Истинное само пожертвование
Рабби Барух из Межибуж
В 5603 году по еврейскому летоисчислению российское правительство созвало конференцию раввинов в Санкт-Петербург для обсуждения некоторых вопросов, касающихся религиозной жизни евреев. На конференцию были приглашены: Ребе Цемах Цедек из Любавичей, раввин Ицхак из Воложин, р. Исраэль Гальперин из Бердичева, и г-н Бецалель Штерн, директор школы в Одессе.
Когда Цемах Цедек вернулся из поездки домой в Любавичи, он услышал, что хасиды говорят о нем, что он вел себя в Петербурге самопожертвенно, не щадя своей жизни за народ Исраэля. Ребе сильно заплакал и сказал: «Горе тому, о ком мир заблуждается!» А затем Ребе добавил и сказал: «Разве это самопожертвование, когда человек отдает свою душу за общину Израиля, и за это ему увеличится награда в мире грядущем?
В этом нет никакого самоотречения! Истинное самопожертвование – это то, что я слышал о святом рабби Барухе из Межибуж, который отдал свою душу и свой будущий мир за одного своего хасида, более того: не за жизнь этого человека, а только спасая его имущество!
И Цемах Цедек рассказал хасидам о самопожертвовании рабби Баруха из Межибуж: случай, произошедший с одним из приближенных рабби Баруха, хасидом и человеком Б-гобоязненным, который был торговцем вином, и его деятельность заключалась в том, чтобы покупать и привозить вино в отдаленные города. А у этого купца не было своих сбережений, чтобы расплачиваться за вино, но поскольку он считался честным и надежным человеком, то крупные торговцы вином давали ему товары в кредит. Однажды, по пути в гостиницу, в нем вдруг пробудилось сильное раскаяние по поводу одного дела, которое он не исправил должным образом, и, пробудившись к тшуве, он оставил все телеги с вином возле гостиницы и отправился в Межибуж. Завидев его, святой рабби тотчас расспросил его о делах и торговле, и хасид рассказал ему все, что с ним произошло. Когда рабби Барух услышал, что он оставил телеги с вином возле гостиницы перед шабатом, он начал разговаривать с ним презрительно, ругая его: «Какой ты болван, какой такой «ангел» в твоем сердце приказал тебе растратить впустую чужие деньги?!
Это было в субботу вечером после молитвы минха. Затем, в ночь на субботу, во время трапезы, а также на следующий день, рабби Барух оскорблял его многократно всевозможными оскорблениями и ругательствами, и пристыжал его публично перед всем находившимся там многочисленным народом. И поскольку хасид остановился у свата рабби Боруха, раввина Авраама из Хмельника, рабби Авраам не смог сдержаться, видя жуткие оскорбления и обиды хасида, и обратился к рабби Баруху с вопросом: «Мой сват! Что ты можешь сказать относительно выражения в Гемаре (Санедрин 16:1): “Каждый, кто оскорбляет своего друга публично…”?» Ответил ему рабби Борух:
«Разве я не знаю, что тому, кто оскорбляет своего друга публично, нет доли в мире грядущем? Но я отказался от своего будущего мира, чтобы оказать этому человеку услугу, потому что злодеи, владельцы его повозок, сговорились между собой украсть все его вино и причинить ему большой вред, горе и страдания.
То, что хасид пострадал от моих ругательств и клеветы, спасло его, потому что горечь утраты сменилась печалью унижения».
Это, — закончил свои слова Цемах Цедек, — истинное самопожертвование: отказаться от мира будущего ради спасения одного человека из сынов Израиля!
[Сипурей хасиидим, Тора]
Рабби Барух всегда скрывал свои милосердные намерения за завесой гнева, и даже говорят, что, когда он умер, его святой палец был приложен к священной книге Зоар – на словах «Ит Рогза леила деикри барух» («Есть высший гнев, называемый Барух»).
В «Тании», в разделе «Врата единства и веры», поясняется, что основная часть милости Б-га раскрывается в знамениях и чудесах, совершаемых праведниками, и знамениях, и чудесах, записанных в Торе. Это, конечно, говорится о благословенных «проклятиях» рабби Баруха, но также и о «горьких» чудесах в Торе и у пророков, таких как прекращение дождей посредством Элияу. Как это можно понять?
В отличие от чудотворцев, не относящихся к стороне святости, таких как нечестивый Билам и ему подобные, праведники совершают спасение посредством молитвы (называемом на арамейском рахми-милосердие) или Торы (относящейся к тиферет, мере милосердия). Посему внутри самого суда сокрыто смягчение: иногда оно виднее, а иногда сокрыто. В Мидраше сказано, что когда Йеошуа бин Нун остановил солнце на небе, сказав ему: «Солнце в Гивоне, остановись!», солнце явилось к нему с претензией: «Кто будет петь мою песнь Б-гу, пока я стою?» На это Йеошуа бин Нун ответил ему: Я воспою Б-гу вместо тебя (и именно на это намекает стих: «Тогда Йеошуа бин Нун будет говорить с Б-гом… солнце в Гивоне, остановись»). Точно так же, когда цадик останавливает дождь [как Элияу], или солнце [как Йеошуа] или притворяется разгневанным [как рабби Барух] – он сам восполняет место дождя, солнца или изображая на лице выражение, в котором отсутствует приветливость.
***
Однажды святой рабби Барух из Межибуж ехал по дороге в сопровождении хозяина телеги и нескольких хасидов. Рабби Барух имел привычку говорить шутливые высказывания, и извозчик тоже шутил ему в ответ. И на все, что говорил рабби Барух, извозчик отвечал ему своими шутками…
Хасиды намекнули ему, чтобы он не смел больше отвечать – ведь рабби говорит о высоких материях, а он, извозчик, говорит о простых вещах. Однако извозчик не хотел их слушать, и на протяжении всего пути рассказывал анекдоты, а они показывали ему всем своим видом, что отплатят ему за это. Кучер не реагировал на их предупреждения, и когда они достигли места своего назначения, то решили поколотить его.
Рабби Барух сказал им, чтобы они позвали кучера, который был удивлен тем, что рабби хочет поговорить с ним. Когда кучер приблизился к святому рабби, тот сказал: на протяжении всего пути кучер не предавался грусти, а это знак того, что он на стороне святости…
[Зихронам ливраха]
Нифлаот, Ваишлах, 85 г.