеошуа, против рабби Элиэзера[27], но здесь мы постановляем как третье мнение – согласно рабби Йоси, как мудрецы – и (отсутствие) и того, и другого задерживает. Вот почему сегодня никому не представляется, что можно пройти гиюр без обрезания и без окунания в микву, но в Гемаре есть разнообразные мнения. В любом случае, что касается принятия заповедей и времени входа второй души, главное – это окунание. Во времена Храма есть и третье, жертвоприношение, которое уж точно не главное и тогда, и вовсе не сегодня – это главный вопрос, который мы обсудим с Б-жьей помощью[28].
Образ среднего – праведный гер
Если мы продолжим эту мысль, то придем к очень важному пониманию относительно образа среднего в Тании. Ведь это «книга средних» — что тоже новинка. Для чего ты освящаешь слово “средний”? Что Алтер Ребе хочет этим сказать? Это что-то странное, может быть, это новизна книги Тания – вместо того, чтобы освящать образ праведника, он освящает образ среднего. Ударение на слове «средний» тоже странное, и терминология «вторая душа, отличающая каждого еврея» относительно Б-жественной души тоже очень странное.
Как мы еще объясним[29], всегда поясняют, что средний Тании принадлежит к миру Йецира-Сотворения, миру, который наполовину хорош и наполовину плох — поэтому он средний, он посередине – между добром и злом. Мудрецы говорят[30], что средний — это тот, кто на самом деле наполовину хороший, и наполовину плохой, а Алтер Ребе говорит в первой главе Тании, что это «имя заимствованное» (как он также объясняет определения праведника и грешника – большинство заслуг (у праведника) и большинство прегрешений (у грешника)). Алтер Ребе говорит, что половина на половину здесь – это в душе, а не в реальных делах, но определение — половина на половину, а место половина на -половину — это мир Йецира-Сотворения.
Все это должно было сообщить нам очень важный источник, что внутреннее чувство среднего в Тании на самом деле похоже на чувство праведного гера. Конечно, простой смысл говорит о том, что все должны быть средними – “Ступень среднего доступна каждому человеку, и каждый должен к ней стремиться. Любой человек может быть средним в любое время и час”[31]. Слова “каждый человек” повторены здесь трижды, что называется ׳חזקה׳ )сила), и это не обязательно тот, кто родился евреем, “каждый человек” может быть и тем, кто родился неевреем и прошел гиюр по Ãлахе[32] (и тогда оказалось ретроактивно, что он “гер, который прошел гиюр”, а не “гой, который прошел гиюр”, то есть, всегда был праведным гером[33]). Безусловно, “каждый человек” включает сюда евреев от рождения… Но и у еврея место среднего в душе – это “пришелец, который в среде твоей”[34] – место, где имеет место солидарность с герами (конечно, и наоборот, любой праведный гер может достичь всех ступенях, перечисленных в Тании – “дай Б-г стать средним”, а также ступени “совершенного праведника” – и отношение здесь к гер-цедеку только как к прототипу). Гер постоянно чувствует себя раздвоенным по отношению к своему месту, и это также ощущение среднего – что на самом деле он находится в хорошем месте, святости, но в сердце своем он разделен, он не чувствует себя “дома”, как гражданин земли (что поэтому ему всегда нужно служение покорения стороны зла (в его душе)[35], «кто силен-גבור? [буквы גר בו (гер в нем), гер должен быть героем[ тот, кто обуздывает свои страсти»[36].
Учиться быть средним у гера
Чему средний может научиться у гера? Во-первых, еврей-средний может стать духовно сильнее, размышляя об образе гера. Алтер Ребе пишет в Тании[37], что трудность средних заключается в том, что в них происходит постоянная война, некое достижение равновесия в постоянно нестабильной ситуации. Мы сказали[38], что каждое обращение — это азартная игра, гер даже после обращения находится в половинчатом состоянии. Разве из-за этого ему не стоит проходить гиюр? Ни в коем случае?! Азартная оптимистичная ставка, даже если “”סורו רע[39] и есть опасение, что он упадет – верят, что у него все получится, и побуждают его к необратимому поступку, к гиюру. Любого среднего человека это вдохновляет войти в состояние азартной игры, равновесия и постоянной борьбы и быть оптимистичным в отношении успеха.
Можно добавить сюда еще одну мысль, которая также объяснит кое-что очевидное во 2-й главе Тании: гер не может оставаться сам по себе – родившиеся евреями должны постоянно вдохновлять, направлять и укреплять, и можно сказать и обнимать его. Отношения между евреями от рождения и праведным гером, такие же, как между мозгом и сердцем, и вся книга Тания говорит, что средний нуждается в указании «мозг властвует над сердцем»[40] – геру необходимо получать наставления от сынов Израиля. По тому же принципу каждый средний в сущности нуждается в постоянном руководстве и поддержке со стороны праведников, со стороны тех, кто выше его. Когда это понятно, становится яснее, почему Алтер Ребе так «срочно» говорит уже во второй главе Тании о важности привязанности к праведникам и о том, что каждый еврей получает от них свою жизненность (лицом к лицу или со спины, в соответствии с его связью или оппозицией к ним). Привязанность к цадикам является не только основой хасидизма в целом, но и основой служения среднего, в частности, который подобен геру, и нуждается в том, чтобы родовитые евреи (цадики) приняли и поддержали его.
Б. Новое прочтение в книге Тания
Сыны Израиля и геры – י־ה ו־וה
Мы продолжим размышлять на эту тему в свете всей структуры в Тании, а также добавим то, что не написано в Тании.
Прежде всего, вернемся, чтобы завершить картину, которую мы начали для полного Имени Ãвайе (הוי׳): Если два аспекта гера, праведный гер и гер-резидент («праведник народов мира») соответствуют мирам Йецира-Сотворения и Асия-Действия: «Я его сотворил, Я даже его сделал», они относятся к буквам וה Имени Ãвайе, признак того, что миры Ацилут-Эманации и Брия-Сотворения, י־ה Имени Ãвайе, это мы, родовитые евреи. Относительно י־ה это небо, а וה это земля: “והנגלתֹ לנו לבנינו“ (“а открытое – нам и сыновьям нашим”)[41]. Иногда только ו это небо, а нижняя ה – земля[42], но в целом это деление на י־ה и .[43]וה Это разделение мы строим (как и намек, которые мы процитировали, что “весь Израиль имеет долю в грядущем мире”( “כל ישראל יש להם חלק לעולם הבא“, см. примеч. 2) и “Праведники народов мира имеют долю в грядущем мире” (“חסידי אומות העולם יש להם חלק לעולם הבא“, см. примеч. 3) сумма их гиматрий равна гиматрии “בראשית ברא אלהים את השמים [ישראל] ואת הארץ [הגרים]“ (“В начале сотворил Б-г небеса [народ Израиля] и землю [геров]”). Что мы добавили теперь? Мы сказали ранее, что “карьер” душ Брия, верхняя буква ,ה но понятие праведник, “и народ твой, все праведники”[44], это мир Ацилут, буква י. Вся структура такова:
י ישראל – – сын Израиля
ה ישראל – – сын Израиля
ו גר־צדק – – праведный гер
ה גר־תושב – – гер-резидент
Три ступени в Тании
Теперь вернемся к книге Тания:
Если комментаторы Тании прямо объясняют, что средний — это Йецира, что тогда Асия? Асия согласно Тании называется «грешник, которому хорошо». Кто ниже всего развития, кого вообще не считают вместе с остальными? «Грешника, которому плохо». Что значит “которому плохо”? Что у него нет даже размышлений об раскаянии[45], в нем нет даже малой части добра, которая есть в мире Асия, “даже (аф – гнев) сделал Я его”. Действие – это исправление – есть там какое-то исправление: “которую Б-г сотворил”[46], “исправлять”[47]. А тот, у кого нет никакого исправленного аспекта, находится не внутри картины, а под картиной – это “грешник, которому плохо”. «Грешник, которому хорошо» – относится к миру Асия, девяносто девять процентов и девяносто девять сотых процента – все мы, все евреи, грешники согласно определению Тании, но есть у нас и что-то хорошее. Средний — это уже мир Йецира, который мы теперь называем миром праведного гера — миром обращения в еврейство, миром половинчатым, миром взвешенного сомнения.
Что же такое мир Брия? Обычно объясняют (см. прим. 29), что из пяти ступеней, подробно описанных в главе 1, к миру Брия относится «праведник, которому плохо», потому что мир Брия характерен тем, что «его большая часть хороша, а меньшая часть — плоха». В переносном смысле «праведник, которому плохо» — это праведник, имеющий много заслуг и мало проступков. Из всех миров этот мир очень хороший, мир ангелов “срафим”[48], отличных умов[49], хабадников – праведников, которым немного плохо. Что для них немного плохо? Клипат Тания[50] – у них еще есть немного гордыни. Что, согласно этому, представляет собой мир Ацилут? «Совершенный праведник», «праведник, которому хорошо».
Еще раз, это разделение, согласно которому обычно объясняют книгу Тания, и теперь в соответствии с объяснением:
Праведник, которому хорошо – Ацилут (י) – Израиль
Праведник, которому плохо – Брия (ה) – Израиль
Средний – Йецира (ו) – праведный гер
Грешник, которому хорошо – Асия (ה) – гер-резидент
Грешник, которому плохо – под мирами – идолопоклонник
Так это всегда объясняется, а теперь скажем новшество: «Без новшества Бейт-мидраш не может существовать»[51]. На двух нижних ступенях здесь были геры. Оба хороши, праведный гер, безусловно, хорош: «подобно вам будет пришелец»[52] – действительно хорош, и даже резидент, как мы сказали, и мицва помогать ему, разрешено селить его в нашей стране (см. об этом подробнее (когда именно) в 1-й части урока). Подходит, чтобы эти две ступени соответствовали святым мирам сотворения и действия.
А души Израиля, над герами, лучше разделить на три ступени, а не довольствоваться только двумя типами праведников:
Праведники – от Ацилута и выше
Сказать, что средний – в Йецира и “грешник, которому хорошо”- в Асия – гладко и приемлемо, а сказать, что праведник, даже просто “праведник, которому плохо”, в Брия – уже не так просто. Зло мира Брия не совсем так, как Алтер Ребе описывает зло «праведника, которому плохо». В Тании ясно написано, что зло “праведника, которому плохо” есть зло совершенно скрытое, неосознанное зло. Он пишет, что “праведнику, которому плохо” кажется, что у него вроде все в порядке, только есть признак того, что не сто процентов – что не все дурное начало становится добрым. Если не все зло стало добрым началом — признак того, что в тебе еще есть какое-то зло, о котором ты совсем не подозреваешь. В хасидизме такое зло называется «исчезновение зла»[53]. Это не совсем так ситуация в мире Брия, где зла мало – но оно открытое.
Где эта ситуация, что ты вроде бы стопроцентный праведник – “Весь мир говорит тебе, что ты праведник”[54], и ты тоже сам, когда смотришь на свои поступки и также на свои внутренние силы, ты стопроцентный? Где находится «исчезновение зла»? В Каббале и хасидизме есть такое понятие, что даже в мире Ацилута, о котором написано «зло с Тобой не уживется»[55], есть клипа Ацилута. Клипа (духовная “скорлупа”) есть зло, а в Ацилуте нет зла – клипа Ацилута находится не в месте Ацилута, а под ним, во главе мира Брия. Так пишет Аризаль[56].
У этой клипы даже есть название — реума. Что означает реума? «Смотрите» на мое «ма», на мой битуль-самоуничижение[57]. Маленькое зло, оставшееся у «незаконченного праведника», — это немного самосознания, немного похлопывания по плечу — смотрите на меня, что я делаю добрые дела. Немного этого зла отличается от всего зла, с которым мы знакомы. – оно не осознанное зло, но он предотвращает и тормозит полный переворот, который собственно и имеет отношение к “совершенному праведнику”, у которого все хорошо.
