Как победить жадность?
Однажды к святому рабби Шалому из Каминки пришел богатый и скупой человек и рассказал ему, что постоянно ссорится с женой, поэтому попросил раввина проклясть ее на смерть. Святой рабби ответил ему, что проклинать запрещено, но у него есть для него совет: в Гемара написано: «Жена человека умерла из-за его нарушения обетов». И здесь, в определенном городе, строится миква, на которую должны быть потрачены большие деньги. И мой Вам совет, пообещайте оплатить расходы на строительство миквы, и раз уж Вы не думаете выполнять обещание, то этим добьетесь желаемого! Мужчина поклялся оплатить расходы миквы и вернулся в свой дом.
Прошло много времени, богач опять пришел к святому рабби из Каминки и пожаловался ему, что все еще не видит спасения, и все с миром стоит на своих местах. Святой рабби ответил ему: Написано, что жена его умерла, а Вы не относитесь к ней как к жене, потому что ссоритесь с ней каждый день. Поэтому начните вести себя с ней корректно и не ругайтесь с ней, а когда помиритесь с ней, то сможет умереть…
Богатый человек так и сделал, и в его доме воцарился мир. Жили они хорошо и приятно, пока в один прекрасный день женщина ни заболела и находилась при смерти. Богатый человек пришел к святому рабби и сказал ему: рабби, теперь мне хорошо с ней и я снова не желаю ее смерти. Пусть Ребе помолится, чтобы к ней вернулось здоровье! Святой рабби сказал ему: «У меня нет другого совета, кроме как заплатить обет и построить обещанную Вами микву. Конечно, у него не было никакого выбора, и он исполнил свой обет и микву построили. И святой рабби из Чанз очень удивился поступку, сказав: Здесь рабби Шалом сделал одновременно две вещи: встретил скупого богача и вытянул из него деньги на микву, и восстановил мир в его доме.
Нашел или находит?
Многие одинокие мужчины и женщины задаются вопросом, как узнать, кто станет по-настоящему подходящим партнером. Эта забавно-тревожная история отвечает на очень существенный ответ: скупость, или человек, который рассматривает даяние как нечто ненужное и естественное, является главной лампочкой красного света для склада характера, с которым трудно жить. В начале истории богач представлен всего лишь скрягой – но быстро становится ясно, что он нечто гораздо большее…
Вот как хасидизм объясняет известный вопрос, который задавали женихам в Земле Израиля: «Нашел или находит?» Цель вопроса – разобраться с двумя противоположными по смыслу стихами, из слов царя Соломона: «Нашел женщину, нашел благо», и «Нахожу я, что женщина горше смерти». Когда мужчина «нашел женщину», то это «благо», а если он «нахожу Я», то есть ищет блага себе, то женщина становится для него «горше смерти». Человек, который любит отдавать, может стать «нашедшим женщину», а с другой стороны скупость — главный признак, по которому можно определить тип «нахожу Я». Сам рабби Шалом из Каминки к этому был очень чувствителен: хотя у него были ящики, полные выпусков нововведений Торы, он не печатал свои книги, потому что не хотел, чтобы его учеба стала источником финансовой выгоды. Точно так же, хотя многие получали пользу от его учений и советов, он отказался стать «профессиональным Адмором» и брать деньги с хасидов, которые собирались возле его порога. Это отдаление от личного интереса и стремление делать добро другим – главное качество, к которому необходимо стремиться и которое необходимо поддерживать в супружеской жизни. В нашей истории стремление избегать давать также было причиной внутренних проблем богатого человека. Поэтому, когда рабби Шалом захотел наделить богача атрибутом «нахождения добра», он решил побудить его к благотворительности – пусть даже и извне. И интересно, что р. Шалом предложил ему действительно построить микву – сделать благотворительное дело, цель которого забота о спокойствии еврейского дома.
Взаимная щедрость
В связи с тем, что нынешний богач – мужчина, а также в результате толкования «Нахожу я, что женщина горше смерти», может сложиться ложное впечатление: будто женщина – лишь «принимающая сторона» в отношениях, и она должна проверить, является ли этот мужчина для нее хорошим и щедрым «влиятельным лицом». Но на самом деле, как сказал Любавичский Ребе, каждый еврей «по существу влиятелен». Поэтому оба супруга должны подойти к семейной жизни с позиции влиятельного лица: что я могу действовать на благо отношений, супруга\супруги и мира в целом?
В нашей главе этот момент выражен особым образом. Когда раб Авраама Элиэзер хочет высмотреть среди девушек, приходящих к колодцу, подходящих кандидаток, он решает провести испытание на щедрость: сможет ли девушка, которая находится рядом ним вести себя щедро и принести ему больше воды, чем он просит? Когда он встречает Ривку, которая ведет себя подобным образом, он понимает, что она достойна быть частью семьи Авраама, нашего праотца, человека благодати.
Доказательство важности, которую видит в этом Элиэзер, можно разглядеть в порядке его действий: после того, как Ривка набирает воду для верблюдов, он торопится и надевает ей браслеты на руки, и только тогда узнает, чья она дочь и из какого она рода. Из этого можно узнать, что качества суженного\суженной во много раз важнее семейной родословной, которая для многих родовитых лиц рассматривается как важнейшая деталь. Когда есть избранник с хорошими качествами, родословная является еще одним даром небес (как интерпретировал Раши стих: «Я буду знать, что ты сделал доброе моему Господу» — если ты из его прекрасной семьи, я буду знать, что ты сделал добро»).
Хоть и написано, что «у женщины «узкие глаза» на гостей», но Сара, мать наша, не такая – и такими обязаны быть ее дочери. В определенном смысле можно даже сказать, что щедрость женщины даже более значительна, чем щедрость мужчины: в Гемаре объясняется, что по сравнению с мужчиной, который дает из своих денег, щедрость женщины выражается угощении едой, которая на самом деле приготовлена ее собственными руками, а также более доступно для голодных бедняков. Эту щедрость можно увидеть уже во время встреч, если у парня или девушки проницательный взгляд. Но даже после этого ее нужно хорошо соблюдать – как важную меру в супружеской жизни.
Как внести изменения?
Рабби из Чанз, который с восхищением рассказывает эту историю, является близким другом рабби Шалома из Каминки. Они оба вместе учились у рабби Нафтали из Ропшиц, но хотя рабби из Чанз перенял лидерские качества от своего рабби, рабби Шалом получил проницательное чувство юмора рабби Нафтали. По этой причине, даже когда они «представляли» хасидов в образах рабби и хасида (как это делали некоторые цадики в своих странствиях), рабби Шалом оставался хасидом, в то время как рабби из Чанз играл роль рабби.
Отсюда мы можем узнать, что для того, чтобы сдвинуть человека с первого места, надо быть умным и шутником… Конечно, можно говорить и убеждать — но чтобы разговор подействовал, иногда нужен такой человек как рабби Шалом: тот, кто умеет превратить жизнь скряги в шутку, а также смеяться вместе с ним.
Еженедельник Нифлаот Хаей Сара 85 г.