11
Дек
2024

Йоселе Хазан

הרב אצל הרבי
Рассказ 2
В городке Карме близ Рогачева жил хасид Алтер Ребе р. Йоселе Хазан. Старый Ребе благословил его, чтобы он стал богачом, но даже во времена Среднего Ребе благословение все еще не осуществилось.
В «Великий Пурим» в Рогачеве [собрались многие тысячи хасидов Среднего Ребе], р. Йоселе также прибыл туда, и Средний Ребе почтил его тем, что поручил ему чтение Мегилы. Когда он дошел до стиха «Кого царь возжелает сделать уважаемым больше меня?», Он плюнул и сказал: «Фу, клипе!»
Аудитория, знавшая о ненависти Среднего Ребе к теме восхищения, думала, что на следующий день Ребе больше не удостоит его чести читать Мегилу. Однако на следующее утро Средний Ребе снова оказал ему честь читать Мегилу. Перед чтением он сказал ему: «Разве ты не знаешь, что перед чтением следует дать «дмей Мегила»? И тотчас вынул золотую монету и положил ее в чашу. В тот момент (а там присутствовало более тысячи богатых хасидов), увидев это, каждый из них также положил золотую монету. Таким образом исполнилось благословение Старого Ребе, и р. Йоселе Хазан стал богатым.
В ранних поколениях хасидов было обычным делом слышать, как хасид свободно молится и говорит свободно на идиш, когда произносит молитву восемнадцать. Однако даже в то время такая пауза во время чтения свитка считалась исключительным событием. Что там произошло, что так взволновало р. Йоселе?
Давайте посмотрим на детали этой истории и на то чувство, которое, очевидно, свило гнездо в сердце р. Йоселе: тысячи хасидов собираются на праздник, который запомнится в Хабаде даже спустя поколения. Ребе дирижирует хором радости, и из всех он выбирает ЕГО на должность чтеца. Недаром можно сказать, что сам р. Йоселе чувствовал, что «Кого царь возжелает сделать уважаемым больше меня?». Когда хасид дошел до этого стиха, он поймал себя на этой мысли и рассердился на своего внутреннего «Амана». Плевок и отвращение он обратил на себя, равно как и направил их к Аману, который в свитке…
Предположение хасидов о том, что Ребе сожалеет о своем выборе р. Йоселе, основывалась на позиции Среднего ребе, который решительно осуждал внешнее восхищение, при котором нет внутреннего пробуждения. Однако об этом ошибочном подходе, который избегает всякого рода восхищения, возмущенно пишет Средний Ребе в своем вступлении к «Брошюре восхищения» (Контрас итпаалут).
Там он отмечает, что в его поколении есть хасиды, которые ошибаются, отдаляясь от любого вида восхищения. Эти хасиды буквально останавливали себя, когда почувствовали пробуждение любви и трепета в сердце, превращая ее в холодное интеллектуальное созерцание. На самом деле, говорит Средний Ребе, все наоборот. Вся цель хабадного размышления состоит в том, чтобы достичь истинного восхищения в сердце, а Контрас итпаалут предназначен для разъяснения этого восхищения, чтобы оно было ясным и чистым, «только для Б-га».
Интересно видеть, что восхищение, о котором обычно говорят в Хабаде — это чувство любви и страха перед Б-гом, а здесь это выражается в осуждении внутренней и внешней оболочки скверны. Это чувство также может быть истинным и желанным, и когда цадик увидел, что переживание чтеца Мегилы было подлинным, он вызвал его снова, чтобы услышать Мегилу из его уст и удостоил его огромного богатства.
Нифлаот Толдот 81 г.
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий