Молитва мудреца Торы
В другом месте сказано у мудрецов, что «Каждый, у кого в доме есть больной , пусть пойдет к мудрецу и будет просить, чтобы [Всевышний] проявил к нему милосердие». Из этого можно заключить, что молитва мудреца Торы (талмид хахам), больше, чем молитва кого-либо другого, обладает силой пробуждать милосердие Небес по отношению к больному. Причем молитва мудреца даже сильнее, чем молитва больного о самом себе, а также его родственников о нем. (Разумеется, каждая молитва любого человека, направленная на выздоровление больного, приносит пользу, равно как и любая молитва за другого. И чем ближе человек ощущает себя к больному ‒ сердцем и душой ‒ тем его молитва действенней).
Способность пробуждать в себе сострадание к другому человеку зависит от связи со сфирой тиферет, внутренним переживанием которой является именно свойство рахамим (сострадание и милосердие).
Сфира тиферет соответствует букве вав Имени Ãвайе.
Образ из Танаха, который персонифицирует сфиру тиферет ‒ это наш праотец, Яаков Авину. Он пробуждает Б-жественное милосердие к совокупности душ народа Израиля ‒ Кнесет Исраэль, воплощением которой является его жена Рахель ‒ архетип сфиры малхут в человеке.
В начале первой встречи с Рахелью Яаков возвысил голос и заплакал, тем самым пробуждая великое сострадание Б-га по отношению к совокупности душ народа Израиля, которым предстоит родиться от Яакова и его потомков во все поколениях. Яаков выражает свое сострадание также по отношению к своим детям, родоначальникам 12-ти колен, на которые делится весь еврейский народ, называемых «коленами Б-га» (шивтей йуд-hей). О них молился Яаков: «И Б-г Всемогущий ниспошлет вам милосердие».
Отметим, что в учении хасидизма обращается внимание на то, что начальные буквы слов этой молитвы Э-ль Шадай итен лахем рахамим (алеф, шин, йуд, ламед, рейш) ‒ составляют слово Исраэль, второе и более возвышенное имя праотца Яакова. Это указывает, насколько молитва о милосердии исходит из самой внутренней сущности Яакова Авину).
Наш праотец Яаков является также прототипом мудреца Торы, талмид хахама, и к нему относятся слова о том мудреце, к которому нужно обращаться с просьбой? о молитве: «Пусть пойдет к мудрецу и будет просить, чтобы [Всевышний] проявил к нему милосердие».
С перспективы сфиры теферет, более высокой чем малхут, все страдания сфиры малхут видны в несколько ином свете, раскрывается их глубинный смысл. Такой взгляд дает возможность сфире тиферет пробуждать милосердие по отношению к сфире малхут. Вместе с тем, взгляд на реальность даже с этой высокой перспективы и молитва, которая вдохновляется таким возвышенным взглядом, являются лишь частью раскрытых и принципиально доступных восприятию аспектов Б-жественности, (которые соответствуют буквам вав и нижней? hей Имени Ãвайе), в отличие от скрытых аспектов Б-жественности (которые соответствуют буквам йуд и высшей букве hей Имени Ãвайе), их мы исследуем в дальнейшем.