Нет другого
На нижней грани нашего куба находится заповедь «Да не будет у тебя других богов кроме Меня».
לא יהיה לך אלהים אחרים על פני
Эта заповедь, вторая из Десяти Заповедей, а также вторая из шести постоянных заповедей, дополняет предыдущую.
Язычество
Вторая заповедь гласит, что мы не должны надеяться на «других богов».
Она включает в себя веру в то, что нет никого и ничего, ответственного за все происходящее в мире, кроме Б-га одного.
Например, если мы не признаем Б-га единственным настоящим источником своих средств к существованию и полагаем, что получаем их исключительно из рук каких-то людей и сугубо по их милости (тем самым попадая в психологическую зависимость от них), то такая позиция представляет собой «мягкую» форму язычества. Точно так же, приписывая свой успех в жизни исключительно собственным способностям и талантам, мы, по сути, занимаемся самообожествлением.
Более того, данная заповедь предостерегает нас от заблуждения верить во всю систему причинно-следственных связей как в нечто самостоятельное. Конечно, Б-г сотворил природу со всеми ее законами естественных причин и следствий, однако Он задействует все эти силы как инструменты, которые подобны «топору в руке дровосека». Поэтому мы не должны ни надеяться на силы природы или на любых сотворенных, что они предоставят нам все, в чем мы нуждаемся, ни даже испытывать по отношению к ним благодарность за то, что имеем.
Оговоримся: вышесказанное о благодарности не относится к людям. По отношению к ним мы можем и должны чувствовать и выражать благодарность за то добро, что они совершают для нас. Причина этого различия кроется в том, что человек обладает свободой воли и выбирает, сделать нам добро или нет. Особенно это верно по отношению к родителям, как сказано в пятой из Десяти Заповедей: «Чти отца твоего и мать твою», ибо родители выступают в роли «сотрудников» Б-га в нашем создании и заботе о нас.
Эта заповедь помещается внизу, поскольку мы должны сознавать, что один лишь Б-г находится снизу от нас – в том смысле, что Он один поддерживает нас и наше существование, – и нам нечего полагаться на «кого-либо другого». Все естественные (или даже кажущиеся сверхъестественными) «земные» силы не годятся для упования на них.
Предыдущую заповедь мы уподобили канату, по которому карабкаемся вверх, дабы соединиться с корнем нашей души. Если продолжить это сравнение, можно сказать, что коль скоро мы перестаем держаться за этот канат, нас начинает засасывать болото неверия в Б-га и надежд на естественные силы.
Жизненный путь
Постоянно очищая себя от ощущения зависимости от чуждых сил и даже от двойной лояльности им и Всевышнему, мы становимся всё более цельными в нашей преданности одному лишь Б-гу. Искренность, цельность и непорочность (тмимут) – это внутреннее содержание сфиры hод, соответствующей, как говорилось, душе Aарона.
В Танахе свойство искренности, чистосердечности обычно употребляется в сочетании или с глаголом «идти» (например, «идущий непорочно…»), или с существительным «путь» (например, «идущие путями прямыми…»).
Так мы идем путем жизни по земле здесь, внизу. Согласно Каббале, «хождение» связано в особенности с левой ногой («левая нога “контролирует” способность к хождению»), которая соответствует сфире hод и пространственному направлению вниз.
Как мы видели выше, исполнение первой из постоянных заповедей ведет к осознанию, способствующему перманентному продвижению со ступеньки на ступеньку в направлении вверх, «идти от достижения к достижению», что неотъемлемо присуще вечной жизни в Мире Грядущем. Дополняющая ее вторая заповедь порождает сознание решительности и стабильности в сохранении верного направления жизни – «идти от достижения к достижению» здесь, внизу, в этом мире. И то, и другое представляют собой процесс постепенный, развивающийся во времени. Вместе с ощущением времени приходит осознание вертикальной координаты нашего пространства – вверх–вниз.