Три каббалистические системы
В свете учения хасидизма в ретроспективном анализе развитии Каббалы отчетливо прослеживается становление трех концептуальных схем, трех видов взаимодействия между явлениями, известных как:
– «развитие» (ишталшелут);
– «облачение (в одежды)» (итлабшут);
– «всеприсутствие» (ашраа).
Каждой из трех упомянутых выше центральных фигур в развитии Каббалы – Рамаком, Аризалем и Бааль-Шем-Товом – было основано собственное учение на базе одной из этих трех концепций, соответственно.
Согласно схеме развития, многообразие нашей реальности видится как развертывающееся в причинно-следственном процессе развитие, идущее от «порождающего к порождаемому» и берущее начало из абсолютного единства Творца. В каждой точке времени состояние Творения можно уподобить цепи, состоящей из множества звеньев, первое из которых – сам Творец. Хотя Рамак был каббалистом, черпавшим основное вдохновение в поэтических образах книги Зоар, использование концепции развития позволило ему изложить основную проблематику Каббалы на языке, близком к философскому.
Он считал язык философского обсуждения наиболее подходящим для описания процесса, в котором есть логическая последовательность и определенная доля рациональной согласованности между частями.