Имена Б-га и сфирот
Как и сфирот, Имена Б-га раскрывают различные аспекты Его сущности. Если так, в чем разница между Именем Б-га и сфирой?
Прежде всего, слова, называемые именами, упоминаются в Письменной Торе именно как Имена Б-га. Во время написания свитка Торы переписчик обязан освятить свои мысли перед тем, как писать одно из Имен Всевышнего.
В отличие от этого, названия сфирот, даже если упоминаются в Письменной Торе, не требуют никакого особого отношения.
Учение хасидизма объясняет различие между Именами Б-га и сфирот, основываясь на наших взаимоотношениях с Б-гом, возникающих в молитве. Обращение к Всевышнему во время молитвы возможно, только если мы пользуемся Его Именами, по-настоящему относящимися к Нему самому. Мы не в состоянии обратиться к Нему посредством сфирот, которые есть не более чем названия Его качеств. Пользуясь терминами из грамматики, можно сказать, что разница между Именами и сфирот та же, что разница между «именами собственными» и «прилагательными». Строфу из Торы, упоминающую молитву «Кто как Ãвайе, Б-г наш, каждый раз, когда мы взываем к Нему!», – мудрецы комментируют так: «К Нему, а не к Его качествам». То есть, называя Б-га по Имени, мы обращаемся к Нему Самому, но если пытаемся обратиться к Нему как к кетеру или хохме, то «обращаемся» всего лишь к атрибутам Его сущности, не являющимся Самой Его сущностью. Тем не менее мы убедимся, что существует определенное соответствие между Именами Б-га и сфирот.
Аризаль подчеркивал важность знания Имен Б-га и их значений. В духе цитаты, открывающей эту часть книги, Аризаль раскрывал каббалистический смысл и мистические помыслы молитвы, основанные на святых Именах Б-га и скрытые в установленном тексте постоянных молитв. Бааль-Шем-Тов, как мы увидим в главе 11, подчеркивал, что во время молитвы первостепенна полная преданность человека Всевышнему всем сердцем, а знание смыслов Имен Б-га – второстепенно. Тем не менее для достижения ясного понимания учения Каббалы, в особенности всего, что касается каббалистических систем медитации в молитве, это знание по-прежнему очень важно.
В целом существует четыре различные категории Имен, относящихся к Б-гу.
В первой категории есть только одно, собственное Имя Б-га י—ה—ו—ה, которое часто называют тетраграмматоном, то есть четырехбуквенным Именем. Из-за особой святости его произносили только во время службы в иерусалимском Храме. Говоря об этом Имени, мы, как уже многократно делали это выше, заменяем его словом Ãвайе, образованном перестановкой букв Имени – הוי—ה.
К второй категории относятся святые Имена Б-га, которые, если они написаны, по еврейскому закону запрещено стирать. В главе 9 мы рассмотрим каждое из этих Имен.
Третья категория содержит эпитеты, относящиеся к Б-гу, употребляемые в Письменной Торе и высказываниях мудрецов. Самая большая и наиболее ясная группа таких эпитетов в Торе – это 13 качеств милосердия. В главе 10 мы рассмотрим 13 качеств милосердия и другие эпитеты.
И, наконец, четвертая категория Имен Б-га включает все слова, из которых состоит Тора! Каббала учит нас, что вся Тора – это Имя Б-га1, и каждое из слов Торы само по себе – это Его святое Имя! В главе 11 мы сосредоточимся на этой категории.
В конце главы 11 мы увидим, что эти четыре группы Имен Б-га сами соответствуют четырем буквам собственного Имени Святого Благословенного, Ãвайе.
1 Зоар, 3, 265б; Рамбам, предисловие к комментариям на Тору.