Что мы сказали сейчас? Что все праведники — «и народ твой все праведники» — всякий, кто достоин имени праведник, находится в Ацилуте и выше. И “несовершенный праведник” находится в Ацилуте, и зло его в нем неосознанно, не в сфере его бытия – оно не в мире Ацилута, а находится внизу, во главе мира Брия. Если так, то где тот идеальный цадик, который действительно хорош на сто процентов? Над миром Ацилута есть что-то – Адам кадмон (примерный, совсем не точный перевод: “древний Адам”, А”К). В А”К: “Все обозреваются в одном обзоре”[58] – он есть «общая воля» всех четырех миров Аби”а (акроним от Ацилут-Брия-Йецира-Асия)[59], кончик буквы י, которая выше, чем י־ה־ו־ה.
Короче говоря, теперь мы говорим, что совершенный цадик — это А”К, а простой цадик —так назовем его – в Ацилуте. Это новшество также объясняет нам основную концепцию хасидизма, согласно которой в каждом поколении есть Ребе — Моше своего поколения, который является Машиахом в этом поколении[60]. Кто является Машиахом в этом поколении? Адам кадмон поколения[61]. Об этом ясно написано в писаниях Аризаля[62] – совершенный праведник является Машиахом, а ниже него все остальные праведники.
Бааль тшува – между герами и праведниками
Что у нас осталось сейчас свободным? Мир Брия. Можно, конечно сказать, что мир Брия – это образованные хабадники, уединенные интеллекты, но кто, согласно простому смыслу Каббалы и хасидизма, должен быть в мире Брия? Есть и другой тип знатных евреев, рожденных от Авраама, Ицхака и Яакова — не праведные геры, не геры-резиденты. Это еврей с колыбели, но он совсем не праведник. Он очень хороший парень, он настолько хорош, что есть те, кто говорит, что он лучше, чем праведник[63].
Кто этот хороший парень, которому действительно принадлежит мир Брия? Его зовут бааль тшува. Написано, что “אמא מקננא בכורסיא“[64], мир Брия–бины (понимания) является миром тшувы-покаяния, «и сердце его поймет, и он вернется и исцелится»[65] Это также и мир радости, бина – это радость (“радостна мать своих сыновей”[66]) – следует совершать раскаяние с радостью. Еще раз, где бааль тшува? Он в мире Брия. Алтер Ребе хотел назвать всех хасидов баалей тшува[67], назвать хасидское движение движением тшувы. В конце концов вышли хабадники, мир разума, но он хотел, чтобы мы все, все евреи, стали баалей тшува. Действительно, настоящий хабадник – он бааль тшува – “и сердце его поймет”, то есть, разум мира Брия, который всегда приводит к тшуве (“и вернется”), быть “все дни в раскаянии”[68]. Это разум, который всегда спрашивает человека “Где ты?!”[69], размышляя о том, что “Б-г явно существует”, а его собственная реальность “это еще вопрос”, и в любом случае он должен будет отдать отчет и “оправдать” свое существование.
Это добавление необходимо, потому что, если я говорю здесь о евреях и герах, я должен учитывать понятие бааль тшува – это среднее, что их связывает. Бааль тшува в еврейском народе чувствует себя как гер. Возможно, что бааль тшува зашел очень далеко, вплоть до идолопоклонства. В том же пункте в Йоре деа, в котором говорится о герах и об окунании – знаке רסח – есть вопрос, должен ли бааль тшува, который родился евреем, а теперь возвращается к Б-гу, окунуться ради своей тшувы, как праведный гер, который погружается, чтобы стать евреем. Постановление говорит о том, что ему следует погрузить в микву для этой цели[70]. То есть между праведным гером и бааль тшува есть большое сходство и равенство.
Здесь также есть великое «вдохновение» для среднего, даже если он сын Израиля, — так же, как цадик, который поддерживает среднего, и бааль тшува вдохновляет его, учит, что всегда можно найти в себе силы, быть «все свои дни в тшуве (раскаянии)». В лучшем случае тшува превращает почти невозможное равновесие среднего в постоянное преодоление — тшуву, которая предшествует греху, каждый раз заново. В более реальном случае бааль тшува учит упавшего среднего тому, что можно снова подняться и снова быть средним (вопреки его первой мысли, что он навсегда утратил определение среднего, как сказано: “Средний никогда в своей жизни не совершил греха и никогда не совершит. Он не называется грешником в течение всей его жизни даже на час, даже на минуту”[71]). Также и в отношении с праведным гером, вдохновение бааль тшувы не только для самого процесса обращения. В своей мысли он прошел гиюр, чтобы быть евреем как подобает, по крайней мере, как средний в Тании… и еще лучше совершенным праведником, но если он упадет потом, то бааль тшува учит его, что евреи тоже падают, и это всегда можно совершить тшуву.
Резюме новой картины
Теперь у нас новая картина, которая является продолжением всего, что мы объяснили: снизу вверх – гер резидент, праведный гер, бааль тшува, праведник (просто праведник в Тании называется “несовершенным цадиком”, в котором еще есть немного клипы “реума“, немного “посмотри на мой битуль-самоуничижение”, немного самосознания), Машиах (что на языке Тании называется «совершенным цадиком», он выше всех, кончик буквы י, Простое желание, А”К)[72].
Алтер Ребе пишет в Тании[73], что в целом у нас нет возможности постижения, что собой представляют праведники, потому что мир постижения — это мир Брия, а праведники в Ацилуте — у нас нет возможности постижения их. Там тоже есть две ступени, два цадика, цадик Ацилута и еще больший цадик в А”К. Низкие ступени поддерживают все, что над ними, и это баалей тшува, праведные геры и геры резиденты, праведники народов мира, причем о последних рабби Гилель позаботился объяснить нам самый важный момент, что они подобны светской части еврейского мира. Назовем животную душу «светским евреем»[74]. Он говорит, что праведники народов мира подобны хорошему светскому еврею, с его хорошими качествами – они на самом деле обладают состраданием, стыдливостью и благодетельностью[75]. Во всяком случае, по-прежнему, отношение, в котором י־ה вместе с острием от י – это Израиль (от рождения) и וה – это геры, здесь еще сохраняется:
Острие буквы י А”К совершенный праведник (Израиль)
י Ацилут несовершенный праведник (Израиль)
ה Брия бааль тшува (Израиль)
ו Йецира средний (праведный гер)
ה Асия грешник, которому хорошо (гер-резидент)
Размышление о порядке развития
Все шаги, которые мы перечислили до сих пор, находятся после первого сжатия, в пространстве, также называемом «Таhиру татаа»[76]. Перед первым сжатием есть «Таhиру илаа»[77]— бесконечный свет, который перед сжатием. Есть также сила, которая соединяет “Таhиру илаа” с “Таhиру татаа” – кав-линия, о которой написано “Тогда прорвется, как заря, свет твой”[78]. Этот кав – уже Б-жественность. В писаниях Аризаля[79] написано, что допустимо молиться для понятия кав, это бесконечный свет, наполняющий весь мир. Кав уже есть имя Б-га. Какое из святых Имен Б-га представляет тайну линии? Здесь задействовано несколько методов. Написано, что тайна линии, имя линии, имя – Ша-дай, “Сказавший Своему миру ‘достаточно'”[80], и еще написано, что это Имя Ãвайе – это отношения между внешней стороной линии и ее внутренней стороной[81]. Внешность линии – это сила разделения, существующая в мирах, Б-жественная сила, разделяющая между мирами (включая А”К), а внутренняя часть линии, тайна Торы[82], что «Тора и Святой Благословенный едины»[83] — это сила интеграции линии, сила, объединяющая все миры воедино, что раскроется, что все есть «Ãвайе один»[84], что Б-г един на семи небесах и на земле[85].
