
Гиюр – оптимистичный риск
Вызов нашего поколения (1)
А. “И многие из народов страны стали йеудеями”
“И многие из народов страны стали йеудеями”
Лехаим, лехаим, хорошего месяца, радостного месяца.
Мы находимся в начале шестидесяти дней радости – двух месяцев Адар – в которых все нежелательные вещи отменяются в шестидесяти (чему мы и радуемся). Так учил нас Ребе[1].
Месяц Адар — это месяц праздника Пурим[2], и ближе к концу Мегилы написано: «И многие из народов страны стали йеудеями, потому что охватил их страх перед йеудеями»[3]. Это очень важная тема на Пурим. Вообще мудрецы спрашивают: “Кто такой еврей?” Написано: “В столице Шушане был йеудей, имя которого Мордехай» и стих заканчивается “из колена Биньямина”[4], так почему его называют “йеудей”? Мудрецы говорят[5], что тот, кто отрицает идолопоклонство – “а Мордехай не становился на колени и не падал ниц”[6] – он йеудей-יהודי, он признает- מודה Б-га, одного, единственного и особенного, а не верит в противоположное. Когда написано “И многие из народов страны стали йеудеями”, то это знак того, что и они, по крайней мере, между собой, в сердце своем, почувствовали себя йеудеями, то есть теми, кто отрицает идолопоклонство и признает Б-га, признает Тору. Что касается их гиюра согласно Ãлахе, то тут нужно расследование, но внутри себя они, несомненно, так и почувствовали.
“Влекомые геры”
В книгах по Ãлахе[7], когда цитируется стих “И многие из народов страны сделались йеудеями”, их называют “влекомые геры”[8] – не настоящие геры, принятые судом из трех мудрецов, судей. Они пришли сами по себе, «потому что охватил их страх перед йеудеями», и решили, что они йеудеи, принявшие иудаизм. Там это уподобляется вышедшему из Египта сборищу: «А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними»[9]. С вышедшими из Египта было немного иначе, ибо написано[10], что их принял Моше Рабейну. Хотя не написано, что он пошел и всех обратил в еврейство, согласно Ãлахе – он принял их в массе: “А также многочисленная толпа иноплеменников”. Не то чтобы он уговаривал их — они проснулись сами по себе. Как написано[11], что они увидели величие Израиля и захотели присоединиться.
Хотя они и огорчали нас во всех поколениях, и все беды, бывшие в пустыне, были из-за них, так и позже, до сего дня впечатление от них осталось[12] – во всяком случае, они ассимилировались внутри народа Израиля, их гиюр действителен. Поскольку Моше Рабейну принял их, написано[13], что сам Моше Рабейну должен инкарнировать в каждом поколении, должно быть «распространение Моше в каждом поколении»[14], и его основная функция каждый раз, когда он инкарнирует, – исправлять их. Мы могли бы подумать, что основная функция Моше — быть Ребе, что он — глава поколения, но в Зоаре написано, что главная необходимость в том, чтобы вновь появляться в каждом поколении, — это исправлять то, что он сделал, чтобы исправить эрев-рав (многочисленную толпу иноплеменников)[15].
Мы приводим еще один третий пример сомнительного обращения в Шулхан арух – прозелиты, которые тоже обратились по собственному желанию во времена Давида и Шломо. В Ãлахе написано, что во дни Давида и Шломо, когда все видели величие Израиля, обращение не было во имя Небес. Поэтому и не делали гиюры – официально раввинат того времени обращением не занимался. Тем не менее, написано, что многие пришли и обратились по собственной воле.
Наверняка они вошли и были включены — ассимилировались в народе Израиля[16].
Это три примера приводятся вместе. Их объединяет то, что они «влекомые геры», и в любом случае это своего рода обращение. Выражение «влекомые геры» (“גרים גרורים“) напоминает высказывание мудрецов[17]: «Заповедь влечет за собой заповедь» (“מצוה גוררת מצוה“) и «проступок влечет за собой проступок» (“עברה גוררת עברה“), подобным образом можно сказать, что гер влечет за собой другого гера (как в высказывании: “посланник делает посланника”[18]) – гиюр “заразителен” (как в значении «Заповедь влечет за собой заповедь», так и в значении «проступок влечет за собой проступок»).
Геры – простолюдины
В Мегиле написано в похвалу «и многие из народов страны сделались йеудеями, потому что охватил их страх перед йеудеями». Можно уточнить, что обратившиеся таким образом — это простолюдины из народов, «и многие из народов страны стали евреями» — те из геров, которые не являлись мудрецами. Вероятно, быть простолюдином, является особой добродетелью, поскольку можно стать прозелитом таким образом. Не написано, что важные люди там обратились в иудаизм, только «и многие из народов страны». Подобно этому, и вышедшее из Египта сборище народов (эрев рав – означает самый простой народ, что может быть). И во времена Давида и Шломо те, кто стали прозелитами по собственной воле, были простолюдинами[19].
Есть также пример, который кажется немного противоположным: мы любим говорить[20] о рабби Хасдай Крескас, автор книги «Ор Ã-шем». Хасид Явец пишет о нем, что «Его разум выше, чем разум философов его времени, даже мудрецов Эдома и Ишмаэля, и также мудрецов Израиля, и велик для Б-га был, потому что он взывал к Всевышнему, и Он отвечал в общинах десятков тысяч народов, и Имя Б-га освящалось им[21], и многие из важных царства обратились в сердцах, и любим был он королем Аниабилем, королем Испании и величайшим из всех его советников, потому что без него король не поднимал бы руки, чтобы делать малое, или великое»[22]. Прежде всего, мы видим здесь связь между рабби Хасдай и Авраамом Авину, качеством которого является
хесед-доброта, и его стремлением озарить светом Б-га весь мир[23] (в выполнении «”И возлюби Ãвайе, Б-га твоего”[24], да будет небо через тебя любимо»[25]) – воздействовать на других, из Израиля и народов, и сблизить их с любовью, посредством “Его правая рука обнимает меня”[26] (и чем больше есть милосердия и любви в сердце, тем больше стремление, а также возможность достучаться до тех, кто дальше[27]). Но здесь есть небольшая трудность по поводу того, что мы сказали – здесь написано не “и многие из народов страны стали евреями”, а “и многие из важных царства стали евреями”. Это действительно не проблема – здесь есть еще одно слово, “в их сердце”. «Народы страны» могут позволить себе открыто обратиться в иудаизм, им нечего терять, а «великие царства» обращаются в иудаизм только в сердце своем[28]; – они не становятся “влекомыми герами”, у которых низкий статус (а если они обращаются официально и открыто – это уже не народное обращение в иудаизм, а официальное обращение[29]). В любом случае, мы получили здесь важное описание рабби Хасдая, которое связывает его с нашей четвертой революцией[30].
Б. Сын Израиля, праведный гер и гер-резидент
Израильтяне и геры – небо и земля
Мы начнем эту тему красивым и известным намеком, который также написан в наших книгах[31]:
Принято предварять изучение каждой главы в трактате Авот мишной: “Есть у каждого израильтянина доля в будущем мире”[32]. Есть статья мудрецов о том, что праведники народов мира тоже имеют долю в будущем мире[33]. Поэтому, когда нееврей, сын Ноаха, приходит обращаться – ему говорят, что ты можешь быть хорошим сыном Ноаха, из праведников народов мира, и тебе тоже будет доля в будущем мире[34]. При подсчете гиматрий этих двух выражений: «Каждый из народа Израиля имеет долю в будущем мире» и «праведники народов мира имеют долю в следующем мире», мы получаем точное значение первого стиха в Торе — «В начале сотворил Б-г небо и землю»[35].
Подразумевается, что «небо» — это «каждый из народа Израиля имеет долю в будущем мире», а «земля» — это «праведники народов мира имеют долю в будущем мире». Мы, народ Израиля, относительно, “небеса” (“небеса” (“את השמים“) равно по гиматрии “души” (נשמות), то есть, души Израиля), а о герах, которые растут снизу, из земли, написано “истина от земли произрастет»[36]. «Истина из земли произрастет» описывает истинного гер-цедека, о котором написано «подобно вам пришелец»[37], и у него есть особая мицва — кроме любви к народу Израиля — «Любите же и вы пришельцев, ведь вы и сами были пришельцами в земле египетской»[38]. Это «В начале сотворил Б-г», Он сотворил два вида, сын Израиля и гер.
Праведный гер и гер-резидент
Сейчас у нас седьмой год – год шмиты (седьмой год святости, в который по закону иудаизма прощаются долги, не обрабатываются поля и т.д.), много говорят о растениях – есть всякие растения, к которым относится святость седьмого года (которые для нужд человека, или для пищи или иной нужды, как поясняется в Ãлахе)[39] есть еще и колючки. Как мы уже говорили, есть геры, которые более “влекомые” и есть геры более “вкусные”, более превосходные, но все они геры, на которых распространяется святость Израиля.
Кто такой гер? В значении жить на земле – “Пожить в земле этой пришли мы”[40]. Но на самом деле есть два общих вида геров – Гер цедек[41] (праведный гер), который принимает на себя все 613 мицвот, и на нем написано “подобно вам пришелец”, и есть еще гер-тошав (резидент), который несколько раз упоминается в Торе. Несколько раз встречается словосочетание «Гер-тошав»[42], и Раши пишет[43], что «гер» — это праведный гер, а «тошав» — это гер тошав, кто принимает на себя только семь заповедей сыновей Ноаха, главная из которых не заниматься идолопоклонством, и он ест не кашерную пищу (в оригинале: “невелот-падаль”). У нас также есть мицва для гер-тошав – “И будет жить он с тобой”[44].
Согласно Ãлахе, особый закон о гер-тошав практикуется только во время Юбилейного года[45], что он также в период, когда действует шмита по Торе[46] — эти две вещи связаны. Сегодня есть только гер-цедек из Торы – это тоже новинка, потому что есть мнение их не обращать, когда нет Храма и гер не может принести жертву (в Храм). Как мы еще скажем[47], есть много методов относительно статуса гера сегодня. В любом случае, хоть гер-тошав сегодня и не принимается, реальность гера резидента — это по сути праведники народов мира[48] — любой, кто принимает и соблюдает семь заповедей сыновей Ноаха, а главное, что он отказывается от идолопоклонства. Как только он отказывается от идолопоклонства, он уже как бы начинает ощущать запах идишкайт – он уже еврей, это ступень к тому, чтобы стать полным евреем. В лестнице подъема человечества, о которой мы недавно упоминали[49], видно, что гер-тошав, который по сути является праведником народов мира, является очень важной ступенью – перед гер-цедеком. Опять же, в Торе есть мицва давать его возможность жить в стране.
Опять же, у нас в Ãлахе нет ничего о гер-тошав, но по существу он есть – это уровень праведника народов мира, у которых есть доля в будущем мире, и существует уже сегодня. И в последнем поколении, в поколении Холокоста, были праведники народов мира. Даже сегодня есть праведники народов мира. Нет необходимости отрицать то, что есть праведники народов мира, что, если бы только было возможно, мы могли бы принять их в качестве постоянных жителей, и тогда они имеют полное право жить с нами здесь, в стране, и мы несем ответственность за них – беречь их и давать им возможность жить здесь. Опять же, они в каком-то смысле евреи, в том, что отказываются от идолопоклонства, но они едят не кашерную пищу.
«Пришелец-старожил я у вас»
В любом случае, гер-цедек и гер-тошав появляются вместе во фразе «гер ветошав (пришелец-старожил)». Где эта выражение впервые появляется? Наш праотец Авраам говорит его сынам хэта, когда он хочет купить у них могилу, чтобы похоронить нашу праматерь Сару, начало владения народа Израиля на Святой Земле. Он говорит о себе: «Пришелец-старожил я у вас»[50].
Простой смысл, первый комментарий Раши, о том, что он пришелец, переехавший на постоянное жительство. Раши приводит в качестве второго толкования также толкование[51] — простой смысл Торы, но не первое толкование — что, если вы согласны, я признаю себя пришельцем, если вы будете добры ко мне и решите отдать мне по добром воле, а если вы не хотите, я буду держаться как старожил, поскольку Б-г обещал мне землю, тогда я получу через суд. Что мы видим здесь? Согласно этому мидрашу, «тошав-старожил» сильнее, чем «гер-пришелец». В продолжении Торы, каждый раз, когда написано «гер ветошав», «тошав» меньше, чем «гер», несмотря на то, что есть мицва заботиться о нем.
Интересно, что наш предок Авраам на самом деле говорит: «Пришелец-старожил я у вас». Как они ему отвечают? Нет, “Б-жественный вождь ты среди нас”[52]. Видимо одно зависит от другого. Безусловно, его ценят, это простой смысл, но видимо провозглашение “Б-жественный вождь” в них самих возникает из-за его самоуважения, его смирения: “Пришелец-старожил я у вас”. То, с чем я связан здесь, с вами, связано с ощущением моего переселения – я приехал сюда жить, я пришел поселиться, и я “пришелец-старожил”. И тогда они отвечают – нет, ты “Б-жественный вождь”. Очевидно, у настоящего гера искрится какое-то особое президентство, “Б-жественный Президент”.
«Я создал его, сотворил его и даже сделал его»
Если так, то мы теперь имеем тройку – Исраэль, гер-цедек и гер-тошав (которые дополняют до 1849, 43 в квадрате[53], так как известно, что квадрат есть признак целостности и соответствия). Нечестивцы из народов мира, не являющиеся праведниками народов мира и тем более не герами резидентами – безусловно вне порядка развития святости[54]. Но в порядке развития святости есть место для народа Израиля — для нас, родовитых евреев, душ «неба», — и есть место для геров, душ «земли». Сколько гиматрия Исраэль-гер? 744, то есть троекратный Авраам, общий отец гера и сына Исраэля[55]. Внутри гера есть два типа геров, между ними наверняка есть самобытное различие – гер-цедек подобен Израилю во всем, по сути, и гер-тошав (резидент), который не подобен Израилю – но в любом случае они пишутся вместе, “Гер и тошав” (это внутреннее объяснение деления на три части Авраам – первый Авраам как отец народа Израиля и два Авраама как отца двух типов геров, «Гер и тошав», как он сказал о себе).
Мы хотим заняться построением нескольких структур сегодня вечером. Какова структура родовитого из народа Израиля, праведного гера и гера-резидента?
