2
Янв
2025

Праздник праздников

 

candle-holder

Ребе Раяц называет 19-е Кислева «праздником праздников» (хаг а-хагим) — хасидизм учит радоваться «чистой радостью» тем самым добавляя жизненные силы и радость всему циклу года (когда 19-е Кислева рассматривается как точка, в которую устанавливают циркуль-мехога, чтобы начертить вокруг ее круг-маагаль праздников года). И гиматрия «праздник праздников» равна семикратному «праздник» (חג החגים = 7*חג), намек на семь праздников в цикле года, по порядку, с 19-го Кислева и далее – Ханука, Пурим, Песах, Шавуот, Рош-Ашана, Йом Кипур, Суккот (включая Шмини Ацерет).

Семь праздников соответствуют семи мерам сердца: в толковании мы отмечаем, что три праздника соответствуют трем мерам Хагата – Песах в хесед-благодать (весенний День любви), Шавуот в гвура-строгость (дарование Торы из уста Б-га) и Суккот в тиферет-красота («И Яаков пошел в Суккот»), и праздники по постановлению раввинов, Ханука и Пурим – ницах-победа и hод-великолепие, Йом Кипур, день очищения постом, принадлежит к святости йесода-основы, а Рош а-Шана, день малхута, к малхуту-царству.

Каждый из семи праздников имеет свой «цельность», подразумеваемую буквами праздника-хаг: в Песах херут-Геула (свобода Освобождения, первого и седьмого дней Песаха), в Шавуот Хавуя-Генуза (две фразы о Торе), в Суккот хэсэд-гвура (относящиеся в праздничной службе) в Хануку. Хивхи-Гарму (огни и сосуды ханукальных свечей), в Пурим Хех-Гарон (наслаждние винным пиром), в Йом Кипур Хелек-Гораль (раскрытие «части Б-га свыше» и бросание жребия во время службы Йом Кипура) и Рош а-Шана Хефца-Гавра (мера постоянства и мера изменения времени, начиная с Рош а-Шана).

Каждый праздник имеет свой вкус, который пробуждает в душе его память, так же, как знакомый вкус детской еды наполняет душу воспоминаниями. 19-го Кислева рекомендуется устроить пир, включающий в себя все продукты (вместе с подходящей для каждого праздника музыкой): мацу Песаха, блинчики Шавуота, финики (в правой руке) и повидло этрога (в левой руке) из четырех видов растений Суккота, вино в Пурим, горячие картофельные оладьи Хануки, рыба из мафтир Йом Кипура и яблоко в меду в новогоднюю ночь (для тех, кто не успел это сделать в этот же день можно завершить и в последующие для нашего блага дни…).

Семь праздников можно также сопоставить семи святым городам в земле Израиля, где рекомендуется встречаться по праздникам: рабби Авраам Азулай пишет, что четыре святых города Цфат-Тверия-Хеврон-Иерусалим соответствуют сфирот нецахhодйесодмалхут – Цфат и Тверия — «глубина небесная» (нецах) и «глубина преисподняя» (hод), в Хевроне — соединение йесода, а Иерусалим — «город справедливости», царский город царя Давида. К ним мы добавим Беэр-Шеву (хесед), где Авраам насадил Ашель; и Шхем, склонный к бедствиям (гвура); и Иерихон, город запаха и луны, соответствует тиферету (средному стержню, соединяющему верхний конец, реах-обоняние в кетере-короне, с нижним концом, малхут-луна-яреах).

Поэтому в один из дней Песаха нужно поехать в Беэр-Шеву, в три дня перед Шавуотом встретиться в Шхеме, в один из дней Суккота – в Иерихоне, в Хануку поехать в Цфат, в Пурим устроить пир в Тверии, в Йом Кипур или близко к нему (в сеуда мафсекет или в конце святого дня «Имени Б-га») собраться в Хевроне и на Рош а-Шана собраться в Иерусалиме и возвести Б-га на престол.

Нифлаот Микец ст. 4, 85 г.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий