Как правильно решать проблемы?
Вопрос:
Когда мы сталкиваемся с проблемой, которую не знаем, как решить, и чувствуем себя беспомощными, как правильно поступить? Как я узнаю, являются ли мои попытки думать и найти решение сосудом для Б-жьего благословения или недостатком уверенности в Нем?
Ответ:
Однажды Ребе сказал мне передать тому, кто просит благословения на исцеление, действовать согласно указаниям врача, но полностью довериться одному Б-гу. Надо действовать естественным путем и сделать сосуд для благословения, но главное – наполнить сосуд светом уверенности в Б-ге, который добр и доброжелателен ко всем. Не нужно делать сосуд слишком большим, потому что тогда он как бы «дурно пахнет от излишков» и мешает привлекать свет, что является главным. Написано «И благословит тебя Ãвайе, Б-г твой, во всем, что ты делаешь», «во всем, что ты делаешь» — сделать какой-либо сосуд и не слишком большой. Создание сосуда – силой сфиры нецах-вечности, активной уверенности в том, «что это Он дал тебе силу быть храбрым». В то время, как уверенность в одном Б-ге — со стороны сфиры hод, пассивной уверенности, начиная с «Думай хорошо — будет хорошо».
Мы говорим в молитве: «Питающий по доброте своей живых». Хасиды интерпретировали это так — создание сосуда (даже множество сосудов там, где это необходимо естественным образом в простом смысле) способствует снабжению, его цель — вмещать и продолжать жизнь сверху, свет жизни и жизнь как она есть именно посредством хеседа-милосердия. То есть главное в создании сосуда — это благотворительность и милосердное отношение к ближнему.
Таким образом, необходимы три вида действий: уповать исключительно на Б-га, да будет Он благословен, умножать занятие благотворительностью и милосердием (и в этом нет никакого «излишества», но все, кто увеличивают занятие благотворительностью, несомненно поступают замечательно), слушать указания врача (и хорошо бы иметь «дружелюбного (по отношению к вам) врача») — «И целитель исцелит, следовательно, дано разрешение врачу исцелить» — и другие подобные естественные сосуды (и это, без преувеличения, лишь для исполнения воли Б-га сделать сосуд для спасения естественным путем, и как правило любой сосуд достаточен. А то, что написано мекалкел, это в значении множества сосудов-келим, то есть, «милосердно» — внутри сосуда должно быть много милосердия и доброты, а относительно внешней стороны сосуда сказано, что нужно уменьшать — чтобы было «немногое, которое содержат многое». Как объясняется в хасидизме о стихе: «спасение в силе советника» (Мишлей 11, 14) — то есть согласно одному раввину-рабби, который дает многим советы.
(Сокращенный перевод)
Нифлаот Ваера 84 г.