6
Авг
2021
dancer-

И швырнул правду на землю

Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов говорил: «В народе есть поговорка, что с правдой можно обойти всю землю. Что это значит?». И объяснил полушутливо: «Имеется в виду, что когда некто приходит куда-то и высказывает там людям всю правду прямо в лицо, они не готовы принять это, и никто не в состоянии его терпеть. Тогда он вынужден уйти в другое место. И когда там он тоже начинает выкладывать людям свою правду, то снова вынужден искать себе другое место. Таким образом он может обойти весь мир».

По Решимат дварим 2, 33

«Для обитания создал»

Говорит Мидраш: «Сказал рабби Симон: в час, когда Всевышний собрался сотворить первого человека, ангелы разделились на «партии». Одни говорят: «Сотворить!» Другие говорят: «Не сотворять!» Как написано: «Милосердие и истина встретятся, правда и мир соединятся».

Милосердие сказало: «Сотворить, ведь ему свойственно творить добро».

Истина сказала: «Не сотворяй, ведь он полон лжи».

Справедливость сказала: «Сотворить, ведь он творит много добра».

Мир сказал: «Не сотворяй, ведь он все время в распрях».

Что сделал Святой Благословенный? Взял правду и бросил ее на землю, как написано: «И швырнул истину на землю». Сказали ангелы Всевышнему: «Владыка мира, почему позоришь ты свою печать? Подними истину с земли!». Ведь написано: «Истина произрастет из земли».

Итак, на основе этого Мидраша мы можем сделать вывод, что есть два вида истины: земная и Небесная. Небесная правда не в состоянии терпеть этот мир, полный полуправды и полулжи, и поэтому она заранее старается препятствовать сотворению его. Однако та истина, что произрастает и поднимается именно с земли, не гнушается делами мира лжи, она готова обосноваться в нем и укрепить его существование.

Святой Благословенный, Он критерий истины, и истина есть Его печать. Разумеется, у Него не могла возникнуть мысль, которая не абсолютно истинна. Вышедшие из-под рук Творца сонмы ангелов также истинны. Тем не менее, истина Господина и истина слуг сильно отличаются.

На глазах ангелов Творец берет их видение истины и перекраивает его по своему усмотрению. Из Его действий мы можем понять, что правда ангелов весьма неполна.

Из самой заинтересованности Творца этим миром и человеком ясно, что истина находится также и здесь. «Ангельская истина» сбрасывается на землю, невзирая на мнение ангелов, и непостижимым для них образом она подтверждает существование уже возникающего и принимающего форму Творения и придает ему мощь от Б-га.

Это «прыжок через пропасть». Нетерпимая истина, свершающая «их», становится способной терпеть ложь, временность, незавершённость и половинчатость этого мира, чего ангелы постичь не в состоянии. Но, тем не менее, когда ее швыряют на землю, и мироздание возникает и принимает форму, они понимают, что истина в нем есть. А потому соглашаются и восклицают: «[Так пусть же] истина произрастет из земли!»

Бааль-Шем-Тов говорит, что качество истины многих людей похоже на «ангельское». Рассматривая все происходящее через призму «чистой и непорочной» истины, они в результате приходят к воззрению, отрицающему саму нашу реальность и ее легитимность. Где бы они ни стремились поселиться, местное население всегда нападает на них и изгоняет из своей среды. Можно было бы сказать, что цадики страдают за грех своего поколения, которое недостойно их и не в состоянии их вынести, как и многих пророков в свое время, однако Бааль-Шем-Тов, сам великий цадик, утверждает, что люди поступают справедливо, прогоняя таких праведников.

Сказано: «Как в воде отражается лицо [смотрящего в воду], так и в сердце человека отзывается сердце [обращающегося к нему]». В нашем контексте это значит: из самого факта, что наш мир не в состоянии терпеть истину, мы можем сделать вывод: и она терпеть не может этот мир. Если так, она отвергается справедливо. Этот мир – место для тех, кто готов участвовать в выполнении воли нашего Отца, Святого Благословенного, и тем самым поднять истину с земли. Тот, кто хочет истину такой, какой она является в ее первозданном виде – его место на Небесах, среди ангелов, а не на земле. «Не для хаоса сотворил Он [землю], а чтобы обитали на ней»! Любое хорошее качество, если оно не используется для совершенствования мира, но лишь способствует расшатыванию его основ – не имеет права на существование.

Мидраш говорит: «Моше – истина, и его Тора истинна». Поэтому Моше устанавливает своё жилище вне стана народа. Однако без постоянного участия своего брата Аарона, любящего людей миротворца, всегда стремящегося к миру и братству с каждым евреем, Моше не мог бы руководить народом. Тот, у кого главное качество – стремление к миру и примирению, нередко вынужден говорить «не совсем правду» (ради сохранения или восстановления мира). Так он приводит к исполнению сказанного в Теилим: «Как хорошо и приятно, когда братья сидят вместе!».

Подобным же образом и Машиах нуждается в том, чтобы его приходу предшествовало появление Элияу а-Нави. Без участия Элияу Геула неосуществима. Машиах «придёт вернуть праведников к тшуве», присущее ему качество истины пронзает до самых глубин души, и если даже к цадикам у него есть претензии, как же он отнесется к грешникам?!

Поэтому Элияу предшествует Машиаху и готовит почву к его приходу. Элияу собирает и пересчитывает заслуги Израиля, находит для каждого еврея оправдывающие его обстоятельства и показывает, что, в сущности, «все евреи – праведники». И только после того, как все евреи уже станут праведниками, придет Машиах и приведет всех к еще более высокой тшуве.

Достоинство сумасшествия.

Рабби Нахман из Брацлава в одном из его известных рассказов высказывает следующую мысль о свойстве истины:

Однажды царь сказал своему любимцу-министру, второму лицу после него во всем государстве: «На основании своих астрологических расчётов я вижу, что все зерно, которое вырастет в этом году, будет обладать свойством превращать каждого, отведавшего от него, в сумасшедшего. Поэтому нам нужно срочно решить, что делать». Фаворит ответил, что им стоит заранее заготовить запасы зерна, чтобы не есть от того урожая. Но царь отверг эту идею: «Тогда, поскольку мы будем единственные несумасшедшие, а весь мир будет сумасшедшим, то окажется наоборот, что сумасшедшие – это мы! А заготовить нормальной пшеницы на всех невозможно… Поэтому, несомненно, нам тоже придется есть от этого урожая…». Давай-ка сделаем на наших лбах отметки, всегда напоминающие нам, что мы – ненормальные. И когда я посмотрю на твой лоб, а ты на мой, мы увидим отметку и вспомним, что мы сейчас сумасшедшие».

Если все сходят с ума, ни в коем случае нельзя оставаться единственным нормальным. Такая «вменяемость», в сущности, есть бегство от реальности нашего мира, выход из игры. Поэтому правильней будет участвовать в сумасшествии вместе со всеми. Но исключительно важно не забыть позаботиться заранее и оставить себе какой-либо знак, напоминающий, что на самом деле является истиной в этом мире сумасшествия!

Лучше быть обманщиком, знающим, что он собой представляет и озабоченным этим, чем «человеком истины», полностью оторванным от реальности.