8
Авг
2021
koster

Огонь из огня, огонь из воды

Страсть подобна огню, и каждая пара стремится к тому, чтобы пламя ее страсти не утихало. Однако существуют два типа страсти, два типа огня. Первый огонь – это огонь, который зажигают снаружи. Он вызывается возбужденными чувствами и плотью, и, хотя он мощный и разгорается быстро, полностью увлекая нас на какое-то время, он остается внешним и чужим для нашей внутренней сущности. Этот огонь так же быстро гаснет, как и вспыхивает, и мы внезапно обнаруживаем, что он нас опустошил. При этом мы чувствуем себя потухшими, даже обманутыми, и удивляемся: из-за чего мы так горели всего несколько минут назад?!
Но есть и другой огонь, который выходит изнутри и затем прорывается наружу. Несмотря на то, что источник этого огня находится внутри, его можно пробудить извне, однако это происходит иначе. Он возникает не внезапно, в результате вспышки бурной страсти, а разгорается постепенно и скрыто, и строится из тех вещей, которые согревают сердце. Ирония заключается в том, что начало этой страсти больше похоже на воду, чем на пылающий огонь. Прикосновение воды описано в стихе: «воды Шилоаха, текущие не спеша» (Йешаяу 8, 6) – именно когда течение тихое и медленное, и может даже вначале казаться немного прохладным, оно просачивается внутрь, проникая в сердце и пробуждая его. В теплом и страждущем сердце загорается глубокий внутренний огонь, который растет и распространяется наружу, пока не заполняет все тело.

Эти два типа огня загораются от двух описанных выше видов прикосновения: внешний огонь зарождается от прямого и сильного прикосновения, а внутренний огонь – от «прикасается и не касается». Прямое прикосновение как бы обходит внутренний мир супруга, стремясь только к его телу. Оно не дает сердцу, которое пробуждается дольше, чем тело, и требует внимания и времени, чтобы открыться другому, необходимого времени и подобающего отношения, и, таким образом, оставляет его по-прежнему скрытым. И напротив, нежные прикосновения, когда мы помним, что внутренний мир другого находится вне нашей досягаемости, передают ему чувства признательности и уважения, таким образом пробуждая его сердце. Именно отказ от прямого прикосновения к телу трогает нас больше всего. Правильное прикосновение, подстраивающееся под ритм ближнего, подобное воде, меняющей свою форму в зависимости от сосуда, в который ее наливают, обеспечивает неторопливость и продолжительность, которые разжигают сердечный огонь и дают ему возможность расти изнутри.

Попытка напрямую пробудить огонь желания, минуя небыстрый обходной путь, обычно приводит к одному из двух отрицательных результатов:

Первый – когда попытка удается, и внешний огонь разгорается, но это приводит к разрыву между телом и душой, а поскольку внешняя страсть увлекает за собой лишь тело и не проникает по-настоящему вглубь, то сердце остается покинутым и постепенно закрывается, в результате теряя связь с тем, что происходит «там, снаружи»;

Второй отрицательный результат – если попытка пробудить страсть не удается, то зарождается опасение, что между нами исчезло влечение. Это происходит, когда сердце не желает, чтобы его оставили, и поэтому не отпускает тело и не позволяет ему сбежать к поверхностной страсти. На самом деле, эта тревога свидетельствует о здоровой связи между телом и душой и вообще является необоснованной.

Исцелением от этих двух отклонений является правильное прикосновение, которое восстанавливает и укрепляет соединение тела и души.

Намек на существование внутреннего огня содержится в выражении «огонь из воды» из книги Йецира (1, 11). В этой книге (Йецира означает «Творение») описываются три элемента: ветер, или дух (на иврите оба слова звучат одинаково – руах), вода и огонь, которые рождаются друг из друга – руах из Б-жественного руаха, вода из ветра и огонь из воды. Данное описание иллюстрирует процесс формирования огня истинной страсти. В самом начале есть Б-жественный руах, вдохновляющий пару, и именно он, а не тело, должен быть отправной точкой; из руаха рождается ласковое прикосновение, подобное воде и проникающее в самое сердце; от этого прикосновения рождается огонь, распространяющийся наружу.