13
Ноя
2024
авраам

Сокрытие, которое вне реальности

Лех леха… – это первое, что Б-г говорит Аврааму, отцу нашему, – когда его еще называли Аврамом и он получает дополнительную букву ה в конце главы. В этой главе в начале он зовется «Аврамом», и в конце он благословится тем, что Бог обрежет его и он заслужит имя «Авраам». Мудрецы говорят, что после получения нового имени его нельзя называть прежним именем, тогда как Яаков продолжает называться так даже после получения имени Израиль. У Яакова есть две ступени, по которым он восходит и нисходит, иногда Яаков, а иногда Израиль, и. нужно свободно перемещаться между двумя этими уровнями. Не так с Авраамом – можно подумать, что с именем «Аврам» есть проблема, и поэтому его так называть запрещено, но это, конечно, не так. Каббала цитирует, что Аврам — это Ав-Рам, высший разум, какой только может быть, «разум, который сокрыт во всех идеях» —разум такой глубокий и великий, а не разум сознания души, обычного человека, а ум, который находится глубоко глубоко в сознательном разуме, который сокрыт в каждой идеи, и ни одна идея не может схватить и нарисовать этот разум. Если у Аврама разум, который сокрыт в какой-либо идеи, в чем проблема? Что необходимо изменить? Пока ум, который сокрыт в какой-либо идеи, не способен раскрыть себя таким, какой он есть, он может открыть все виды просветления сам по себе, но то, чем он является на самом деле, он не может открыть, и в любом случае у него есть некоторая внутренняя фрустрация, когда он не может обнаружить себя. Либо человек осознает это разочарование – как, конечно, было с Авраамом, – либо человек (как и мы) не чувствует глубины своего невыраженного потенциала (а если бы он это почувствовал, то наверняка бы впал в глубочайшее разочарование). Потому и написано, что “иди себе”. Мы должны жить каждую неделю по главе Торы – как нам говорят, «жить в ногу со временем» – и мы должны идти от Аврама к Аврааму. Что такое Авраам? Что добавляет буква ה? Буква ה это алма деэтгалия – способность выражаться прежде всего в мысли и прежде всего в речи, а также открывать не только внешние озарения, но и все существо. Вот почему те, кто возвращает его к имени Аврам   оказывают ему медвежью услугу – коль скоро он уже Авраам, способный раскрыть себя, то надо постоянно прибавлять всё больше и больше Авраама, чтобы он открыл себя как Авраам, и все мы его сыновья. Он наш первый глава, первый отец, и мы все продолжаем открывать для себя Авраама. Хотя имя его не Аврам, и называть его так запрещено, но это то, что обнаруживается постоянно. Назвать его так — значит вернуть его в неизвестное состояние, а над раскрытием надо постоянно работать. Подобно открытию Машиаха – каждый должен открыть в себе искру Машиаха, а не возвращать его в состояние, когда у него есть все, что в его силах, но оно не проявляется.

В начале Книги Диврей а-ямим, которая обычно является последней книгой Танаха, есть стих (сейчас мы читаем Берешит, т.к. «конец в начале») рассказывается вся история человечества – начиная с «Адам Шет Анош». Когда доходит, в первой главе, до 27-го стиха (заметим смысл этого), там говорится «Аврам есть Авраам» (это весь стих, там стихи короткие). Это стих идентификации, и в стихе просто говорится: «Аврам – он — Авраам» – т.е. с добавлением ה к имени — 248  (רמח) заповедей «делать» (и есть 365 заповедей «не делать») — когда каждая заповедь «делать» — это разные выражения любви Б-га к «Аврааму – любви моей») – но «Авраам» на 5 меньше, 243. Что такое 243, и почему это суть Аврама (даже после того, как его имя изменено, запрещено читать – поскольку это суть, и надо постоянно работать над раскрытием) 243= 3 в 5-й степени, поэтому тайна Авраама – это сами пять измерений, целостность. Мы воспринимаем три измерения нашими глазами, но Авраам пишет в книге Творения, что сотворенная вселенная имеет пять измерений. Сегодня в физике говорят о четырех измерениях – трех измерениях пространства и измерении времени. Но в книге Творения есть другое измерение – ценности души – измерение моей души, концы которой «хорошо» и «плохо» (каждое измерение имеет два конца – юг-север, восток-запад, верх-низ, прошлое-будущее). Измерение души в Каббале называется даат, сознанием, а в Торе познание впервые упоминается как «дерево познания добра и зла». В стихе сказано: «И без осознания душа нехороша» — осознание умеет различать и переходить из состояния негативного осознания в позитивное (или наоборот). Даже сегодня наука начинает понимать, что осознание является неотъемлемой частью реальности, но они не знают, как определить это измерение сознания – они не знают, что у него тоже есть края, точно так же, как есть Восток и Запад, и края сознания бывают хорошо и плохо. Добро и зло еще не открыты наукой, но об этом уже тысячи лет написано в книге, приписываемой Аврааму, нашему отцу, первому еврею. Без осознания нельзя сказать, что что-то плохо – если существо не разумно. Понимание добра и зла тем явственней, тем выше осознанность. Речь идет о мудром, который выбрал в своем уме добро или противоположность добру, как сказано в стихе «Вот, я предложил тебе сегодня жизнь и добро и смерть, и зло, и ты выбери жизнь» и добро.

Если так, то Аврам- אברם число 3 в 5 измерениях. Авраам – 248 – число органов тела. Когда какой-нибудь врач или кто-то другой наблюдает за телом и соглашается с утверждением мудреца, что существуют органы, но не может нарисовать картину тела в пяти измерениях, он заметит только три измерения. Но ясновидящий мудрец увидит человеческое тело и не только душу – органы, основой которых является число 243 –רמג, учат, что бытие тела – это структура, существующая в пяти измерениях. Вы не видите времени тела, и конечно. вы не видите ментального измерения тела, но это его имя, и мы знаем это только из числа 243 – тех, кто сейчас находится в процессе: «Иди, чтобы стать первым евреем, праотцом». Для всех нас это понимание является проблеском идеи, – что я живу и существую, и эта вещь отражается в моем теле, что я живу в реальности пяти измерений, это сам разум, который проблеск каждой идеи, и даже величайшие физики говорят о четырех измерениях, они говорят, что человеческий разум не может этого нарисовать – они дают всевозможные патенты, чтобы почти понять, как возможен один «кусок» из четырех измерений, но на самом деле нарисовать его в мозгу это за пределами способностей человеческого разума. А способность рисовать, что я живу в пяти измерениях, следовательно, эта вещь сама по себе есть разум, который сокрыт от нас. Если да, то кто такой Авраам? Когда вы добавляете пять измерений, сами измерения, это способность обнаружить этот скрытый разум. Даже внутри души порядок тот же — есть три видимые части, нефеш-руах-нешама, три измерения, которые видимы, и есть еще два измерения, которые не видны, хая-йехида. Если нефеш-руах-нешама соответствуют трем измерениям места, то хая — продолжительность жизни — соответствует измерению времени, которое относительно измерений места скрыто (мы знаем, что время есть, но мы этого не видим), а пятое измерение, корень которого называется йехида-единственная души. Вся задача Авраама, нашего праотца, состоит в том, чтобы раскрыть эту тайну, и как только кто-то открыл эту тайну, он открыл свою мессианскую искру, и тогда он также способен выкупить רפח -248 искр в реальности.

Что мы уже сказали? В первом стихе уже сказано все – вся цель миссии Авраама, отца нашего, и миссии каждого еврея и еврейки из потомков Авраама. Миссия – «уйти» от того, кем ты являешься сейчас, «из страны твоей, и родины твоей, и дома отца твоего», «в землю, которую я тебе покажу». Когда читаешь просто, думаешь, что смысл в том, что ты пойдешь в страну, которую сейчас не знаешь, и в конце концов я покажу тебе эту землю, но в глубине души – это не та земля, которую я тебе покажу – а та, которая раскроет тебя, אראך. Есть земля, которая способна открыть тебя, земля, которая способна открыть существо изнутри. Трудность пяти измерений, где главное – в том, чтобы жить в пятом החמישי (המשיחי) (мессианском) измерении. По сути, это способность всегда видеть и выбирать в жизни, пока человек не удостаивается выбрать вечную жизнь, вечное добро, а это само по себе Машиах и искупление. Есть одно место, которое наиболее благоприятно для этого – Земля Израиля. Вначале Бог не раскрывает, где находится Земля Израиля, даже физическое место на карте, потому что в этом месте есть какая-то скрытая сгула – вы придете в такое место, где Он сам скрыт, и Он раскроет, что там откроется скрытая часть тебя. Весь процесс, все его движение, все время «идет и едет» — в соответствии с заповедью «Иди себе», и таким образом каждый еврей «движется», движется вперед, ни на минуту не останавливаясь на месте — все это от Аврам Аврааму, но, как написано в Диврей аямим, «Аврам есть Авраам». И почему это 27-й стих? Так как это 3 в степени 3. Вначале это 3 в 5-й степени, но 27 – это זך – говорит, что Ребе, пожалуй, больше все чисел любил это число, и объяснил, что это потому что это 3 в степени 3. Это видимая часть Авраама, – три видимых измерения, но внутри этой видимой части – 3 в 3-й степени – скрыто 3 в 5-й степени. Вот почему в стихе 27- זך в Книге Диврей а-ямим написано “Аврам есть Авраам” – это Аврам, но надо открыть его как Авраама, открыть его суть. [Кстати о костях: 248 костей есть в скелете человека (в этом смысл 248-ми органов) – и есть одна кость, самая скрытая и последняя, ” косточка луз” (которая по мнению мудрецов, питается пищей – наслаждается только раз в неделю, на исходе Шабата, когда ешь малаве малку – Ребе в Беседах всегда указывал на практические моменты, “действие – главное”, и вот момент, который очень важен – хорошо бы не забыть поесть малаве малку, четвертую трапезу, в честь царя Давида, и в Каббале написано, что только в этой трапезе питается эта косточка лузעצם לוז = אברםעצם הלוז = אברהם – из этой косточки через сто двадцать лет вырастет вечная жизнь, а вечная жизнь появляется уже тогда, когда человек живет в реальном пространстве пяти измерений, для всех наших 5-ти видов душ – сокращенно наранхай, и в любом случае мы связаны с благословенным Богом, и так же, как Бог вечен – “אני הוי’ לא שניתי”  «Я есть Бог, Я не изменился» – вы тоже вкушаете это, испытываете это и живете этим.]

До сих пор мы говорили в основном о пяти измерениях – но здесь есть 3 в 5 степени, нам нужно обратиться и к 3. В каждом измерении есть три степени – три уровня опыта – которые на языке Баал Шем Това называются мирами-душами-Б-жественностью (и вскоре мы немного объясним, что это для нас значит). Вот что нужно понять сейчас, в связи с «Лех-леха» — что человек должен постоянно ходить. Прежде чем продолжить, отметим еще одну вещь. В главе «Лех Лех» Бог заключает с Авраамом два завета — сначала завет о земле, а затем, в конце главы, завет обрезания. Завет о земле –земле обетованной, которая до реки Евфрат, земли десяти народов. То, что мы унаследовали на момент входа в землю с Иеошуа бен Нуном, — это всего семь народов, но Бог обещал нашему отцу Аврааму десять. Итак, задача нашего поколения состоит в том, чтобы унаследовать Кини, Кенизи и Кадмони, мы еще не достигли их территории в физическом плане и их цели духовно, ведь согласно Каббале они – 3 главных – 3 главы, которых у нас еще нет. Мы еще не достигли того разума (тех мохин беэцем), которые связаны с этими тремя народами, и это наша задача сегодня. В завете между частями на Земле Израиля его по-прежнему зовут Аврамом – это в 70 лет, и пока нет никаких намеков на то, что он собирается сменить имя. Но, 29 лет спустя, когда ему уже 99 лет – очень серьезный промежуток времени между заветами, когда он уже достиг глубокой старости, – Бог заключает в ним еще один завет: “Ходи предо Мною и будь непорочен”, обрезание, и здесь Бог добавляет ему букву ה к его имени. Здесь он начинает называть Авраама – «Аврам есть Авраам». Что такое обрезание? Помимо физического действия обрезания «крайней плоти», в «Сефер Йецира» — книге Авраама Авину — написано, что обрезание крайней плоти – маор – эквивалентно «обрезанию» языка-мила. Мила означает слово, речь, способность выражать и открывать. Обрезание – это еще и способность выражаться, потому что написано, что до обрезания Авраам не может родить подобного ему – нашего праотца Ицхака, он должен родить свою внутреннюю суть. Всегда есть семя-бар и отходы-псолет – до обрезания он не может родить свое семя, а только «отходы», только Ишмаэля (которого ему родила рабыня Агар в 86 лет – почему ему не родила Сара, наша прамать, ведь они оба были так несчастны? Потому что была проблема, что он не смог раскрыть себя, родив по образу и подобию своему, как написано и о сотворении первого Адама от Бога, и также при рождении его по образу Его, а у Авраама это может быть только после обрезания). Обрезание – это возможность раскрыть себя в своем семени, и это соответствует раскрытию языка – и не важно мужчина ты или женщина – должна быть возможность выражать себя. Есть ситуация «Либа Лепума Ло Галия» — в сердце есть глубокие вещи, которые человек не может выразить устами. Иногда из-за неспособности выразиться человек обращается к психологу, который мог бы помочь – это не выход (если только этим психологом не является Ребе, который может помочь). У мудрецов написано, что у Бога тоже есть такая проблема, что он не в состоянии знать, когда придет Машиах. Если да, то что такое обрезание? На двух уровнях и брит языка, и брит крайней плоти). Из этого мы узнаем, что вся эта мицва, весь этот завет предназначен для открытия. Следовательно, это время, когда Бог дает ему букву ה, что тоже для той же цели (того же «дать росу и дождь») – цели раскрытия, и не довольствоваться внешним раскрытием, а иметь право открыть для себя всю суть. В завете о Земле Израиля есть что-то, что само по себе связано с разумом, который исчезает из любой идеи такой, какая она есть на самом деле, еще до ее открытия. Вершина укрепления Авраама в самом себе, еще без способности раскрыть себя, но познать себя, кто я и какова моя миссия – это завет между частями, еще до возможности выражать себя. Люди живут семьдесят лет и не знают, для чего они на свете. Даже величайшие цадики – такие как Баал Шем Тов перед своим уходом в мир иной говорили, что они только сейчас понимают, для чего Бог создал его в мире. Познать суть (почувствовать ее, «усилиться» на языке хасидов), даже до того, как он сможет обнаружить суть, является завет между частями. И способность раскрыть это другим – так и должно быть, потому что этот мир не для того, чтобы мы оставались вещью в себе, ведь Бог поставил нас сюда для общения (человек называется «говорящим», а не «образованным», не «ум, исчезающий из всех идей») — все -способность обнаружить Б-жественность и распространять ее – благодаря обрезанию. Во всяком случае, из всего этого можно понять, что в завете о частях есть еще и очень большое достоинство – там он достигает той сущности разума, которая исчезает из всех его идей, которая на самом деле является сутью Кини Книзи и Кадмони среди народов. Тогда, от обрезания, он сможет начать сущностное распространение (а не внешнее). Он распространяет, что в мире есть Бог, единый Бог. Сущностное распространение — значит раскрыть, что Бог есть все и все есть Бог, что трудно понять, и это должно быть раскрыто.

Рав Ицхак Гинзбург

Урок по недельной главе «Лех леха» 68 г. (часть 1)

 

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий