25
Ноя
2024
хосид

Что разбило стакан?

Большую часть своей Торы рабби Менахем Нахум из Чернобыля узнавал от Магида из Межерич, но ему так же дважды удалось посетить святого учителя Бааль-Шем-Това. Рассказывают, что когда Бааль-Шем-Тов пригласил его приехать к нему, то он отказался, сказав, что обучает детей и не может оставить своих учеников без учителя.

Поэтому БеШТ попросил жителей его города назначить вместо него другого учителя, чтобы он мог поехать к нему. Жители города прислушались к его голосу, и в начале следующего месяца рабби Наум остался без учеников… Рабби Нахум подумал, что причина в неудовлетворенности его работой как учителя, и пришел к родителям, чтобы вернуть деньги, полученные от них до тех пор, поскольку он опасался, что так как они удовлетворены тем, как он учил, плата подобна грабежу в его руках.

Когда он узнал истинную причину, он решил поехать к Бааль-Шем-Тову и был у него дважды, прежде чем тот скончался (потом он начал ездить к Магиду).

О том первом визите рассказывают, что когда он был у Бааль-Шем-Това, в дом вошел неуклюжего вида бедняк и попросил милостыню. Как только бедняга вошел, стакан, стоявший на столе, взорвался и разлетелся на куски. Бааль- Шем-Тов повелел подать человеку милостыню, и не задерживать его. После его ухода БеШТ обратился к рабби Менахем Науму и сказал ему: ты видишь это, мой сын? Даже моя посуда не выносит грубого человека.

Но ты – малейшей мыслью можешь повредить гораздо больше, чем поступок этого неуклюжего человека. После этого Бааль-Шем-Тов приготовил в честь него трапезу, они поели и благословили в зимуне (когда есть минимум три человека). И Бааль-Шем-Тов сказал: Моше Рабейну ел у тестя Итро, и в последний день, когда он ел у него, была среда. А так как Бааль-Шем-Тов имел в виду те же намерения, что и Моше Рабейну во время этой трапезы, Моше Рабейну присоединился к трапезе, и он был третьим, кто дополнил зимун.

[Зихронам ливраха]

В соответствии с первым наставлением, полученным рабби Нахумом из Чернобыля от Бааль-Шем-Това, чистота помыслов занимает очень важное место в его учении. В своих требованиях к толкованию недельной главы Леха Леха он объясняет, почему праведники обязаны это делать: стих «И пошел Авраам, когда Б-г говорил с ним, и Лот пошел с ним», — объясняет он, имея в виду праведников. Авраам, который является праведником, ходит путем Б-га и делает все, что ему поручено. Но, после того как он восходит на своем пути, то он обнаруживает, что «И Лот идет с ним» — дурное начало также все еще сопровождает его… Теперь, когда дурное начало стало настолько тонким и изощренным, что очень трудно остерегаться его — нужно остерегаться всякой малейшей мысли, которая не совсем точна.

В связи с разбитым стеклом стоит отметить, что иногда встречаются люди, которые славятся такими явлениями: человек входит в дом, и тут же начинают сыпаться стекла, изгибаться ложки и так далее. Однако по сравнению с теми, кто рассматривает это как духовное явление, указывающее на величие или уникальность, Бааль-Шем-Тов называет его «неуклюжим человеком». Действительно, даже неуклюжий человек может покаяться и усовершенствовать себя [перейти от тоу-сломленности к тикун-исправлению, как написано: «вначале тьма, а затем великолепный свет»]. Сила привести его к этому находится в руках цадика [БеШТа, поэтому он подавал ему милостыню и просил, чтобы его не зедерживали дома, это начало его исправления), и в честь этой силы он назвал свою дочь Адель в значении нежность и т.д.

Нифлаот Лех леха 85 г.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий