
Наркотики для исправления души и духовного пробуждения
Вопрос: Недавно у меня была возможность поэкспериментировать с психоделическим веществом под названием Иваска, и я почувствовал, что оно оказало на меня положительное влияние и открыло новые уголки и глубины в моей душе, и что без этого я бы не смог до них добраться. Это напиток производится из определенного сорта растений и на протяжении столетий употребляется коренными племенами Южной Америки. Употребление этого вещества приводит человека к возвышающему духовному опыту, который достигается благодаря глубокому и успокаивающему сознанию, что позволяет ему глубже разобраться в травмах, которые он пережил в жизни, даже в самых скрытых и подавленных вещах, чтобы разобраться с ними и, таким образом, исцелиться.
Я знаю, что употребление наркотиков — это негативное явление, но по моему опыту, этот наркотик – совсем другое дело, что-то вроде хасидской поговорки «лехаим», но в гораздо более сильном смысле.
Я был бы признателен, если бы раввин высказал свое мнение по этому вопросу.
Ответ раввина И. Гинзбурга:
Любое употребление разного рода наркотиков, приводящее к затуманиванию сознательного уровня души, якобы для того, чтобы раскрыть «секреты» и «глубины» подавленных травм и тому подобное с целью их «лечения» — противоположно пути Торы в целом и хасидизма в частности. Вся истинная работа должна быть «работой собственными силами» — то есть силами своего сознательного интеллекта и эмоций — в противном случае, хотя ему и кажется, что он теперь глубже знает себя и свои душевные мотивы, на самом деле это ложное представление поверхностной и даже ложной силы воображения [когда ему «открывается» вовсе не он сам, а его теневые образы], которое полностью «проскакивают» фильтр «Ты даруешь человеку сознание» [первая и главная просьба в наших молитвах].
Сходство с собранием хасидов забавно и досадно. Роль «лехаим» в хасидском собрании [в отношении которого Ребе требовал удвоенную осторожности в «Таканат машке»] заключается в том, чтобы освободиться от внешних экранов, которые скрывают внутреннюю точку души, чтобы она могла предстать такой, какая она есть на самом деле — верой в свою чистоту, — а не в том, чтобы заново переживать прошлый опыт, нормализоваться и т. п., и даже не в том, чтобы успокоиться. Душевный покой приходит только через глубокое изучение хасидизма и размышление над содержанием учения — «ибо в нем он найдет спокойствие для своей души», как объясняется во введении к святой книге «Тания».
Скажем подробнее: Все (очень) большое удовольствие, которое приносило идолопоклонство, было сосредоточено именно на этой точке — размывание чувств, позволяющее увидеть и пережить события жизни через другие линзы и получить более приятный взгляд на реальность. Иудаизм по своей сути рационален [как говорит Рамбам], и всякий мистический опыт [вплоть до высшего] приходит естественно [из преданности сознательных сил души Б-гу], без какой-либо подготовки или внешнего принуждения.
Единственное приготовление, которое занимает важное место в хасидской традиции, это музыка, способная сознательно извлекать вдохновение (вдохновение-השראה, как известно, не обходится без пение-שירה) из сверхсознания и даже поднимать его до его корня там [т. е. корня души, где берет начало «пророчество» — эманация Б-жественной души], «И когда заиграл музыкант, то был на нем дух пророческий»[1]. И поэтому у раввинов существует обычай, что перед обучением нового материала, и в особенности хасидизма, играли и пели хасидские мелодии вместе с хасидами, чтобы возвыситься над погруженностью в материализм этого мира. И следует добавить относительно распространения внешних одеяний [пророка, и особенно внешних одеяний мысли, речи и действия] во время получения пророчества, что все находится в аспекте распространения телесности праведника во время его приверженности Б-гу, называемой «глупостью святости», как объясняется Ребе Раяца в «Бати легани». То есть, поднятие сознания в душе, чтобы включить его в надсознание [посредством игры и пения] — все через сознание — что ведет к истинной приверженности [которой можно достичь только через чистоту и святость посредством одеяний души, через Тору и заповеди и добрые дела, как объяснено во введении к 2-й части Тании, в отношении любви в удовольствий]. Некоторые утверждают, что сыновья пророков древних времен употребляли своего рода наркотики, как и великие хасидские мудрецы и т. д.), но это неправда, и именно это мы здесь отрицаем.
В заключение: Без знания (сознательной привязанности и связи с Б-гом) каждая эмоция, возникающая в душе, является совокупностью тщетных фантазий, как пишет Алтер Ребе в Тании. Таков путь Бааль-Шем-Това в целом, и в частности, хасидизма Хабада, и, следовательно, и в иудаизме нет оправдания приему наркотиков в психологических или духовных целях (только иногда в целях исцеления тела, страдающего от болей, которые человек не в состоянии терпеть, то есть для анестезии).
Нифлаот Мишпатим 85 г., ст. 25
[1] Мелахим 2 3, 15