Написано: «Каждого, названного именем Моим, и во славу Мою» – все человечество должно быть “именем Моим, и во славу Мою” – “сотворил Я его, создал Я его и даже сделал Я его»[56]. Гер-резидент конечно соответствует «даже сделал Я его».
Начнем с самого начала: Какова ступень «сотворил Я его»? Написано[57], что “карьер” душ Израиля находится именно в мире Творения-Брия. У каждого еврея есть корень в мире Эманации-Ацилут – “И народ Твой – все праведники”[58], корень точки праведности в Ацилуте. История обращения всего народа Израиля, из которой мы узнаем[59], что наши праотцы вступили в завет в трех вещах, находится в конце главы Мишпатим[60]. Появляется также выражение «Ацилей-избранники сынов Израиля»[61], наш источник — мир Ацилут, а “карьер” душ — мир Брия, называемый טהירו-теhиру[62] — «Душа, которую Ты дал мне, теhора-чиста»[63]. Еврей чист, и его теhиру здоровое. Существует также общее творение «теhиру илаа»[64]— Бесконечный свет до сжатия[65].
Гер-цедек, как мы объясним, принадлежит миру Создания-Йецира. Отождествление праведного гера с миром Йецира – гера-цедека нашего времени, когда нет Храма и нельзя приносить жертвы – будет нашей главной темой сегодня вечером.
Гер-резидент, праведник народов мира, это хорошая часть мира Действия-Асия[66] в мирах святости. В целом большая часть мира Асия плоха, и лишь малая – хороша. Доброта гера-резидента (благодаря которому есть мицва ему помогать) является хорошим меньшинством мира Асия, то есть, что он отвергает идолопоклонство и соблюдает свои семь мицвот (из веры в Тору Моше Рабейну[67]). Это называется “также (аф) сделал его” – там есть аф[68], ярость-гнев (еще одно значение слова аф), как в месте под названием Харан[69] – но это часть структуры, ее нельзя удалить из структуры.
В будущем действительно есть мнение[70], что все станут полностью евреями, все полностью пройдут гиюр согласно Ãлахе, то есть мир Асия поднимется до мира Йецира. Так написано в писаниях Аризаля[71], что до грехопадения первого человека все миры были одним более высоким миром. Грех в том, что наш мир Действия пал — он пал в такое место, большая часть которого плоха, но в нем есть еще хорошее меньшинство — и в будущем он снова поднимется, все станут праведными герами.
Гер – самый родовитый
Почему эта тема так важна для нас? Прежде всего, эта тема месяца Адара – внутренняя тема Пурима – правильный гиюр, «Кто такой еврей?», и Ребе говорил об этом каждый год. Кроме того, в последнее время[72] мы много говорим о Четвертой революции[73] и о том, что нерешенный вопрос обращения отдаляет приход Мессианского Царя вскоре в наши дни[74] — для того, чтобы пришел Машиах, необходимо, чтобы все потенциальные геры, искры, ожидающие того, чтобы укрыться под крыльями Шхины, пришли, встали на пороге и удостоились стать евреями, полностью равными родовитым.
Есть письмо Рамбама, ответ[75] тогдашнему геру-цедеку, рабби Овадии, в котором он пишет очень сильную фразу. Он очень хвалит его за переход в еврейство, за то, что он такой праведный гер, как и должно быть. Основная проблема гера – это его родословная. Сегодня это также может быть проблемой для баалей-тшува среди ортодоксов — может быть, у бааль-тшува возникнет проблема с его родословной, когда он захочет найти себе подходящий шидух. Рамбам говорит ему – знай, что ты более родовитый, чем самый родовитый еврей, более, чем первосвященник, чем любой еврей, который является сыном Авраама, Ицхака и Яакова. Он не говорит более праведен, но более родовит. Почему? Все родовитые евреи действительно ведут свое происхождение от наших святых праотцов Авраама, Ицхака и Яакова – их иудаизм обусловлен тем, что они потомки патриархов. Но ты ведешь свое происхождение не от Авраама, Ицхака и Яакова – ты назван в честь Авраама[76], но главное – ты происходишь от Того, по слову Которого возник мир, ты прямой сын Властелина мира! Быть сыном Властелина мира — это большая знатность, ты более родовит, чем сын, который ведет свое происхождение от Авраама, Ицхака и Яакова. Действительно замечательно сказано! Можно добавить красивый намек: сыновья Авраама, Ицхака и Яакова плюс праведные геры равно по гиматрии “Слушай, Израиль, Ãвайе, Б-г твой, Ãвайе один”
(בני אברהם יצחק ויעקב + גרי הצדק = “שמע ישראל הוי׳ אלהינו הוי׳ אחד”)[77].
Когда Ребе цитирует это предложение[78], он говорит, что, не дай Б-г, сказать, что Рамбам льстит геру. Он не использует слово “лесть”, но говорит, что можно подумать, что он только подбадривает гера – запрещено обманывать гера и мицва ободрять его[79]. Но, говорит Ребе, не дай Б-г подумать, что он пишет только для того, чтобы подбодрить гера и поднять его дух. Если он что-то пишет – он пишет это на сто процентов по Ãлахе, как он думает. Маймонид считает, что гер более родовит, чем самый родовитый еврей в народе Израиля.
В. Гиюр– исправление мира Создания
Три мира и десять сфирот
Нашей главной темой является правильный гиюр, согласно Ãлахе, – гиюр праведного гера, которое соответствует в первой структуре, которую мы сделали сегодня вечером, мира Создания-Йецира. Миры Творения-Создания-Действия (Брия-Йецира-Асия) также можно отождествить с понятиями мысли-эмоции-поведения[80]: мир Творения-Брия – это мир разума, в котором светят сфирот хохма-мудрость, бина-понимание и даат-познание; мир Создания- Йецира – это мир эмоций, в котором светят сфирот хесед-доброта, гвура-сила и тиферет-гармония; мир Асия, как следует из его названия, — это мир действия, в котором светят сфирот нецах-вечность, hод– величие, йесод-основа, малхут-царство, силы актуального поведения.
То есть три общие ступени фактически делятся на десять ступеней – три ступени Израиля (души мудрости, души понимания и души познания), три ступени герей-цедек (души доброты, души силы и души гармонии) и четыре ступени герей-тошав (души вечности, души величия, души основы и души царства). Во-первых, здесь есть очень красивый намек на то, что все разделено на десять сфирот: здесь две системы – народ Израиля, герей-цедек, герей-тошав; Мир Брия, мир Йецира, мир Асия (שראל, גר צדק, גר תושב; עולם הבריאה, עולם היצירה, עולם העשיה) – сумма их гиматрий равняется 3220, ровно десять раз “доля в будущем мире” (“חלק לעולם הבא“)[81]! То есть, каждая из этих десяти ступеней, из сынов Израиля и из праведников народов мира, имеет долю в будущем мире.
Гиюр с чувством
В общем, главное разделение между народом Израилем в мире Брия и герами в мирах Йецира и Асия[82] — Израиль в трех первых (ראשונות ג – акроним גר – гер гамур – совершенный народ…) сфирот разума, и геры в семи нижних сфирот, мерах. Это разделение является общим отношением между народом Израиля и народами мира[83], причем народ Израиля дает миру сам разум, Тору, которая предшествовала миру, тогда как народы принадлежат природе мира, сотворенной в семь дней Творения. В частности, геры делятся на миры Йецира-Асия – праведные геры эмоциональны, так как мы тут сразу объясним, а геры-резиденты – люди действия (причем семь заповедей сыновей Ноаха, которые они соблюдают, это, в основном, заповеди исправления мира и общества на уровне действия.
Мы сказали, что герей-цедек и герей-тошав называются «гер и тошав». В Псалмах написано «ибо я пришелец перед Тобой, туземец, как все праотцы мои»[84], и Мальбим очень красиво объясняет, что душа – «гер» в этом мире, а тело «тошав-туземец» – простое отношение между душой и телом соответствует отношению между миром Йецира и Асия. Есть еще один стих: «Ибо пришельцы мы пред Тобой и поселенцы, как и все отцы наши; как тень, дни наши на земле, и нет надежды!»[85] у гера есть понимание, что «в конце человек умирает»[86] (и по мере того, как проходит жизнь и развивается человек, он приближается к смерти, подобно тени, которая удлиняется, когда солнце клонится к закату, а затем внезапно исчезает[87]), сознание нашего времени коротко, оно соответствует «малому лику», гнездящемуся в мире Йецира[88]. Вообще переживания жизни и смерти относятся к сфере мер, к чувству мира Йецира (ведь в шести границах-мерах мира произошло крушение мира тоhу-хаоса). Видимо, именно это сознание и подталкивает гера к поиску цели в жизни, к выходу из мимолетной жизни и сосудов мира, чтобы приобщиться (скоро в наши дни[89]) к народу вечности.
Еще раз, сейчас мы сосредоточимся на мире Йецира — мире эмоций, который является миром праведных геров. Меры эмоций, доброта-сила-познание, чьи внутренние аспекты – это любовь-страх-милосердие[90], соответствуют трем признакам народа Израиля – милосердные (мера милосердия-тиферет), стыдливые (мера благоговения–гвура) и благодетельные (мера любви-хесед)[91]. То есть эмоции гера[92] фактически подготавливают его присоединиться к народу Израиля[93] и доказывают, что он тоже присутствовал на горе Синай[94].
Понимание того, что праведный гер, в основном, принадлежит миру эмоций, также говорит о том, что для того, чтобы приблизить его и принять его в народ Израиля, нужно быть евреем с эмоциями. Тот, кто занят гиюрами, должен быть с открытым сердцем, с желанием принять геров и фактическими усилиями, должным образом заниматься процессом гиюра по Ãлахе, все из знания, что гиюр — это право для проходящего его[95] и желание принести пользу как можно большему количеству людей (пока это не произойдет для всех нас, народа Израиля и геров, «с которыми мы вместе будем наслаждаться сокровенным знанием, ходить в дом Б-га вместе»[96]). Эмоция также необходима, чтобы почувствовать душу гера[97], почувствовать его стремление к святости, полюбить его и отождествиться с ним[98] («И пришельца не притесняй; вы знаете, каково пришельцу, ведь пришельцами вы были в земле египетской»[99], «Люби его, как самого себя, ибо и вы были переселенцами в земле египетской»[100], «Любите же, и вы переселенцев, ведь вы и сами были переселенцами в земле египетской»[101]). Иными словами, суд по прохождению гиюра должен состоять из эмоционально мотивированных раввинов.
Соотношения между мозгом и сердцем в гиюре
Что выходит? Что отношения между сыном Израиля и гером – это отношение мозга к сердцу – Израиль – буквы “мне голова” (ישראל – לי־ראש )[102], а гер – эмоциональный человек. Обычно порядок должен быть: «мозг властвует над сердцем»[103]. Это, несомненно, должно быть чувство гера[104], который всем сердцем принимает наставление сына Израиля из желания быть частью народа Израиля.
Правда, ближе к концу процесса очищения “когда приближаются раглин бераглин“[105] – когда приближаются Геуле, открывается-сверкает аспект «внутренний аспект сердца правит разумом»[106], который является сильным желанием приближать-обращать как можно больше геров во имя Неба в действительности (как желание Йосефа праведника, который сделал обрезание египтянам[107], как желание Моше Рабейну, который он приблизил эрев рав (разнородную массу иноверцев), и как желание Мордехая и Эстер в Пурим, которое способствовало тому, что «многие народы земли стали йеудеями, потому что на них напал страх перед йеудеями”, поскольку в Пурим весь народ Израиля, включая геров, является “народом Мордехая”[108] и “страх йеудеев” был “страхом перед Мордехаем”[109], и вдумайся как следует в сказанное).
Оптимистическая ставка
Скажем еще кое-что о мире Йецира: мы упомянули, что мир Асия в основном плох, и добра в нем мало – это мир гера-резидента. В мире Брия, в мире народа Израиля, ситуация обратная – большая часть хороша, а меньшая часть плоха. Что происходит в мире Йецира, мире праведных геров? Это место “наполовину” – половинка на половинку, наполовину хорошее и наполовину плохое. Принятие праведных геров в наше время, это в сущности участие в азартной игре. И согласно Ãлахе великая мицва пойти на этот риск. Точно неизвестно, что выйдет из этого гера, но рискуют и сознательно входят в эту половинчатую ситуацию. В этой половинчатой ситуации я решаюсь на хорошее, в добрую сторону – я позитивен, я оптимистичен. Положительная эмоция характеризует креативность мира Создания-Йецира.
Чтобы продвигать тему Четвертой революции, включая вопрос о гиюрах, нужно быть оптимистом. Оптимизм – это окончательное решение сделать ставку в положительную сторону. Ведь можно также быть пессимистом — ты можешь быть пессимистом и от того, что видишь происходящее в действительности, на местах. Не все геры становятся величайшими праведниками. Еще раз, в гиюре есть аспект авантюры, и в нем есть оптимизм. Ãлаха говорит, Шах пишет это[110], что все в соответствии с видением судей относительно намерений кандидата на обращение. Нужно доверять сердцу суда и быть оптимистичным, «идти на это». Есть, конечно, определенные общины и определенные периоды в нашем горьком изгнании, когда воздерживались от обращения, не “шли на это”, но когда читают Ãлаху – закон не таков. Вот почему великая мицва читать Ãлаху в “пропущенном” знаке (חסר) – это знак רסח в Йоре-деа. Там со всеми выводами толкователей делают ставку на гиюр – априори. Не отсрочивают геру принятие гиюра, если чувствуют, что его намерение во имя Небес, это пытка судом делать геру отсрочку – принимают его немедленно[111]. Обучают его некоторым легким заповедям и некоторым серьезным заповедям и обращают его[112].
Чтобы подойти к вопросу гиюра должным образом, надо быть очень творческим человеком, чтобы вообще “уловить” эту душу и понять, есть ли у нее благие намерения ради Б-га – является ли она человеком, который прибавит к народу Израиля, приблизит ли он Спасителя, настолько, что Машиах медлит, потому что без геров не может прийти[113]. Конечно, самым творческим является сам гер – он был неевреем и теперь становится во всем равноправным евреем, творческой личностью. Опять же, мир Создания-Йецира — это также мир двух начал-склонностей, который наполовину хороший и наполовину плохой, а также мир творчества, в значении «снимает облик и одевает облик»[114] нового.