Итак, мы сейчас сделали структуру из шести ступеней, которые после сокращения — линия, А”К и четыре мира. Перед сокращением тоже есть бесконечный свет, «Таhиру илаа». Еще выше этого есть то, что на языке хасидизма называется ацмут, суть и сущность Благословленного, что не является бесконечным светом — есть скачек сущности между ацмут и бесконечным светом, две вещи, наиболее далекие между всеми ступенями[86]:
Таким образом, целостность нашего сегодняшнего размышления в тайне אז, א (один) выше, чем ז (семь)[87] – ацмут выше семи ступеней развития-разъяснения. 7-й тоже делится на א (один, до сокращения) выше ו (шести, после сокращения), а ו делится на א (кав, настоящее раскрытие Б-жественности) выше, чем ה-5 (находящиеся под влиянием и сотворенные, А”К-Аби”а), ה на א (А”К, общая воля) выше ד-4 чем (миров), а также в ד есть א (Ацилут, единство и благость Б-га) выше, чем ג-3 (отдельные миры Брия-Йецира-Асия), а в ג есть א (баалей тшува, евреи по происхождению) выше, чем ב-2 (два типа геров) и в ב один (праведный гер, еврей во всех отношениях) выше, чем א (гер-резидент, праведник народов мира).
Еще раз, это результат нашего размышления. Средний Ребе говорит[88], что каждый день нужно размышлять о порядке нисхождения миров, продвигаясь от каждого начала до конца всех ступеней. Наше размышление сегодня вечером состоит в том, что есть Сущность Благословленного, бесконечный свет (Имя Ãвайе), свет линии (Имя Ша-дай) А”К, Аби’а. Адам кадмон, который является внутренней волей всех четырех миров, а есть четыре мира[89]:
Ацмут
Теhиру илаа (Имя Ãвайе(
Кав (Имя Ша-дай (
А”К (Машиах (
Ацилут (праведник (
Брия (бааль тшува(
Йецира (праведный гер)
Асия (гер резидент(
До сюда нарисовали общую картину всех душ и все их восхождение.
[1] Йешаяу 43, 7.
[2] Санhедрин 10, 1.
[3] Тосефта Санhедрин 13. Постановлено Рамбамом, Законы царей 8, 11.
[4] Рамбам, Законы идолопоклонства 10, 6.
[5] Песахим 21, 2; Авода зара 65, 1 и др.
[6] Эц хаим, шаар 47 (סדר אבי“ע); шаар 49 (клипат нога) главы 3-6.
[7] См. Раба на Берешит 2, 4 и ниже Ãнсман, прим. 47.
[8] Шаарей кдуша часть 3, врата 2.
[9] В первой части урока – опубликовано в Тецаве Нифлаот 82 г. И читайте на нашем сайте в переводе: https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/giyur-optimistichnyj-risk/
https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/b-syn-izrailya-pravednyj-ger-i-ger-rezident/
https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/v-giyur-ispravlenie-mira-sozdaniya/
[10] Смотрите урок (на иврите) הלקח והלבוב на нашем сайте.
[11] См. Ã-тева а-йеуди стр. 140 и в нескольких местах.
[12] Йевамот 79, 1.
[13] Мишлей 14, 34.
[14] Бава батра 10б.
[15]לקו“ב לקונטרס ההתפעלות (מאמרי אדה“א קונטרסים) עמ׳ קמד.
[16] См. урок от 7-го Швата 82 г. – часть 1, отпечатанный в номере Нифлаот Бешалах. На русском читайте на нашем сайте: https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/gde-ty-nahodishsya/
[17] שו“ע אדה“ז מהדו“ת ד, ב. וש״נ .
[18] Йевамот 22, 1.
[19] О действиях по гиюру в период Храма и в наше время см. 3-ю часть урока, которая будет напечатана позже сБп.
[20] См. сводку мнений в Энциклопедии Талмуда, “принятие еврейства”, часть 3.
[21] См. Кесеф мишне на Рамбама, ниже Ãнсман.
[22] Законы запрещенных совокуплений 13, 7.
[23] См. также Ликутей сихот, часть 26, беседа 3 на главу Мишпатим. Также Мишмуэль, Итро, 5777, Мецура 5773.
[24] Теилим 34, 15.
[25] Законы запрещенных совокуплений 14, 6.
[26] Йевамот 46, 2. См. там 45, סוע“ב.
[27] См. Седер танаим веамораим, часть 2, סט״ו. הלכות גדולות סנ״ג
[28] В части 3 урока, которая будет напечатана в дальнейшем сБп.
[29] См. Хатан им кала, стр. 127. И в нескольких местах.
[30] Рош а-шана 16, 2 и у Раши. Рамбам, Законы тшувы 3, 1.
[31] Тания, глава 14.
[32] И в качестве намека: “Всякий человек” равен 3 раза “нееврей” (“כל אדם“ = 3*גוי), 3 раза “всякий человек” (“כל אדם“) равен hод раз “нееврей” (הוד*גוי), то есть, намек на нееврея, ставшего евреем (התייהד).
[33] Ответы раввина из Ротенбурга от имени р. Хасида (цитируется в Книге ответов, בעלי התוס׳ מכת“י סי“ט — ניו־יורק תשי“ד — עמ׳ רפו)
[34] Дварим 28, 43.
[35] Тания, глава 27: “это служение среднего — постоянно покорять сторону «ситра ахра» (сторону зла)”.
[36] Авот 4, 1.
[37] В главах 27 и 35.
[38] В первой части этого урока: https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/giyur-optimistichnyj-risk/
[39] Бава меция 59, 2 (“он, в принципе, неполноценный”).
[40] Зоар 3 24, 1. Тания, глава 12.
[41] Дварим 29, 28.
[42] См., например, Зоар 3 248, 1; 258, 2; Тикуней Зоар 22 (67, 2) 69) 105, 2) и еще.
[43] Как в стихе “возрадуются небеса – ישמחו השמים [инициалы יה], и восторжествует земля – ותגל הארץ [инициалыוה [“ (Теилим, 96, 11, Диврей а-ямим 1 16, 31).
[44] Йешаяу 60, 21.
[45] Тания, глава 11: «Но тот, кто никогда не сожалеет и совсем не приходят к нему помыслы о покаянии, называется грешник, которому плохо, поскольку зло в его душе одно остается при нем».
[46] Берешит 2, 3.
[47] Берешит раба 11, 6 (и в нескольких местах) Псикта рабати 6; Зоар 1 47, 2.
[48] Шеат рацон на Зоар 2 169, 1. См. Сидур Явец, Браха “Йоцер ор“.
[49] Море невухим 1 48.
[50] Ор а-гануз 2 (везот лейуда), часть 19. Цитируется в Бейт Рабби 1, 27.
[51] Хагига 3, 1.
[52] Бемидбар 15, 15.
[53] Дерех хаим часть 5 (и связанное с ним событие – Сефер а-мицвот, Контресим 2 356, 2 и дальше); Святые послания, Раяц 3, ст. 379 -380).
[54] Нида 3, 1. Тания, глава 1.
[55] Теилим 5, 5.
[56] См. Эц хаим, врата 48 (клипот) и врата 49 (клипат нога).
[57] Кетер Шем Тов (Кеhат) 31 и 315. См. Ликутей Тора, Беhар 43, 1 и Бенсман там.
[58] Рош а-шана 18, 1. См. продолжение 5666 год, со слов “וספרתם“, стр.213.
[59] המשך תער“ב פס“ג עמ׳ קיז )עד סוף הפרק(; סה“מ תרפ“ט עמ׳ 198 . ובכ״מ .
[60] По Тикуней Зоар, тикун 69 (112, 1). И см. Зоар 3 216, 2.
