17
Фев
2025
tree-heart

История шантажиста

Во времена Сабы Кадиша из Слонима, деда Мahараша из Слонима, был министр-нееврей, который доставлял евреям много неприятностей. Каждый раз, чтобы уладить дело, им приходилось собирать большие деньги и давать ему взятку. Сам Ребе собирал деньги у богатых и отправлял их этому министру, чтобы тот не притеснял евреев.

Когда после смерти первого Ребе началось президентство Маhараша из Слонима, при его дворе появился тот самый злобный язычник, заявляя: «Если вы мне не заплатите, я доложу на вас властям!» Вместо того, чтобы поступить как его дед и подкупить его, праведник выругал его и сказал ему: «Убирайся отсюда, если ты не прекратишь свои вымогательства, я донесу царю о твоем взяточничестве. Я очень хорошо знаю, что ты вымогаешь деньги, и я сообщу о тебе государю».

Нееврей ушел, а через некоторое время появился снова с заряженным ружьем и сказал Ребе: «Или вы меня обратите в еврейство, или я застрелюсь. Моя жизнь как нееврея — не жизнь». Праведник понял, что дело серьезно и тотчас послал его в Брод, за пределы страны, сказаd ему: «Беги отсюда как можно скорее, и там тебя обратят. Здесь ты не можешь обратиться». Министр так и поступил: он бежал в Брод и там стал праведным гером. В Броде он жил как простой еврей и раздавал сладости маленьким детям в синагоге, чтобы они отвечали: «Амен, да будет прославлен Всевышний».

Ребе Маhараш свои ранние годы ездил в качестве раввина к некоторым цадикам своего поколения, таким, как Ребе Хаим из Цанза и Ребе Давид Моше из Чорткова. Однажды, во время одной из своих поездок, он проезжал через Брод, где проживал тот гер цедек. Когда он встретил его, цадик пригласил его пойти с ним к Ребе, к которому он ехал. В ответ гер цедек упал и распростерся на земле, плакав — «Как я могу искупить те издевательства, которые я делал евреям?» Ребе успокоил его, сказав: «Вставай, твое раскаяние уже принято». Прозелит встал и отправился в путь вместе с Маhарашем.

Чтобы завершить картину, созданную этой историей, начнем с высказывания Ребе Шмуэля из Слонима: «В Петербурге есть люди, которые проводят ночи напролет совещаниях, как лучше навредить евреям. Если бы они узнали, что где-то далеко от них живет праведник, который отменил все их указы, они бы сошли с ума…»

Видимо, Маhараш обладал способностью быть вызвать ненависть и отвращение у нееврея к своей жизни. Но в нашей истории выясняется, что он был неевреем с искрой святости, и поэтому, когда ему надоела его пустая жизнь, сразу же захотел перейти в иудаизм и стать евреем.

И что интересно — вопреки общепринятому мнению, Ребе не отверг его и не рекомендовал ему соблюдать семь заповедей и оставаться «сыном Ноаха». Ребе правильно понял, что трансформация, которую претерпел министр, была полной — жизнь нееврея, даже честного и соблюдающего заповеди, больше его совершенно не интересовала. Это искра того, что мы называем «Четвертой революцией», в которой все далекие искры соберутся воедино в народе Израиля. Так сбудется над ними: «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Ãвайе, чтобы служили Ему единодушно».

Нифлаот Итро 85 г.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий