7
Июл
2021
tshuva

Целительная сила тшувы

Мудрецы учат, что «велика тшува, которая приносит исцеление в мир».
Выше было сказано, что вершиной молитвы Б-гу является состояние глубокого спокойствия и молчания ‒ когда взор человека устремлен к Б-гу, и спасение вот-вот должно прийти, «в мгновение ока», а сердце его наполнено радостью ‒ он радуется, даже страдая (самеах бе-исурим).
Апогей молитвы является источником аводат а-тшува, духовной работы над собой, искреннего и полного возвращения к Б-гу всей душой. Слово тшува означает «возвращение», но зачастую понимается и как «раскаяние».
Болезнь является физическим симптомом того, что человек духовно далек или даже оторван от Всевышнего. Тшува ‒ это возвращение человека домой, на свое естественное место, поэтому она ‒ абсолютная и полная духовная сила исцеления тела и души.
Болезнь является следствием духовного недостатка или опустошенности. На это указывает также упомянутый выше факт, что слово חולה холе (больной) по своему числовому значению равно 49, из чего мы делаем вывод, что у больного человека недостает пятидесятых врат бины. То есть, «вылечить» означает восполнить или восстановить сознание человека посредством постижения пятидесятых врат бины.
Сила души, способная заполнить как духовную, так и физическую пустоту в человеке, обязательно должна исходить из места абсолютного «достатка» ‒ того уровня души, где имеется все и нет ни малейшего недостатка ни в чем. Это уровень, находящийся над сознанием, относится к высшей категории кетер. После его проникновения внутрь области сознания, он и становится теми недостающими пятидесятыми вратами бина. Духовная осознанная работа по достижению этого высочайшего уровня и есть работа тшувы.
Истинно «понимающее» сердце – это сердце, жаждущее вернуться к Б-гу и тем самым излечиться, о чем говорит пророк Йешаяу: «И сердце его поймет, и он вернется – и исцелится».
Подобно всем событиям в жизни человека, которые полностью направляются и контролируются Всевышним, болезнь также дается нам с Небес. Болезнь заставляет нас присмотреться к своим духовным недостаткам и устыдиться того вреда, который нанесла наша душа одной из четырех букв Имени Ãвайе. Болезнь сама по себе исправляет и очищает душу, побуждая человека вернуться к Б-гу. Человек восполняет свой духовный недостаток искренним возвращением к Б-гу и обязывает себя ‒ проникнувшись любовью и трепетом к Б-гу, пребывающими в сердце его ‒ следовать во всей полноте всем заповедям Торы и посвятить каждое мгновение своей жизни усилению Б-жественного света и раскрытию Его путей в мире. Тем самым человек привлекает к себе свет и целительную силу из кетера, соответствующего верхнему острию буквы йуд Имени Ãвайе. Этот высочайший Б-жественный свет исправит все изъяны в четырех буквах Имени Ãвайе и таким образом излечит все болезни и недуги как тела, так и души.
Эта целительная сила проистекает из надсознания ‒ того уровня в душе, который никогда не может быть поврежден и всегда остается совершенным, без изъяна. В той же мере, как человек возвращается к Б-гу и исправляет все виды ущерба четырем буквам Имени Ãвайе, причиной которых он был, так же и Всевышний возвращается к человеку, чтобы излечить все его болезни, как духовные, так и телесные.
Как об этом сказал пророк Йешаяу: Сотворю речение уст: «Мир, мир дальнему и ближнему», ‒ сказал Б-г ‒ и Я исцелю его.
Как уже упоминалось, корень ברא , кроме главного значения «творение», может также означать «здоровье» (бриут).
В этом свете фраза «сотворю (борэ) речение уст» может быть прочитана также как «лечу [посредством] движения губ». Тогда слова «движение губ» (нив сфатаим) относятся как к словам искренней исповеди возвращающегося к Б-гу (бааль тшува), так и к целительной силе רפואה , заключенной в речах врача ‒ глубинный смысл выражения פה אור « света, излучаемого устами», описанное в предыдущих главах.
Мудрецы объясняют, что слова «мир, мир дальнему и ближнему» обращены к бааль тшува ‒ вернувшемуся к Б-гу, ибо он является тем, кто был далек, а стал близок к Нему.
Поскольку бааль тшува возвращается к Б-гу, Всевышний тоже возвращается к нему и дарует ему исцеление: «Сказал Б-г: и Я исцелю его». И нет исцеления полнее этого.