И будешь благословением
“Ноам Элимелех” Глава Лех леха
И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу твое имя, и будешь благословением. И благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и благословятся тобою все племена земные.[1]
Ноам Элимелех говорит[2]: Благословение (ברכה) – это язык “бассейн, резервуар” (בריכה). Цадик, который освящает и очищает себя, сам становится высшим сосудом, «и будет благословение», чтобы влиять на каждого. Но для того, чтобы получить изобилие, нужно «согласиться с цадиком», быть «благословляющим тебя», а затем получить благословение через него в любом случае, и так толкуется «и Я благословлю благословляющих тебя», будут благословенны от твоего благословения в любом случае («благословляющий тебя» – то есть, из твоего источника благословения (когда цадик, который так или иначе влияет самой сутью своей реальности, это тайна халамиш[3]. Вот почему написано: «И благословлю благословляющих тебя и хулящего тебя прокляну» (при изменении порядка): Благословенные будут благословлены в любом случае, из готового влиять сосуда, но проклятие в любом случае приходит не иначе, как в результате преднамеренного действия после проклятия.
Следовательно, очень важно благословлять цадика, с которым вы связаны, быть «благословляющим тебя» – как благословением в буквальном смысле (как благословение “על הצדיקים“), а так же и распространять его и его учение, как и он буквально с огромным самопожертвованием распространяя Б-жественность в мире, тем самым продолжая свое влияние, извлекая из его сосуда и спуская в мир.
Привязанность к цадику происходит из глубокого «согласия», не для «получения» от него благословений, а из истинной привязанности к сути цадика, который является сам благословением, через «Пожалуйста, вызовите мне Царя»[4], ” Кто мне на Небе? [как слова Алтер Ребе: я хочу только Тебя самого![“[5].
С головы цадика до его ног
Брэха (бассейн) – это канал, который получает сверху и влияет снизу, и также праведник получает сверху и влияет снизу на тех, кто связан с ним и соглашается с ним. «Благословение на голове праведного»[6]: благословение прежде всего оказывает влияние на голову праведника, согласно словам Ноама Элимелеха, что праведник освящает и очищает себя, освящает со стороны мудрости-хохмы и очищает со стороны разума-бины (в нем сияет Высший венец, в тайне “Перед Б-гом вы очиститесь”). Оттуда изобилие продолжается через тело цадика и его стопы к людям, называемым “стопами цадика” («люди, которые находятся у твоих ног»[7]). Но для это нужно связаться, соглашаясь с цадиком – сам цадик является сфирой йесод-основа, и нога, которая соглашается, сфира hод, которая благодарит, соглашаясь с ним (согласно степени согласия (הסכמה) с цадиком то есть, с количеством (סכום) изобилия, получаемого от него). Первое благословение в Торе – это большая буква בי“ת(бейт) в “בראשית“ («Берешит»), а конец стиха в букве צדי“ק “הארץ“ (цадик) слова «а-Арец» – то есть “Благословения на голову-ראש [[בראשית праведного”. בי“ת צדי“ק это “בית צדיק”, “Дом же праведных пребудет”[8].
Аврам-Авраам
Полнота благословляющего влияния Авраама происходит именно после того, как его имя было изменено с Аврама на Авраhам (с добавлением буквыה , в конце главы), с добавлением милосердия – ה хасадим, которые продолжаются в йесод[9], что выражается намеком на пять языках благословения у нас: “ואברכך… והיה ברכה. ואברכה מברכיך… ונברכו“ (“И я благословлю тебя и будешь благословением. И благословлю благословляющего тебя… и будут благословенны”). И вот: אברם + והיה ברכה = אברהם אברהם (Аврам + “и будешь благословением” = Авраам Авраам).
Два первые буквы (шаар, “ворота”) слова– ברכה בך, “и будут благословенны в тебе”. Везде, где говорится о Б-ге «в Тебе», есть два основных толкования: «в Тебе в Твоей сущности» или намек на 22 (כב) буквы Торы (“Тора и Святой Благословенный едины”[10]). А слово «в тебе» (בך), которое сказано Аврааму, толкуется двояко: свет Торы, который Авраам приносит в мир, провозглашение Б-жественности; И сущность Авраама, который «истинный праведник» в сущности своей реальности. И связь с Авраамом, «и будут благословенны в тебе», для обеих этих аспектов.
Влияющий и принимающий
Цадик является влияющим лицом, а тот, кто связан с ним и соглашается с ним, является получающим. Влияющий и принимающий – это два вместе, и мир также был создан буквой ביית слова ברכה, большой буквой “בראשית“ («В начале»), «хороши двое», а не одинокой и единственной אל“ף, намекающей на «проклятый» и «проклинающего прокляну». א – это одиночество, каждый наедине с чувством «проклят», но когда есть истинная связь с цадиком, тогда человек выходит из одиночества и приходит благословение (как сказано, что до Бааль-Шем-Това Рош йешива был один, а ученики были одни[11] – сами по себе). Подобно тому, как брак мужчины и женщины – это благословение.
Ноам Элимелех объясняет, что благословение продолжается в любом случае, в то же самое время, «и Я благословлю благословляющих тебя», в то время как проклятие приходит после перерыва посредством дополнительного действия (сначала «хулящего тебя», а затем «прокляну»). Здесь есть четкий намек на тайну цимцума (сжатия), который воспринимается в наших глазах по-простому[12], и спустившись может быть проклятием, не дай Б-г, и является тайной «пребывания» в бесконечном свете. («Момент тишины» до возникновения мира)[13]. «Проклятый» относится к «свету», а также ארור = אור קדמון (проклятый = древний свет) – проклятый – это упавшее отражение самого света после того, как он был уменьшен. С другой стороны, продолжение благословения происходит тогда, когда существует полное единство влияющего получающего, совершаемое одновременно и без перерыва, в полном согласии-приверженности получающего, которая продолжает бесконечный свет, и это то, что было в «начальной» точке (“בראשית“, сотворение момента времени), в которой встречаются влияющий и получающий.
Авраам и Сара
Благословение, которое дается Аврааму, – это, прежде всего, для праведницы Сары, которая с ним, Авраам – влияющий, и Сара – получающая из его источника благословений, и главное благословение – в рождении Ицхака от Сары («И я благословлю ее, и также дам сына тебе от нее»). Таким же образом связанный с учителем ученик, который соглашается с цадиком, получает возможность «выйти замуж» за цадика, чтобы быть в аспекте нуква и “жена” цадика, и от них обоих рождается “потомство”. И намек: אברהם שרה (= אברם שרי) = והיה ברכה = פרו ורבו! (Авраам Сара (= Аврам Сарай) = “и будет благословение” и также “плодитесь и размножайтесь”!)
На внутреннем уровне Авраам и Сара обычно являются тайной единства Аба веима Илаин. Но есть более высокий аспект: Авраам и Сара вместе представляют собой парцуф «Атик йомин», в котором мужчина и женщина – одно лицо (мужчина – передняя сторона и женщина – задняя сторона, «двуликость» в его высшем смысле). На этом уровне влияющий и получающий находятся внутри праведника, который включает в себя мужчину и женщину.
И здесь Аврааму было сказано: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса». Сара в аспекте ученика, но «от моих учеников больше всего»! Авраам мудрость-отец и Сара разум-мать, «дополнительный разум дан женщине», понять одно из другого и ухватить «разумом сердца» – то, что сам Авраам сознанием не понимает. Понимание Сары раскрывается в ее величии-hоде: «бина распространяется до hода», как ученик, который соглашается-благодарит раввина в мере hод (как сказано выше), пока раввин не ответит и не согласится-поблагодарит ученика. Авраам – сам благословение, являясь «и будет благословение», но только Сара выбирает, чтобы «и было благословение» действительно осуществилось в ней и в Ицхаке. Сара улавливает то, что исчезло у Авраама, его корень в Радл”а (в тайне «внутренний аспект Има внутренний аспект Атик»).
Нифлаот Лех леха 81 г. ст. 28-30
[1] Берешит 12, 2-3.
[2] Со слов “И сделаю тебя великим народом”
[3] Как объяснено на итваадуте Симхат Бейт а-Шоава этого года, Нифлаот, глава Берешит.
[4] Эйха раба 3, 8.
[5] Теилим 73, 25.
[6] Мишлей 10, 6.
[7] Шмот 11, 8.
[8] Мишлей 12, 7.
[9] Как объясняется в Тора Ор в начале нашей главы.
[10] Зоар 1 24, 1.
[11] А-йом йом от 22-го Ияра.
[12] [12] Как объяснено на итваадуте Симхат Бейт а-Шоава этого года, Нифлаот, глава Ноах.
[13] Как объясняется в беседе Ребе Рашаба, Симхат Тора, 5672 года, данном на уроке 2-го Нисана 5780 года.