Симпатия к сыновьям Ноаха
Рассмотрим еще один важный аспект, также относящееся к теме, о которой мы говорили в последнее время[115]. Мы спросили, почему у мудрецов принято называть всех неевреев именно «сыновьями Ноаха», а не сынами первого человека или что-то другое. Простое объяснение заключается в том, что только Ноах получил седьмую из семи заповедей, называемых семью заповедями сыновей Ноаха: запрет есть части животных, из тел которых еще не полностью ушла жизнь[116]. Мы объяснили, что ступень сыновей Ноаха относится к миру Йецира – руах-дух в пяти ступенях наранхай (нефеш-руах-нешама-хай-йехида – сокращенно на-ра-н-ха-й) – на одну ступень выше шести заповедей исправления общества, полученных первым человеком. Если неевреи соблюдают заповеди, они хорошие сыновья Ноаха. Но есть еще кое-что, главное, что мы не сказали:
Поскольку первый стих Торы, начало главы Берешит, звучит так: «В начале сотворил Б-г небо и землю» (“בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ“), гиматрия которого благодаря частному Провидению равна гиматрии «У каждого из народа Израиля есть доля в грядущем мире» (“כל ישראל יש להם חלק לעולם הבא“) и «Праведники среди народов имеют долю в грядущем мире» (“חסידי אומות העולם יש להם חלק לעולם הבא“), поэтому стих, завершающий главу Берешит, звучит так: «Однако Ноах снискал приязнь в глазах Б-га»[117]. Когда я называю нееврея сыном Ноаха, чего я хочу от него? Что я ему намекаю? Каждому нееврею, которого я называю сыном Ноаха, я намекаю: «Ты можешь снискать приязнь в глазах Б-га!», как написано: “Однако Ноах снискал приязнь в глазах Б-га” (Берешит 6, 8). Что Б-г делает для вас, когда вы ему нравитесь? Он приближает вас к нему![118]
У нас бесконечное число объяснений относительно этого аспекта חן (симпатия) – целая книга[119]. Вообще, симпатия к кому-то указывает на отношение. Как только я называю его сыном Ноаха, я приглашаю его, я говорю ему: «постарайся снискать приязнь в глазах Б-га» — для того, прежде всего, будь хасидом. Что такое хасидизм? Вероятно, хасидизм начинается с нееврея, праведника народов мира. Прежде всего, будь хасидом, и если тебе удастся снискать приязнь, то результатом и целью симпатии будет то, что Б-г пробудит тебя. Когда называют нееврея сыном Ноаха, его спрашивают: «Ты снискал приязнь в глазах Б-га»? Ты цельный праведник?» Следующий стих: «Вот родословие Ноаха: Ноах – человек праведный и совершенный»[120] — он еще нееврей, еще не наш праотец Авраам.
Есть различные толкования об отношениях между Ноахом и Авраамом[121], но ясно, что он не наш праотец Авраам. Тем не менее, он тоже угоден Б-гу и также совершенный праведник. Каждому сыну Ноаха говорят, после нашего праотца Авраама, после дарования Торы: «реализуй Ноаха- נח, который в тебе, נח буквы חן -симпатия[122]!
Гер – “Говорящая птица”
Если так, то мы добавили здесь очень важный момент: быть сыном Ноаха, то есть, снискать приязнь в глазах Б-га и быть совершенным праведником, и тогда, конечно же, Б-г поможет вам и вдохновит вас поднять мир. Что значит поднять мир? Изменить суть. Есть изменение реальности и есть изменение сущности. О еврее написано, в выражении в календаре “А-йом йом“[123], что хасидизм не приходит для изменения сущности – потому что ты уже еврей, а только – чтобы открыть свою сущность и изменить свою реальность: “хасидизм изменяет действительность и раскрывает сущность». А для нееврея (для праведников народов мира) цель хасидизма – изменить сущность – это поднятие миров. Поэтому гиюр – это большее новшество, более “говорящая птица”[124], больше увеселения для Б-га. Он ждет этого развлечения, удовольствия, наслаждения, которое производит гер, — и именно это ожидание задерживает приход Машиаха. Всевышний ждет творческого отношения от гиюра, то есть изменения сущности.
Наша задача состоит в том, чтобы отождествляться с Б-гом, а также отождествляться с герами, встречать и приближать с сердцем, полным чувств, тех сыновей Ноаха, которые угодны Б-гу, и «рисковать» на тех, чей гиюр приблизит приход Машиаха. Для нахождения этого гера, истинного праведного гера, можно толковать высказывание «из капли на вершине масличного дерева» (“מגרגרו בראש הזית“)[125], которую Раши приводит в начале следующей главы — нахождения первой капли, пригодной для света меноры для «всех на свете»[126]. Того гера надо привести к Моше Рабейну, который хочет приближать геров, чтобы они осветили с ним мир – “И ТЫ ПОВЕЛИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, И ОНИ ДОСТАВЯТ ТЕБЕ ЧИСТОГО ОЛИВКОВОГО МАСЛА, ВЫЖАТОГО ИЗ МАСЛИН, ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ – ЧТОБЫ ЗАЖИГАТЬ СВЕТИЛЬНИК, ГОРЯЩИЙ ПОСТОЯННО”[127] (то есть, именно к Моше, каким он является на самом деле в аспекте “ты”, раскрытие его сути[128]).
И намек-окончание в тайне обретения приязни геров: гиматрия выражения, с которого мы начали: “ורבים מעמי הארץ מתיהדים“ (“и многие из народов страны стали йеудеями”) равна гиматрии самого явного выражения симпатии, которое фигурирует в пророчестве о меноре) – “תשֻאות חן חן“ («Прекрасен, прекрасен он»)[129]!
[1] Сефер а-сихот 5752 г., стр. 374-378 (из беседы главы Мишпатим от 2-го Адара 1).
[2] Эстер 9, 22 и Йерушалми Мегила 1, 1.
[3] Эстер 8, 17.
[4] Там же 2, 5.
[5] Мегила 13, 1.
[6] Эстер 3, 2.
[7] Арух а-шулхан Йоре деа, 268, 9 согласно Тосфот явамот 24, 2, со слов “не в дни”. См. также комментарий А-рокеах на Эстер 8, 17.
[8] По Авода зара 3, 2; 24, 1 (и см. также Йевамот 79, 1). На языке мудрецов “Герим герурим” (“גרים גרורים“) есть намек на то, что сказано про Авраам-Авину, первой гера и первого обращающего (как: “и души, которые сделали в Хароне”), “ויגר בגרר“ (Берешит 20, 1) – гиматрия этого выражения равна трехкратной гиматрии имени Ицхак, о котором позже сказано: «И Ицхак стал жить в Граре» (там же, 26, 6), что равно 931, Олам-Шана-Нефеш, 49 раз 31. Об Яакове сказано: «И поселился Яаков в стране проживания отца своего, в земле Кнаан» (там же 37, 1). И мудрецы толковали (Берешит раба 84, 4), что он обращал в иудаизм, как его отец (и его дед). Гиматрия выражения «И поселился Яаков в стране проживания отца своего, в земле Кнаан» равна 1554 (и равна сумме гиматрий город-земля-Грар-земля палестинская! העיר והארץ – גרר ועוד ארץ פלשתים -)= 37*42 и вместе с 931 = 2485 = треугольнику 70, намек на гиюр 70-ти народов мира. От “и проживал Ицхак в Граре” (“וישב יצחק בגרר“ = 931) и “и проживал Яаков в стране проживания отца своего, в земле Кнаан” (“וישב יעקב בארץ מגורי אביו בארץ כנען” =1554) есть “ויגר בגרר” 624 числа!
[9] Шмот 12, 38.
[10] Шмот раба 42, 6.
[11] Арух а-шулхан там. См. также При цадик 13.
[12] ראה תקו“ז ע (קלח, א; קמ, א)
[13] Сефер ликутим Шмот, глава 2.
[14] По Тикуней Зоар, тикун 69 (112, 1) и см. также Зоар 3 216, 2.
[15] Эрев-рав по гиматрии равно даат–познание. Древо познания включает в себя и добро и зло – Моше есть добро в даате, как написано о его рождении: “и увидела, что он хорош” (Шмот 2, 2), а эрев-рав является злом в даате, а про них сказано “добавляя знания увеличиваешь скорбь” (Коэлет 1, 18). Моше Рабейну, привлекающий категорию даат ко всем вместе душам Израиля (Тания, глава 42), должен превратить эрев-рав, зло, которое в даате, в престол для блага (см. Кетер Шем Тов, пункты 26 и 70), его задача состоит в том, чтобы выделить истинное благо и, в конечном счете, включиться в него.
[16] См. Законы запрещенных связей, главы 13, 15 и далее.
[17] Авот 4, 2.
[18] Кидушин 41, 1.
[19] И см. Йевамот 76, пункт А, что еще во времена Давида и Шломо можно было априори обращать важных, которые не нуждались в царском столе, и в любом случае “влекомые геры” на самом деле являются именно простыми (и см. в Кцот шулхан, 147 примечание относительно “ושרותיהם מניקותיך“).
[20] См. подробнее книгу “Хохма миаин темаце“, урок от 20-го и 25-го Тевета (в еженедельнике Нифлаот глав Ваэра и Бо).
[21] Здесь он намекает на историю, представленную в Црор мор на Ваикра 26:19: Я уже писал, что наш гений, и слава, и сила в его руке наше возвращение, так как он имеет власть вовремя низвести дожди посредством сила нашей молитвы. И известно то, что на этом условии мы были приняты в землю народов, когда мы были изгнаны из нашей земли. И уже бывало, что в царстве Арагона во время засухи всех евреев выгоняли из города и закрывали за ними ворота, пока не приводили воду. И рабби Н. Хасдай Крескас, благословенной памяти, потребовал… и так он сказал в начале своего выступления, “дай нам воду”! И Святой Благословенный повелел и его народ получил воду.
[22] Ор а-хаим (хасид Явеец), глава 12.
[23] О связи между рабби Хасдай со свойством «Хесед Авраама» (Миха 7:20) см. также урок от 20-го Тевета, напечатанный в выпуске главы Ваэра. Подобно тому, как наш праотец Авраам появляется на фоне тьмы, который предшествовал ему (см. Берешит 1:3), а фоне мира, который прежде был во тьме (см. Берешит раба 2, 3), так и рабби Хасадай освещает светом знания позитива на фоне предшествующей тьмы знания отрицательного – как подробно объяснялось в приведенном выше уроке в прим. 20.
[24] Дварим 6, 5.
[25] Йома 86, 1.
[26] Шир а-ширим 2, 6. “Правая рука” намекает на приближающее и обнимающее сознание со стороны приближающей правой руки, которое будет снова упоминаться в части 3 – время которого буквально вскоре в наши дни. “ימינו“ (“его правая рука”) = двухкратному חן (симпатия), тайна “а Ноах-נח понравился-חן”, как будет объяснено ниже.
[27] Как написано у рабби Пинхаса из Кориц (см. Имрей Пинхас, часть 1, врата עולם ומלואו 72, стр. 474), что полный праведник любит полного грешника – он любит раша гамур (רשע גמור – полного грешника) и превращает его в гера… (а остальные буквы равны יתרו- Итро, гер, появляющийся “как преимущество-итрон света над тьмою” перед дарованием Торы, как объясняется подробно в субботнем уроке Итро этого года – напечатано в Нифлаот Мишпатим).
רשע גמור = אחדות פשוטה = (“דוד מלך ישראל חי וקים“ וכו׳) (законченный злодей = простое единство = “Давид царь Израиля живой и сущий” и т.д.). То есть, тайна силы, данной нашему праотцу Аврааму, «один был Авраам» (Йехезкель 33:24), быть «отцом многих народов» (Берешит 17, 8) и дойти до законченного злодея, чтобы обратить его в праведного гера (гер цедек, и как известно, что звезда Юпитер (а иврите: Цедек-справедливость) является звездой Авраама, в тайне: «Кто побудил от востока (того, который) правду призвал в спутники себе, предал ему народы и покорил царей?», Йешаяу 41, 2).
[28] А также во времена Мегилы, по сравнению с “и многие из народов страны стали евреями, потому что на них напал страх перед евреями”, ведь о важных сказано: «И все правители областей, и сатрапы, и начальники областей, и исполнители дел царских поддерживали йеудеев, ибо охватил их страх перед Мордехаем [главнейшим среди йеудеев[ (Эстер 9:3) – после того, простые гои становятся евреями важные возвышаются (подобно «Б-жественный президент ты среди нас», как объясняется ниже) и вдумайся как следует в сказанное.
[29] См. примечание 19.
[30] Как говорилось в Итваадуте от 24 Тевета 5775 года (о связи между занятиями философией и обращением к народам см. также предисловие к книге החכמה מאין תמצא («Мудрость откуда возьмется») и др.).
[31] Тева йеуди, стр. 204, прим. 45.
[32] Санедрин 11, 1.
[33] Тосефта Санедрин 13, постановлено Рамбамом в Законах о царях 8, 11.
[34] Смотри, что написал об этом раввин Йоэль Шварц в своих книгах «Доктрина человечества», глава 4 и «Искусство сыновей Ноаха», гл. 4.
[35] Как известно, первый стих в Торе равен 2701, треугольнику חכמה-мудрость (см. Эйнаих брехот бахешбон, Лех леха, стр. 105 и в нескольких местах), тайна “кто такой мудрец? – тот, кто видит зарождающееся” (Тамид 32, 1) – мудрец видит глазами разума, что в сердце, того, кто имеет долю в будущем мире и того, кто ее не имеет. В общем, как “каждый из народа Израиля имеет долю в будущем мире” и “праведники народов мира имеют долю в будущем мире”, так “нечестивцы народов мира не имеют доли в грядущем мире”.
[36] Теилим 85, 12.
[37] Бемидбар 15, 15. И см. подробнее 2-ю часть урока (которая будет напечатана сБп в продолжении).
[38] Дварим 10, 19.
[39] См. также Двар а-шмита в еженедельнике Нифлаот Мишпатим.
[40] Берешит 47, 4.
[41] Фраза «Герей а-цедек» появляется в 13-м благословении в просьбах молитвы Восемнадцать: “Над праведниками… и над герами… Благословен Ты, Б-г, опора и надежная защита праведников”. Герей а-цедек включены здесь в «И народ твой весь праведники» (Йешаяу 60:21); огласовка этого благословения – шурук, огласовка йесода, тайна праведников в отраженном свете и этого достаточно для понимающего) среди перечисленных здесь шести типов: “над праведниками, и над благочестивыми, и над старейшинами народа Твоего, дома Израиля, и над уцелевшими из собрания его мудрецов, и над герами, и над нами самими” (и это следует объяснять в соответствии со сфирот: «праведники» в йесоде-основе: “праведник –основа мира”; ” благочестивые” а хеседе-доброте; «старейшины народа Твоего, дома Израиля» в тиферет-гармонии, тайна «старец, исполненной милосердия», и, в частности, «старейшины» намекают на два аспекта дикны, Арих-анпин и Зеер-анпин, в тиферет; «уцелевшие из собрания его мудрецов», обучащие младенцев в нецахе-вечности, аспект образования и вечности Торы, и есть те, кто толкуют, что это переписчики букв в Торе, хранители традиции, которые увековечивают буквы Торы, и отсюда мы узнаем, что воспитатели должны считать буквы Торы, чтобы сделать их дорогими ученикам; «Герей цедек», становятся евреями в hоде-величии, корне опоры геров — ветви гвуры-силы и корне построения малхута-царства, «она в hоде»; “наш долг” в царстве – и вдумайся в это как следует).
И несколько намеков: это благословение: “על הצדיקים ועל החסידים ועל זקני עמך בית ישראל ועל פליטת בית סופריהם ועל גרי הצדק ועלינו“ равно 64 в квадрате (4096), 2 в 12-й степени, א умноженная на ח в степени ד – тайна “один-אחד“! Заключительная часть благословения «Благословен Ты, Б-г, опора и надежная защита праведников» = 1469, число октаэдра 13 (то есть, сумма 13 первичных чисел вдохновения-ашраа, пирамида 13 на вершине пирамиды 12. (Особое слово “поддержка-משען” намекает на тайну מש-Моше и ען-ענו-скромный (“а человек этот, Моше, очень скромен”) – причем буква ה от משה и буква ־ו от ענו должны дополнить здесь тайну “דעהו“ (“познавай (волю) Его”, Мишлей 3, 6), דע ה־ו – которая является тайной уверенности – внутреннего аспекта нецаха-вечности.
[42] Там же 23, 4; 25, 35; там стих 47.
[43] Раши на Ваикра 25, 35.
[44] Ваикра 25, 35.
[45] Рамбам, Законы об идолопоклонстве 10, 6.
[46] Тур, Йоре деа 331, 2, согласно мнению рабби в Йерушалми швиит 10, 2 и как решение большинства арбитров.
[47] См. далее во второй части урока.
[48] Законы царей 8, 11.
[49] Урок от 7-го Швата этого года: https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/gde-ty-nahodishsya/
[50] Берешит 23, 4.
[51] Ликутей сихот, Берешит, намек 102.
[52] Берешит 23, 6.
[53] 43 это гиматрия слова חלה – акроним “חלק לעולם הבא“ («доля в будущем мире») – см. также Мегале амукот, Шлах, Ир миклат, мицва 381 и объяснение 2, 1 со слов “להבין ענין תחית המתים“ (Тшура Калиш 5780).
[54] Во всяком случае, если прибавить к 2701 – “Весь Израиль имеет долю в будущем мире” и “Праведники народов мира имеют долю в будущем мире” – и также “Злодеи народов мира не имеют доли в будущем мире ” – получится 4343, חלה־חלה (хала-хала как в предыдущем примечании в тайне 43).
[55] Как толкуют (Рабейну Бехайе на Дварим 26, 1 и Даат зкеним, там, стих 3) стих “отцом многих народов” (Берешит 17, 5) “отцом геров” (по Йерушалми Бехорим 1, 4 и см. также Тосефта Недарим, глава 2)
[56] Йешаяу 43, 7.
[57] Шаарей кдуша часть 3, врата 2.
[58] Йешаяу 60, 21.
[59] Критот 9, 1.
[60] Глава 24.
[61] Стих 11.
[62] Согласно понятиям Эмек а-мелех, и здесь не место для подробного объяснения.
[63] Благословение “Б-г мой, душа”. Введение к Ликутей Тора на 3 главы. תו“א משפטים עז, א (То есть, Брия, что в Ацилуте и вдумайся в это как следует).
[64] Зоар 1 15, 1.
[65] נובלות חכמה עלה ג. וראה עמק המלך ש“א פנ“ז.
[66] И намек גר תושב עשיה (гер-тошав асия) = 1296 = 36 в квадрате = 6 в 4-й степени и т.д.
[67] Как видно со слов Рамбама в Законах о царях 8, 11: “Что принял их и сделал им, потому что Б-г заповедал это в Торе, и сообщил нам посредством Моше Рабейну, что сыновьям Ноаха ранее это было заповедано”.
[68] Шла, Введение (11) к 10-ти Речениям. Шефа таль, хелек таль, врата 1, глава 1.
[69] Раши на Берешит 11, 32. חרן-Харан = троекратному אלהים-Элоким (אלהים – это среднее значение трех букв (חרן, тайна 3-х малых мозгов (что в горле, гнев простолюдинов) мозг мира Действия выражен намеком в конце главы Ноах (перед тем, как Б-г говорит нашему праотцу Аврааму: «Уходи из страны и т.д.») «И умер Терах в Харане» (Берешит 11, 32) – в конце своей жизни Терах, отец Авраама Авину, сделал тшуву (Танхума Шмот, 18), то есть отказался от идолопоклонства и т.д. (тшува мира Асия) и там, в аспекте Харана, он умер (и потом он инкарнировал в Ийова–איוב, буквы “его отец”- אביו– намек на отца Авраама и даже исправился в тайне “Харон – гнев Б-га” – “אף עשיתיו”(“даже сделал его” – в значении исправления).
[70] Брахот 57, 2. И см. Авода зара 24, 1, и в Йерушалми Авода зара 2, 1 (но смотри там в продолжении, что в будущем вернутся к Б-гу).
[71] См. Шаар маамарей Рашби, глава Кдушим.
[72] Начиная с 7-го Швата (напечатано в нашей газете Нифлаот Бешалах).
[73] Об этом много сказано, начиная со Итваадута от 24-го Тевета 5775 г.
[74]לקומ“א יז, ו .
[75] Ответ Рамбама (Иерусалим 5720), том 2, סרצ“ג (Опубликовано Шолзингером, дополнения לח“א סי“ט).
[76] См. Хагига 3, 1 (и в Раши); Рамбам, Законы первых плодов 3, 4. И еще.
[77] Дварим 6, 4. См. Раши на главу и подробнее субботний урок главы Итро этого года (часть 1), напечатано в Нифлаот Мишпатим.
[78] Ликутей сихот 26, Мишпатим 3 (статья 2).
[79] См. Рамбам, Законы продажи 14, 13 и дальше. Теилим 146, 9. Хинух, мицва 63. סהמ״צ לאוין רנב; סמ״ג לאו קעג. И в комментариях.
[80] И см. Пардес Римоним, врата 31, глава 1 (и в нескольких местах). мысль-чувство-поведение соответствует нефешу-руаху-нешаме (трем нижним уровням души), которые соответствует Брия-Йецира –Асия.
