Б-жественное милосердие
Согласно учению мудрецов, Имя Ãвайе означает Б-жественное милосердие, в то время как Имя Элоким – Его свойство суровости или суда. Следовательно, нашу заповедь можно истолковать так: «Слушай, Израиль: Ãвайе (Ãвайе, проявляющий милосердие ко всему сущему), Б-г наш (Элоким, проявляющийся к нам в Творении через строгий суд, и, однако), Ãвайе Один (все в мире – выражение Его абсолютного милосердия)».
Уникальная способность рассматривать бесконечное разнообразие порой противоположных друг другу феноменов, сосуществующих в мире, как проявление единственного, бесконечно милостивого источника присуща исключительно еврейскому народу. Именно поэтому стих «Слушай, Израиль…» использует имя Израиль. В отличие от других наименований еврейского народа, имя «Израиль» выражает сознание еврейской души в ее чистом, первозданном виде, как «по-настоящему части Б-га свыше».
По этой же причине данный стих служит ключевой декларацией иудаизма: в Шма говорится не только об абсолютном единстве Всевышнего, но и о самой сути совокупной еврейской души, называемой «Израиль».
В книге пророка Йешаяу Израиль уподобляется дереву. Каждой еврейской душе соответствует буква Торы – Древа Жизни. Кстати, жизнь на Земле появляется лишь на третий день творения, соответствующий сфире тиферет («красота») и направлению вперед. Ивритский корень слова тиферет используется в Торе для описания благолепной листвы деревьев – вершины третьего дня творения. Более того, фигура самого Машиаха – величайшей из всех душ Израиля – называется у пророков «растением».
Проникаясь сознанием заповеди «Слушай, Израиль! Ãвайе – Б-г наш, Ãвайе Один», мы тем самым вкушаем от Древа Жизни и исправляем первородный грех, заключавшийся, как известно, во вкушении плода другого дерева, Древа Познания добра и зла.
«Слушай, Израиль…» – это наше понимание и осознание той истины, что первоисточник всего на свете – независимо, представляется нам это хорошим или плохим, – есть Б-жественная доброта и милосердие. И это знание мы постоянно ставим впереди нашего сознания.
Подражание Создателю>
Выполняя заповедь познавания Всевышнего, мы знакомимся с нашей собственной Б-жественной природой, побуждающей нас жить в согласии с ней, т. е. подражая Создателю. А поскольку самым главным качеством Его является милосердие – рахамим (ибо милосердие – это прежде всего сочувствие, сопереживание – более чем какое-либо другое свойство отражает единство Творца с Творением), медитация о единстве Всевышнего порождает у нас в душе чувство милосердия.
И это милосердие направлено, прежде всего, на Б-жественные искры, заключенные в других людях, а затем – на все Творение в целом. Стоит помнить, что наша глобальная задача в этом мире состоит в освобождении Б-жественных искр, томящихся в плену. И выполнение этой задачи достигается путем распространения во всем мире идеи о едином, добром и милосердном Б-ге.