9
Дек
2024

Чудо месяца Кислев

sovevon

 В месяце Кислев мы учимся видеть чудеса через круглые линзы буквы самех, которая словно замыкает круги

 Современный мир очень скептически относится к чудесам. Якобы существует лишь объяснимое с научной точки зрения, а необъяснимого не существует, и чудеса остались лишь в вымышленных легендах. Но темноту месяца Кислев пробивает свет маленькой ханукальной свечи, который говорит: «Чудо (точно) случилось с нами! Кувшин масла действительно найден! Свечи Меноры горели сверхъестественным образом восемь дней, и победа Маккавеев в войне с греками определяется как чудо, поскольку малочисленные победили многочисленных, как говорится в молитве “О чудесах”».

Откуда чудо пришло в наш рациональный мир? Чтобы лучше разобраться в этом, обратимся к круглой букве самех, סמך, посредством которой был сотворен месяц Кислев. Как мы уже видели на примере предыдущих месяцев, секрет букв на иврите, святом языке, выявляется в трех основных плоскостях, пересекающихся между собой. Во-первых, имя буквы, в нашем случае самех, סמךВо-вторых, форма этой буквы ‒ круглая и закрытая. В-третьих, гиматрия буквы (ס = 60).

Поддерживающий падающих

Самех – это слово на иврите. Смысл корня слова  סמךсвязан с опорой и уверенностью: я полагаюсь ‒ сомех סומך – на кого-то, кто является моей опорой (поэтому я также близок – самух – к нему). И название месяца Кислев  כסלו тоже связано с уверенностью, как в стихе «Ибо Б-г будет твоей опорой כִסְלֶךָ»[1].

Кто нуждается в опоре? Тот, кто находится в опасности и может упасть, как в стихе «Споткнется – и не упадет [и когда упадет, не будет полностью брошен], ибо Б-г поддерживает его». Кислев наступает следом за Хешваном, буква которого ‒ нун  נ. Нун связана с падением (נפילה), как объясняется в статье о Хешване; но тут же приходит буква самех и поддерживает ее. Месяц Кислев поддерживает падающий месяц Хешван. И объясняют мудрецы относительно стиха «Счастливы находящиеся в Храме твоем», что стихи  в нем расположены в алфавитном порядке (Аромимха…, Бехоль…), кроме отсутствующего там стиха, начинающегося с буквы нун, поскольку нун намекает на падение Израиля. Но сказал царь Давид: «Б-г поддерживает всех падающих».

Итак, падаем мы или нет? Дело в том, что по своей природе мы на самом деле находимся в постоянной опасности падения, особенно если мы зависим от всевозможных опор, которые порой становятся подобны подпоркам из ветхого тростника, и тогда мы падаем на землю. Даже праведники склонны к падению: «Ибо семь раз упадет праведник, но встанет». Ведь всегда находится Кто-то, чтобы поддержать его: «Поддерживает всех падающих» ‒только с Его помощью цадик может встать.

Что получается из соединения падающего человека и поддержки Всевышнего? Нун опирается на самех и превращается в нес ס נ– чудо Хануки! Это чудо может выражаться и в рамках природы – как победа Хашмонеев, которые имели сильное чувство веры в Б-га, активную уверенность, что можно встать после падения и быть теми, кто совершает чудо (даже если это и нелегкий путь, и мы вновь упадем, воспрянем духом и опять встанем). В Кислеве выясняется, что нам есть на кого положиться.

Кружится, кружится ветер

Самех является единственной из простых букв, имеющей замкнутую форму (среди конечных букв есть еще одна подобная ей – мем софит ם). Не зря корень  סגר («закрыть») начинается с самеха, как и корень סבב («кружить»), и другие корни с похожим смыслом. Буква самех не часто встречается в иврите, и в Торе она очень редкая, поэтому каждое ее появление является праздником. Первый раз самех появляется в стихе «и он סבב огибает всю страну Хавила», второе появление находим рядом: «и он סבב огибает всю страну Куш». Третье появление – в стихе «то взял одну из частей тела человека, а плоть на том месте замкнул סגר» ‒все связано с окружением и закрытием, подобно округлой и замкнутой букве самех.

С одной стороны, вращающийся круг напоминает круговорот природы, который, возможно, представляется бесцельным, как описание мира природы в книге Коэлет: «Суета сует, все суета… поколение уходит, и поколение приходит… кружится, кружится, движется ветер и на круги свои возвращается ветер». Но на более глубоком уровне становится понятно, что круговорот природы основывается и поддерживается Творцом, как это видно из равенства гиматрий слов  אלהים= הטבע («Б-г» и «природа»). Согласно науке, природа сама по себе постепенно распадается, пока не развалится полностью (согласно закону энтропии). А постоянство естественного вращения указывает на Кого-то, Кто «поддерживает падающих». И на личном уровне даже тот, кто падает все ниже и ниже, скатывается в конце к поддерживающей руке Б-га, окружающей его со всех сторон, по словам рабби из Ижбице: «Каждая душа из народа Израиля, когда она падает, попадает [прямо] в лоно Благословенного Творца». Это скрытое чудо (הנס הנסתר), что уповающий на Всевышнего и надеющийся на Его помощь не разочаровывается в Нем.

Открытие Окружающего света

На более высоком уровне Каббала говорит о двух видах Б-жественного света, относящихся к сотворенным мирам: Наполняющий свет ממלא (мемале коль альмин) и Окружающий свет סובב (Совев коль альмин). Мемале похож на соединение души и тела: «как Б-г наполняет этот мир, так и душа наполняет тело». Во всей Вселенной внутренний пульс жизни вызван светом Творца, и тот, кто внимателен, может почувствовать это за внешним облачением природы (и многие люди разделяют эту веру, так или иначе).

Но Совев ‒ Окружающий свет ‒ является тем, что вообще не воспринимается сознанием внутри созданного мира, он как огромный круг, окружающий все снаружи. Поскольку буква самех представляет свет Совевסובב, она ни разу не появляется во всем описании Сотворения мира (подобно тому, как там не упоминается собственное Имя Ãвайе, а лишь Имя Элоhим), но только в контексте Рая – Ган Эдена, находящегося вне нашего сознания. Самое потрясающее, что и этот свет может раскрыться нам, и каждое такое раскрытие является чудом – נס. Раскрытие Окружающего света через Наполняющий свет – это раскрытие  скрытого секрета (הנסתר הסוד), и на это указывает равенство их гиматрий סוד = סובב.

Для того чтобы поверить в чудеса, нужно выйти из замкнутого (סגור) круга, знакомого нам, и понять, что мир природы (הטבע), которому свойственен циклический (как кольцо, טבעת) характер, оживляется не чем иным, как скрытым Б-жественным светом, вплоть до огромного круга Б-жественного света, окружающего и охватывающего все в равной степени. Когда мы играем в Хануку в волчок (סביבון), стоит задуматься о сущности вращения и о том, что есть Кто-то Наверху, кто крутит все… И внезапно придет озарение: нес гадоль hая по («великое чудо было здесь»). Если кто-то беспокоится, что вера в чудеса сделает из нас бездельников, живущих в мире фантазий, он приглашается поучиться у Хашмонеев тому, что такое отвага и инициатива, вызывающие проявление чудес. Благодаря самоотверженности Хашмонеев выявляется скрытое в нашей реальности – и это кувшинчик с чистым маслом, найденный в Храме, что видно из намека:  טהור  שמן פך = נסתר («кувшинчик чистого масла» – «скрытое». Причем из первых букв первых трех слов складывается слово פשט – «простой смысл», то есть скрытый аспект прячется в простом,  за прямым толкованием Торы скрывается ее тайная часть).

Шестьдесят богатырей вокруг

Мы подошли к числовому значению буквы самех, простая гиматрия которой равна 60, а Рош ходеш Кислев является 60-м днем, считая с начала года.

Число шестьдесят является идеальным развитием числа шесть (60 = 6*10). Число шесть создает совершенную форму ‒ шестиугольник, представляющий собой максимальное использование пространства в природе (пример ‒ пчелиные соты и кристаллизация). На самом деле, шестиугольник близок по форме к кругу. И если начертить шестиугольник, вокруг которого круг, то длина одного ребра шестиугольника будет равна радиусу  круга (а сумма длин шести сторон шестиугольника будет равна троекратному диаметру  круга; вероятно, по этой причине мудрецы рассматривают диаметр круга как треть его периметра). И количество кругов, которые можно нарисовать вокруг одного круга, будет равно шести – все соединяется с круглой формой буквы самех.

Одно из упоминаний числа 60 в Танахе мы находим в Шир а-ширим: «Вот ложе Шломо; вокруг него – 60 отборных богатырей из богатырей Израиля. Все они вооружены мечами, искусны в битве; каждый – с мечом у бедра; ночью [охраняют они царя] от опасности». 60 богатырей вокруг него ‒ סביב, как буква самех, имеющая округлую форму (или шестиугольник). Согласно Каббале, месяцу Кислев соответствует «чувство» сна, но, очевидно, не так-то легко спать безмятежным сном. В определенном смысле сон является самым большим спуском (נפילה), и нужно помнить, что есть Некто, кому можно доверять и очень полагаться (לסמוך) на Него: «Уповающий на Б-га окружен милостью (סֹובְבֶנּוּ)».

И здесь Всевышний поддерживает падающих: «Я ложусь и засыпаю; просыпаюсь, потому что Б-г поддерживает меня; и не боюсь великого множества народов, окруживших (סביב) меня!» У Всевышнего  есть преданные посланники в образе шестидесяти богатырей, несущих охрану вокруг нас. Эти герои могут быть «героями Израиля» в буквальном смысле, бесстрашными Хашмонеями, но также могут быть словами защищающего благословения, причем самым важным из них в Торе является благословение коэнов – «Благословит тебя Б-г и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Б-г и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Б-г и пошлет тебе мир», ‒ в нем ровно 60 букв, как и 60 охраняющих богатырей (отсюда обычай читать в молитве Шма перед сном стих «Вот ложе Шломо» и благословение коэнов, наряду с другими стихами для охраны и защиты). Число слов в благословении коэнов ‒ 15, как и порядковый номер буквы самех в алфавите.

Первое чудо, встречающее нас утром, после сладкого ночного сна, состоит в том, что мы просыпаемся. Затем мы сталкиваемся со множеством постоянно окружающих нас чудес, вплоть до самого удивительного чуда возрождения из мертвых: «Обновляется оно [милосердие] каждое утро; велика преданность Твоя!» ‒ «Поскольку Ты каждое утро обновляешь нас, мы знаем, что велика Твоя верность оживить мертвых».

Лук Йонатана

В завершение отметим, что колено месяца Кислев ‒ колено Биньямина, а созвездие месяца – Стрелец. Сыны Биньямина были известны как отличные стрелки из лука: «Каждый из них бросит камень в волос и не промахнется», ‒ как сын Шауля Йонатан, о котором сказано: «Лук Йонатана никогда не отступал». А также о братьях Шауля из колена Биньямина, присоединившихся к Давиду, написано: «Вооруженные луком, правой и левой рукой (бросавшие) камни и (натягивавшие) стрелы лука».

Имя Биньямин состоит из двух слов: «правый» и «сын» (согласно простому смыслу, имеется в виду, что Биньямин родился в Эрец Исраэль, в то время как его братья родились в Харране, расположенном относительно Израиля севернее, то есть левее, если ориентироваться на восток. Таким образом, Эрец Исраэль находится справа, на юге).

Интеграция разных видов уверенности

Уверенность бывает двух видов: активная (встать и сделать) и пассивная (искренне принять, что все происходящее со мной ‒ от Б-га, и все к добру). Активная уверенность – внутреннее свойство сфиры нецах (т.е. «победа»), а пассивная уверенность-упование принадлежит к сфире hод (т. е. «благодарность»), внутреннее свойство которой – цельность и искренность. Ощущение, что Всевышний поддерживает падающих, связано больше с пассивной уверенностью, сфирой hод, базирующейся на осознании Окружающего весь мир света, на осознании милосердия Творца, поддерживающего нас (в отличие от активной уверенности, связанной с ощущением Наполняющего света, помогающего нам обрести собственные силы и мужество).

Теперь рассмотрим, в чем особенность уверенности колена Биньямина. С одной стороны, они храбрые воины, действующие по своей инициативе в силу активной уверенности в победе, как посланники, чей лозунг: «Десница (правая рука) Б-га дает победу». Но с другой стороны, война луком ‒ это нечто более утонченное, чем война мечом. При метании стрел из лука необходимо искренне надеяться попасть в цель, ведь стрелы падают в места, неизвестные заранее (как в стихе «а (один) человек наугад натянул лук…»). Чтобы правильно стрелять из лука, натягивая тетиву, тщательно прицеливаясь и отпуская в нужный момент (попадая даже в волос без промаха), нужно уметь освобождаться от ощущения самого себя, порождающего фальшь и промах. Таким образом, это подходит для пассивной цельности сфиры hод (полагающейся на Окружающий свет) больше, чем для активной уверенности сфиры нецах. Поэтому будет правильнее сказать, что в войне колена Биньямина есть интеграция сфирот hод и нецах, hод в нецахе – цельность, порождающая уверенность в победе.

От чтения Шма к молитве

В служении Всевышнему  лук – кешет  קשת намекает на просьбу ‒ бакаша בקשה, как в стихе «который я взял у эморея мечом моим и луком ‒ векашти בְקַשְׁתִּי». Векашти Онкелос переводит как «молитвой», то есть слово בְקַשְׁתִּי интерпретируется как «моя просьба» בַּקָשָתִי. И здесь есть отсылка к колену Биньямина, поскольку слово בַּקָשָתִי появляется в Танахе только в словах царицы Эстер, которая происходит из этого колена: «желание мое и просьба моя». И о Мордехае сказано, что он «сын Шими, сын Киша», и мудрецы толковали: «Сын Шими, молитва которого была услышана Б-гом. Сын Киша, который икиш ‒ постучал в ворота милосердия, и ему открыли».

Объясняется в хасидизме, что меч – это молитва Шма (в ней есть 248 букв, = רֹמח– «копье»), она воюет непосредственно с открытым злом в душе. Однако лук ‒ קשת – это молитва Амида, когда мы мечем стрелы в неизвестное зло, что скрывается в неосознанной части нашей души, и освобождаемся от самосознания (так что молитва произносится как бы самим Всевышним, о чем мы просим в ее начале: «Б-г, открой мои уста»). И тогда мы стучим в ворота милосердия, полагаясь на Того, Кто приведет стрелы прямо к цели.

 

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий