8
Авг
2021
flames

Верные друзья

Очень важно, чтобы муж и жена были по-настоящему верными друзьями. Как настоящие друзья, они должны быть способны рассказывать друг другу обо всех своих личных проблемах и находить – взаимно – открытое сердце и готовность выслушать. И так сказали мудрецы: «Хорошая жена – самый лучший друг».

Человеческие опасения перед взаимной открытостью и возможностью поделиться друг с другом своими тревогами (особенно в области интимных отношений) зачастую проистекают от ощущения собственной неполноценности. При этом человек может думать примерно так: «Если я скажу об этом, он будет гнушаться мной», или «Он перестанет меня уважать», или «Впоследствии он бросит это мне в лицо», и т.д. Так или иначе, чувство неполноценности и в самом деле является следствием излишней сосредоточенности на своем «я»: человек настолько озабочен впечатлением, производимым им на окружающих, что опасается подвергнуть его опасности, открывая другому свои недостатки. Когда человек не настолько сосредоточен на самом себе, он может стать более открытым.

Откровенно рассказывая о своих недостатках супругу, мы тем самым как бы подчеркиваем тот факт, что взаимоотношения между нами основываются на внутренней, духовной связи наших душ. Ведь если бы отношения строились только на внешней, физической основе, то любое проявление слабости в этой области действительно расшатывало бы основы наших взаимоотношений и способствовало еще большему отдалению и погружению в себя каждого из нас, не давая нам оставаться открытыми и спокойными.

Когда муж и жена – хорошие друзья, они не ощущают ничего, что помешало бы им открывать друг другу сердечные тайны. Каждый из них может изливать душу перед другим без каких-либо опасений, зная, что его половина примет его таким, какой он есть, а также даст ему совет, основанный на любви. Или же он сможет увидеть в свойственных его природе слабостях выражение Б-жественного Провидения (направленного на то, чтобы сделать ему добро впоследствии; а также в настоящем, когда его сердце смиряется перед Властелином мира, и он принимает все с радостью), вместо того, чтобы считать эти недостатки болезненно противоречащими его представлению о самом себе.

С другой стороны, чтобы слабости человека не наполняли человека бесконечной тревогой, он должен воздерживаться от чрезмерного их обсуждения (особенно в форме жалобы). Излишняя озабоченность собственными недостатками отражает недостаточную веру в постоянную доброту Святого Благословенного. Человек не должен забывать слова Нахума Иш-Гам-Зу: «И это к добру», а также высказывание его ученика, рабби Акивы: «Все, что Милосердный делает, Он делает к лучшему».