[81] “חלק לעולם הבא” (“Доля в будущем мире”) =322 =14*23 (при разделении доли на 6 и 8: 6* 23 (חלק) = 6 сочетаний8*23 = לעולם הבא ,חיה – тайна Имени קפד). И гиматрия средних букв “חלק לעולם הבא“ равна гиматрии слова “доля” – חלק. И в любом случае сумма гиматрий первых и последних букв выражения: “חלק לעולם הבא“ равна гиматрии לעולם הבא““ (“в будущем мире”).
[82] И согласно этому делению: Израиль, мир творения = 910, 10 (4 в треугольнике) 13 раз в треугольнике; Гер-цедек мир Йецира гер-резидент мир Асия = 2310 = 10 (4 в треугольнике) раз 21 раз в треугольнике. Соотношение между 13 и 21 (два основания треугольников, умноженные здесь на 10) это отношение золотого сечения.
[83] См. подробнее нашу книгу “Каббала для народов мира“, глава 3.
[84] Теилим 39, 13.
[85] Диврей а-ямим 1 29, 15.
[86] Брахот 17, 1.
[87] См. Малбим на этот стих.
[88] См. Тикуней Зоар, тикун 6 (23, 1).
[89] См. выше примеч. 26.
[90] См. об этом подробнее в нашей книге Анатомия взаимности на русском языке, а также “Сод Ашем лиреав“, шаар 1, части 7-9 и в “Шиурим Сод Ашем лиреав“.
[91] Ейвамот 79, 1. О соответствиях Авраама-Ицхака-Яакова – Колесницы – и сфирот хесед-гвура-тиферет смотри: חדא“ג מהר“ל שם; נתיבות עולם נתיב הבושה פ“א; תורת משה לרמ“א ר“פ עקב; פרי צדיק ויקהל אות ג.
[92] Эмоция-רגש – буква ש намекает на огонь-אש чувства, которое включает сфирот хагат (хесед-гвура-тиферет, см. Зоар 1 2, 2) внутри гера גר.
[93] См. подробнее вторую часть урока, которая будет опубликована сБп на следующей неделе – что основа животной души из клипат нога (“прозрачная оболочка”), обладающая хорошими качествами, являющимися признаками Израиля (Тания, глава 1), существует и у праведников народов мира и является основой для гиюра по Ãлахе.
[94] Шабат 146, 1 (см. Недарим 20, 1).
[95] Ктубот 11, 1.
[96] Теилим 55, 15.
[97] И красивый намек: гиматрия слов: “נפש הגר“ («душа гера») равна אברהם יצחק יעקב (Авраам-Ицхак Яаков), אברהם־יעקב = נפש (Авраам-Яаков = душа), а יצחק = הגר (Ицхак = гер) – вся общность еврейских чувств отождествляется с душой гера, как сказано выше.
[98] См. также урок Шабат Итро (упомянутый выше в примеч. 77) и в следующих частях урока об солидарности как основе отношения к геру.
[99] Шмот 23, 9.
[100] Ваикра 19, 34.
[101] Дварим 10, 19.
[102] Сефер ликутим Ваешев. И в нескольких местах.
[103] Зоар 3 224, 1; Тания, глава 12.
[104] См. также часть 2 урока о том, что праведный гер является, согласно Тании, средним, у которого главное: “Мозг властвует над чувствами”.
[105] Зоар 2 258, 1.
[106] Ликутей Тора, толкования на Рош а-Шана 58, 4.
[107] Берешит раба 91, 5.
[108] Эстер 3, 6.
[109] Там же 9, 3.
[110] סימן רסח סקכ“ג
[111] Рамбам, Законы запрещенных половых актах 14, 1. (И в Шулхан Арух Йоре деа, 268, 2).
[112] Рамбам, там же, 2 и Шулхан арух, пункт 2.
[113] לקומ“א יז, ו .
[114] На языке ришаним. Сефер а-Плия, со слов “ויאמר אלהים ישרצו המים וגו׳“; толкование Райведа на Сефер Йецира (2, 1). תחלת ספר החשק לר“א אבולעפיא אבולעפיא и в нескольких мастах.
[115] Урок от 7-го Швата – см. выше примеч. 49.
[116] Рамбам, Законы царей 9, 1.
[117] Берешит 6, 8.
[118] См. там же из Шмуэль Ноах 5678 со слов במדרש רבה ונח מצא חן”“.
[119] “שבעים פני חן” – книга, которая вскоре должна выйти в свет сБп.
[120] Берешит 6, 9.
[121] Раши там.
[122] Феномен переворота принадлежит зрачку глаза — человек, увиденный наяву, переворачивается в зрачке (см. также Радак, Сефер а-шорашим, корень «איש» и комментарий к Теилим 17, 8) – и благодаря ему осуществится у гера: “Храни меня, как зеницу ока” (Теилим 17, 8), ведь “Бережет Б-г пришельцев-геров” (Теилим 146, 9).
[123] Календарь А-йом йом на 13-го Кислева: Мой отец сказал: “Хасидизм изменяет бытие и раскрывает сущность. Сущность еврея невозможно оценить и измерить, ибо он – часть Б-жественной Сущности, а “ухвативший часть Ее – как будто ухватывает Ее всю”, и как нет меры Сущности, так же нет меры у Ее части. Подобно тому, как сказанное о кистях цицит “на углах одежды” означает “из того же материала, что и углы”. Б-г создал душу так, чтобы она была “творением”, но хасидизм раскрывает ее сущность”.
[124] См. Ор Тора (Кеhат, выпуск второй), 310 и 388 (и во многих статьях по хасидизму).
[125] Менахот 8, 4. И намек: “מגרגרו בראש הזית“ = זך (чистый, “чистое оливковое масло”) * 51 (троекратное-טוב хорош, тайна “Лучше (доброе) имя, чем добрый елей” (Коэлет 7, 1) и Тов – исходное имя Моше Рабейну – см. также в уроке, упоминаемом ниже в примеч. 127)
[126] Менахот 86, 2.
[127] Шмот 27, 20.
[128] И см. Кли якар на стих и в Ликутей сихот, том 21, Тецаве, беседа 3. И урок от 5-го Адара, напечатанный на стр. 18-21 в еженедельнике Нифлаот Тецаве 82 г.
[129] Зехарья 4, 7: “Кто ты, гора великая пред Зеруббавэлом? Равниной (станешь) и вынесет он главный камень (при) восклицаниях: «Прекрасен, прекрасен он!»”. “Гора великая” намекает на Авраама (אברהם = הר גדול), которого “называли горой” (Мидраш Теилим 81 и т.п.) и «отцом многих народов» из-за его силы обращать, “величайший из гигантов-анаким человек” (Йеошуа 14, 15, Берешит раба 14, 6), давать-леhааник чистую веру в единого Б-га каждому в мире – и Зеруббавэль намекает на искры святости, рассеянные в Вавилоне, куда были изгнаны переселенцы из Израиля (Песахим 87, 2). Предыдущий стих: “И отвечал ангел, и сказал мне так: «это слово Ãвайе, сказанное Зеруббавэлу: не могуществом и не силой – только духом Моим, – сказал Ãвайе Цва-от»” учит, что сила привести Геулу находится “в Моем духе”, которым исправляют мир в малхут-царстве Ша-дай и делают гиюр всем искрам-герам.