[61] Хасдей Давид нээманим 1, 62 и далее. Маво лекабалат Аризаль, знак 4, 2 (стр. 210).
[62] Эц хаим, врата 3 (седер Ацилут), глава 2.
[63] Брахот 34, 2.
[64] Тикуней Зоар 6 (23, 1): “Высшая има почует в мире Брия“, а на языке Тикуней Зоар.
[65] Йешаяу 6, 10.
[66] Теилим 113, 9.
[67] Мигдаль оз (Мондшейн) стр. 348 и в примеч. 23.
[68] Шабат 153, 1.
[69] Берешит 3, 9.
[70]טושו“ע סוף הסימן (ובמ“א שם) .עפ“י נמוק״י יבמות טז, ב (דפי הרי״ף).
[71] Тания, глава 12. И см. там в толкованиях Тании, что намерение в его статусе и душевном состоянии в настоящем, а не в реальности на деле).
[72] И красивый намек: пять ступеней – גר־תושב גר־צדק בעל־ תשובה צדיק משיח (гер резидент, праведный гер бааль тшува праведник Машиах) = 2685 = пятикратному (среднему каждой ступени) Ацилут (“и весь твой народ] включая герей резидентов[ праведники, «знать сынов Израиля») אצילות =משיח (Ацилут = Машиах и еще половина Машиаха), и только первые четыре ступени (без Машиаха) = 2327 – 13 (половина от Ãвайе) раз по 179 (половина Машиаха).
[73] Тания, глава 39: ” «И у нас нет возможности понимания тайного – тех великих праведников, которые в аспекте Колесницы» (и см. там, что постижение посредством служения, начиная с Брия и ниже). ”
[74] И см. Лев ладаат, статья (Перек беаводат Ãшем, стр. 2; Мивхар шиурей итбоненут, том 24, со стр. 51)
[75] И см. еще в первой половине урока, часть В.
[76] См. Имрей бина, .שער הק“ש פ“י Хасдей Давид нээманим, часть 11, стр. 29 и далее. И еще.
[78] Йешаяу 58, 8. ראה ע“ח שער הכללים פ“ח; של“ב (הארת המוחין זו“ן) פ“א (מ“ת). ובכ“מ.
[79] ראה שני המאורות ח“ג פ“א סימן ה .
[80] חגיגה יב, א; זהר ח“ג רנא, ב .
[81] ראה מגיד מראשית אחרית ד“ה “בריש הורמנותא דמלכא“ אות ד — ובריבוי מקומות .
[82] שער היחוד )אדמו“ר האמצעי( פט“ו ובריבוי מקומות .
[83]ראה זהר ח“א כד, א; ח“ב ס, א; תקו“ז תקון ו בתחלתו; תקון כד; תניא אגה“ק יח, כג ובכ“ד.
[84] Дварим 6, 4.
[85] סמ“ק סימן ב; הובא בב“י או“ח סימן סא .
[86] סוד ה׳ ליראיו שער “שלשה דילוגים“ פ“א .
[87]וראה סדרת שיעורים בענין בשנת תשמ“ב: י“ז וכ“ג אייר; ט“ו סיון
[88] הקדמת אמרי בינה .
[89] В продолжении к намеку, что в примечании 72 – намек на 5 ступеней, которые равны 2685 (а также на четыре ступени) – с шестой ступенью, Ша-дай, (кав) получаем 2999 “וייצר הוי׳ אלהים את האדם עפר מן האדמה ויפח באפיו נשמת חיים ויהי האדם לנפש חיה“ (“И сотворил Ãвайе Б-г человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою”, Берешит 2:7); с седьмой степенью Ãвайе (бесконечный свет до сжатия) получаем 3025, цельность всего в квадрате!; а при восьмой степени сути и сущности – עצמות־מהות ( акроним ,עם тайна “Нет царя без народа”), 4082, гиматрия Ãвайе (26), умноженное на половину ש־די, или ש־די умноженный на אחד-один.