18
Дек
2024
1346242_19284843

Примирение Луны

Учили в Гемаре[1]: Рабби Шимон бен Пази Рами написал: «Бог создал два великих светила: великое светило и малое светило!» Луна сказала Святому, благословен Он: Властелин мира, можно ли двум царям пользоваться одной короной? Он ответил ей: Пойди и уменьши себя! Она сказала Ему: Властелин мира, раз я сказала перед тобой правильную вещь, то я должна и уменьшить себя? Ответил ей: Иди и властвуй днем и ночью. Сказала Ему: Днем же, как свеча в полдень, что толку? Ответил ей: Иди, Израиль будет называться твоим именем, отсчитывая по тебе знаки, дни и годы…

Сказал Всевышний: «Принесите за Меня искупление, из-за того, что Я уменьшил луну».

Эта статья – одна из основополагающих статей внутренней Торы, на ней основаны основные принципы Каббалы и хасидизма (отметим Толкование уменьшения луны[2], Аризаля, и отрывки из статьи Р. Айзика из Гомеля «Два светила», в которой он замечательно вникает в тайну вопроса), а тут мы коротко процитируем его, чтобы взглянуть на вопрос в нашем стиле.

Слова написаны в рамках подготовки к Шаббату-главе Ваишлах, в которой Яаков говорит: “Чем больше милостей [Ты мне даришь] и [чем больше] открываешь истину[3], тем ничтожней я в своих собственных глазах”[4] [сказал Яаков Всевышнему, когда узнал, что Эйсав идет навстречу ему]. Вообще, месяц-луна – это тайна царства женщины Нукба[5], как известно (а солнце – это тайна мужского пола, З”А).

Различные этапы примирения Луны соответствуют этапам построения малхута-царства и его возвышения, в пять стадий – что соответствует 4-м буквам имени Ãвайе Благословенного Б-га и острию буквы йуд (когда все находится в мире Ацилута, тайне четырехбуквенного имени Ãвайе Благословенного Б-га):

Уменьши себя нижняя буква ה Имени

После своего обвинения, когда «Луна сказала[6]: …можно ли двум королям пользоваться одной короной?!»  Ответил ей Всевышний: «Иди и уменьши себя» (и согласно простому смыслу – чтобы уменьшила свой свет, чтобы он не был бы подобен солнечному[7], поскольку она уменьшается и исчезает каждый месяц[8]).

Это первая стадия малхута-царства, когда оно начинается всего с одной точки (по сравнению с Зеир анпином, который начинается с шести точек), «точкой под [влияющим] йесодом-основой»[9]. Это «не нарисованная точка» (имеющая нулевые измерения, вообще никакой площади и даже не линию одного измерения), и в любом случае ее свет — лишь всеохватывающий свет, поскольку у нее вообще нет «приемника» для получения внутреннего света, и это то, что у нее нет ничего своего[10]. Поэтому, поскольку в этом состоянии [внутреннем свете] «ничто» малхут-царство не в состоянии получить от воздействующего на него по порядку спуска-ишталшелута, оно спускается в три нижних мира, где выбирает 288 святых искр (упавших в нижнюю реальность), в тайне «Встает она еще ночью, раздает пищу- טרף (гиматрия 288 включая колель) в доме своем и урок служанкам своим»[11]. Поскольку малхут на своем месте в Ацилуте, это «хвост львов»[12], в тайне, в которой говорится о женщине) «родилась хвостом-занав»[13] (как один из вариантов ее рождения, и она отдаляется от единства со своим мужем (йесод) как нида (занав = нида), и в любом случае она подвержена спуску. В своем нисхождении к нижним мирам Бия она уже является «главой лисиц», а «ноги ее нисходят к смерти»[14] (к месту смерти, «смерти царей», чьи искры упали вниз).

В общем, на этом этапе находится малхут на своем месте (и оттуда она спускается за добычей-тереф), нижняя буква ה.

ו – правит днем и ночью

Хотя Луна заявила: «Поскольку я сказала Тебе слова истины, я должна уменьшить себя?» Затем Он ответил ей: «Иди и управляй днем и ночью». То есть, восхождение малхута – женщины на место мужчины Зеир анпина (вав в имени Ãвайе), чтобы соединиться с корнем, который там находится (ибо малхут Ацилута стоит за тиферет Зеир анпина). Но на месте Зеир анпина малхут «как свеча в полдень».

Верхняя буква ה – чтобы считали тобой евреи дни и годы

Поднятие нуквы к има илаа – верхней букве ה имени – тайна корня душ Израиля  («чтобы считали тобой евреи дни и годы») в име-бине (карьер душ – в бине). В частности, те, кто назначает и рассчитывает времена и даты, являются сыновьями Иссахара, «знающими мудрость времен» (Иссахар означает, что есть награда, награда будущего мира, аспект бины), и в частности они знают «тайну зарождения» (зарождения в утробе матери-бины) סוד העבור = סוד הוי׳ ליראיו = שמחה

(Тайна Бога боящимся Его = радость (Внутренний аспект бины, «радостна мать сыновей»)).

י – назвать праведников по Твоему имени

Поскольку Луна утверждала, что с помощью Солнца периоды отсчитываются и год определяется), то Святой Благословенный сказал ей: «твоих именем будут называть праведников».

Это еще один подъем малхута, включиться в свой источник в аба – «Авайе с мудростью сотворил землю», «Отец основал дочь». Корень душ Израиля вообще находится в бине, но праведников в частности, корень в высшей хохме, «Ацилуте, что в Ацилуте» («Благородные из сынов Израиля»), которые называются маленькими. Буква йуд имени Б-га – (маленькая буква). Малость – характеристика «битуля-самоуничижения в реальности» (битуль — это внутренний аспект хохмы- мудрости), «Потому что вы — наименьший из всех народов», те, кто принижают-уменьшают себя» 21.

Три «малых» праведника — это Яаков, отец наш, Пророк Шмуэль22 и царь Давид (и интерпретация Раши «Яакова Маленького, «кто поднимет Яакова, потому что он мал». Давид Мал, как написано в книге Шмуэля, а также Яаков уменьшает себя, говоря: «Катонти – мал я от всех милостей Твоих»): Маленький Яаков — тиферет хохмы, «слава Израиля»; Маленький Шмуэль нецах в хохмы (пророк Шмуэль сказал: «И вечность (то есть Б-г) Израиля не обманет»); И Давид малый — царство в мудрости (Яков Давид = Давид в квадрате).

Сначала малхут был «точкой», и теперь эта точка, йуд, у нас было йуд вначале (хохма, йуд во имени Авайе), йуд в конце (малхут, йуд в имени Адней). Йуд в начале — גֹלם = חכמה (голем = мудрость)24, «сырой материал» без формы, «сияющая молния в разуме» (свет, у которого все еще нет сосуда, чтобы одеться, кроме «коротких букв» мудрости), как капля отца до того, как он войдет в утробу матери (что и придает ему такую форму). Йуд в конце это точка без вместилища, начало создания сосуда для получения внутреннего света, но еще в аспекте голема (в неудачном смысле, как разница между мудрецом и големом-болваном26, в главе Авот 5, 7, когда здесь голем станет мудрым). Йуд в начале – «мудрость Б-га», «благородная честь», а в конце – мудрость Шломо (мудрость природы), «честь творения» (в нисхождении малхута к 3-м нижним мирам, мира творения и ниже).

Острие буквы ‘ – принеси мне искупление

После четырех этапов примирения, которые прошли неудачно («она не приняла»), Всевышний говорит: «Принесите мне искупление за то, что я уменьшил Луну». Эту статью (также можно найти в Гемаре Шавуот27) было поломано немало перьев, ученые и многие великие люди Израиля постарались объяснить это, и Ритба уже писал: «И было сказано много толкований, и на пути истины в этом вопросе есть великая тайна». Помимо слов «принесите мне искупление», надо понять, какое в этом примирение и утешение Луны, чтобы успокоить ее.

И надо сказать, что это пятая стадия, против верхней макушки (кончик йуд, имени Авайе), и против йехиды в душе. «Искупление Мне» כפרה עלי то есть имени Авайе, на йуд, концу йуд. Здесь Б-г делает с собой, так сказать, то же, что он сделал с Луной – точно так же, как Он ее уменьшил , Он так сказать принижает и себя, признавая совершенный Им «грех» и нуждающийся в искуплении. При этом он говорит Луне: То, что случилось с тобой, действительно случилось со Мной, мы с тобой одинаковы, мы оба в одинаковой ситуации.

В этом секрет изгнания Шхины (принесите мне искупление = изгнание!), когда Бог «отождествляется» с уменьшающейся Луной – Израиль подобен Луне и считает по Луне, и Б-г обитает в Израиле – до тех пор, пока не наступит будущее, когда « и свет Луны будет подобен свету Солнца»[15], и как говорится при освящении Луны в начале каждого нового месяца (когда Луна обновляется после уменьшения) «Да будет на то воля Твоя… восполнить ущерб Луны, чтобы не уменьшалась она и чтобы был свет Луны как свет Солнца и т. д.» (то есть «Община Израиля вернется, чтобы прилепиться к своему мужу, который является Всемогущим, подобно Луне, которая  обновляется с Солнцем», как говорит Рама в Шулхан Арухе 30).

Это «Но стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня»[16] — «Стезя- אֹרחправедных» то есть свет Луны («будут праведники называться именем твоим») , стезя-אֹרח, близкое слово к слову луна- ירח (а «орех нашим –  женский цикл» — это  месячный цикл, отчетливая связь между женщиной и Луной); «Как свет нога» (נגה = חן, nоga = симпатия, благодать Луны[17], «благодать, благодать на нем!»33, но когда «ноги ее спускаются в смерть», она вскармливает оболочку клипат нога (нейтральную клипу), которая воздействует на три нечистые оболочки в тайне о «лжи красоты», изгнании Шхины); «Идет и светит, пока не наступит подходящий день», она поднимается шаг за шагом, пока не сравняется с солнцем (день, означает солнце, как говорит здесь Гемара «также день»), чтобы «стать одного роста»[18]34 (а потом все равно оно также поднимается над солнцем, так как свет возвращается на предшествующее ему место, еще выше, чем откуда он вышел как пояснялось в хасидизме что аспект равенства статусов в любом случае включает в себя аспект «Жена доблестная – венец мужу своему»[19], (и этого достаточно для понимающего).

Часть 1 (стр. 19-22) Нифлаот Веишлах 85 г.

[1] Хулин 60б.

[2]

[3] Берешит 32, 11.

[4] Тания, Святое послание 2.

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

[11] Мишлей 31, 15.

[12] Авот 4, 15.

[13] Брахот 61а.

[14] Мишлей 5, 5. Занав нида в малых числах равен смерть-мавет.

[15] Йешаяу 30, 26.

[16] Мишлей 4, 18.

[17] Зхария 4, 7.

[18]

[19] Мишлей 12, 4.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий