23
Янв
2017
получение Торы на Синае

Вера

На верхней грани нашего куба находится заповедь «Я – Ãвайе, Б-г [твой], Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства».

אנכי האלהיך אשר הוצאתיך מארץ מצרים מבית עבדים

Эта первая из Десяти Заповедей, данных Всевышним еврейскому народу во время Синайского Откровения, и первая из шести постоянных заповедей Торы заключается в повелении Б-га верить в Него.

Ясно, что, если Всевышний начал свое обращение к евреям именно с нее, она имеет особую важность. Поэтому, обдумывая эту заповедь, мы будем использовать иную, особую методику, чем при обдумывании последующих заповедей и медитировании с ними.

Давайте пройдем по этой строфе и исследуем ее, звено за звеном (чего мы не будем делать с последующими заповедями).

Основы веры

Вера в Б-га подразумевает:

  • веру в существование Его;
  • веру в Его всемогущество;
  • веру в то, что Он неустанно заботится обо всех творениях и освобождает все души из духовного рабства.

Первые три слова строфы: «Я – Ãвайе, Б-г твой». Согласно Каббале, эти три слова обозначают три уровня проявления Б-га:

  • Сам Б-г, Его Суть («Анохи», Я), не имеющая имени;
  • Б-жественный трансцендентный бесконечный свет, непостижимый для нашего мира («Ãвайе »);
  • Б-жественный имманентный бесконечный свет, наполняющий наш мир («Б-г твой»).

Нетрудно увидеть, что эти три уровня соответствуют трем составляющим веры в Б-га, перечисленным выше:

  • еврей верует в самую Суть Б-га, о которой Он сказал: «Я есть Тот, кто Я есть»;
  • трансцендентный Б-жественный свет называется светом, «окружающим все миры» (ор совев, אור סובב). «Окружение мироздания» со всех сторон символизирует способность властвовать над ним;
  • вера в то, что Он освобождает душу из рабства, соответствует Его имманентному свету или свету, «наполняющему все миры» (ор мемале, אור ממלא).

Имманентный Б-жественный свет – это синоним заботы Всевышнего и управления Им каждой деталью Творения, вплоть до мельчайшей.

Чтобы вывести нас из Египта, из которого невозможно было вырваться естественным образом, Б-г соединил Свой имманентный свет со Своим трансцендентным светом, который, будучи над мирозданием, позволяет изменять законы природы. Само такое соединение возможно лишь благодаря вмешательству Его Самого, Его Сути, не имеющей имени и названия.

Таким образом, в освобождении от египетского рабства все три уровня Б-жественности связываются воедино, о чем и сказано: «Я – Ãвайе, Б-г [твой], Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства».

Далее мы увидим, почему для нас это актуально и сегодня.

В Каббале и хасидизме «солнце» и «луна» часто служат символами двух видов проявления Всевышнего – Его трансцендентного и Его имманентного света. Эти светила были сотворены на четвертый день, которому соответствуют сфира нецах и направление вверх, т. е. направление первой из шести постоянных заповедей. Разумеется, сотворение небесных тел также относится к направлению вверх.

Вместе с луной были сотворены и звезды, символизирующие души еврейского народа. Имманентный Б-жественный свет (Провидение Всевышнего), источником которого является «луна», простирается на каждую отдельную душу (на каждую из «звезд»).