25
Дек
2024

Естественная тшува
Магид из Межерич, когда он выступал в качестве магида-проповедника, любил рассказывать притчу с тем, чтобы побудить публику к покаянию:
Одна страна согрешила против короля и восстала против него, но через некоторое время все они проснулись, чтобы умилостивить короля. Они решили послать гонца, чтобы он умилостивил царя от имени всего народа страны – но кого они пошлют? Сначала они обратились к премьер-министру, чтобы он представлял народ, но премьер-министр отказался: поскольку он величайший из всех, его грех также велик, и у него нет смелости, чтобы приблизиться к королю. Это то, что говорили один за другим все министры и важные люди в той стране. Увидев это, они стали обращаться к простым людям, да и те тоже уклонялись… и так спускались всё ниже и ниже, пока не достигли самого низкого и самого презренного нищего в стране. Нищий не долго колебался и, услышав, что от него требуется, немедленно отправился к королю, пришел с покаянием граждан страны в их грехах и умилостивил его. Как пробудиться к раскаянию? Во времена Магида из Межерич было много проповедников, пытавшихся ответить на этот вопрос: если это был проповедник с суровым характером он бы проливал на слушателей огонь и серу и описывал ожидающие их кары ада. Если же это был человек с более мягким и сострадательным сердцем, он описывал любовь и благодать Творца, его скорбь из-за злых дел своих любимых детей. Но здесь Магид из Межерич делает совсем другое: он ярко, даже юмористически освещает те увиливания и трудности, которые обычно сопровождают работу тшувы. Вопрос, который он задает, — это вопрос его слушателей: «Как сделать тшуву»? Эту трудность он решает через образ нищего – единственного, кто способен сделать то, чего все боятся, и пойти на примирение с королем. Чему нас учит нищий и какой ответ есть у него на этот вопрос?
В книге «Зоар» сфира бина-понимание отождествляется с тшувой. Но помимо этого бина «Альма Дехиро» — мир выбора. Тшува, которой учит нас нищий, — это тшува «естественного осознания», в котором вести себя правильно— это самое простое и естественное. Такой ответ свободен от всех ограничений министров, которые в силу своей роли чувствуют сложность и труд, которых требует действительность. Обычно мы далеки от такого образа жизни. Эта мессианская тшува в стиле Геулы в мире, природа которого побуждает его вести себя согласно воле Бога. Но отождествление естественной тшувы именно с нищим пробуждает у нас есть интересную мысль: именно то важность, которую мы придаем себе и своим действиям, не дает нам их изменить. Если я важный министр, я придаю большое значение совершенному мною греху – и все равно побоюсь признаться в нем и извиниться за него. Таким образом, как это ни парадоксально, я действительно буду продолжать все больше и больше погружаться в тяжкий и ужасный грех… но если я нищий, не имеющий особой репутации и истории, то переход от греха к покаянию прост и легок. Такое отождествление с актом покаяния может произойти только из истинного и глубокого смирения, при котором все человеческие поступки – добрые они или нет – черпают свой вес и тяжесть только от Благословенного Творца. Когда ты отделяешься от Его воли, ты действительно становишься «тяжелым грешником», но в один момент вся тяжесть грехов может исчезнуть.
Нифлаот Вайешев 85 г.