9
Июл
2021

Секреты пасхального седера

Песах
Рабан Гамлиэль говорил: всякий, кто не рассказал в Песах о трех вещах, не выполнил необходимый минимум. И вот они: Песах, маца и марор.
(Псахим, глава 10, мишна 5)

Пасхальный седер
Как известно, предназначение седера состоит в том, чтобы передавать историю Исхода из Египта от отцов сыновьям, из поколения в поколение. Это вечер насыщен впечатлениями: мы встречаемся с нашими родными и друзьями, читаем Агаду, вместе устраиваем праздничную трапезу и ищем афикоман. Каркасом, основой пасхального седера служат три практические заповеди Торы. С течением времени к нему также присоединились заповеди, установленные мудрецами – такие, как четыре бокала вина, – и различные традиции. Но эти три заповеди Торы по-прежнему являются основой пасхального седера. Рассмотрим их более детально.
Песах – в наше время так называется вся неделя праздника. Однако первоначально слово «Песах» означало название жертвоприношения (Корбан Песах), которое совершалось во времена существования иерусалимского Храма накануне первого дня Песаха. От жертвенного ягненка съедали кусок мяса (минимум “кезаит” – 30 грамм) во время седера. Пасхальную жертву ели группами по несколько человек, договариваясь об этом заранее. Ее жарили на открытом огне целиком и ели вместе с «опресноками (мацой) и горькими травами».
Маца – кроме запрещения есть хамец (обычный хлеб и другие изделия из квасного теста) все семь дней праздника, есть особая заповедь, повелевающая нам есть так называемую «охраняемую мацу» седера. Ее едят в начале трапезы, далее – как сэндвич с листьями марора (корэх), и в конце трапезы как афикоман.
Марор – в Торе говорится, что полагается есть пасхального агнца вместе с мацой и горькими травами. Даже тогда, когда не едят Корбан Песах (как сегодня), мудрецы велели есть горькие травы сами по себе (и еще как корэх – память о «сэндвиче» (Песах-маца-марор), который ели в эпоху существования Храма).
Исход из Египта является важнейшим и основополагающим событием для всего народа Израиля, и многие заповеди соблюдаются именно «в память об Исходе из Египта». Поэтому пасхальный седер – это глубокое отражение единства народа Израиля и его связи с Б-гом. Само проведение пасхального седера, в сущности, хорошо иллюстрирует наши отношения с Всевышним.
Обычно наши отношения с Б-гом проявляются в трех измерениях:
Б-г – наш Царь, и мы – Его слуги,
Б-г – наш Отец, и мы – его сыновья,
Б-г – наш Возлюбленный (Додэйну, то есть муж), и мы – его подруга (рааято, жена).
Можно увидеть, что три основные заповеди Песаха выражают все три типа взаимоотношений. Давайте посмотрим, как именно каждая заповедь «освещает» иной аспект или этап наших отношений с Всевышним.

Как ученик с Учителем
Предназначением Исхода является формирование нового самосознания нашего народа. Освободить нас от наших прежних привычных стереотипов мышления и привести нас к Дарованию Торы, вместе с которой мы получаем новый образ мышления – мышления Б-жественного. Таким образом, можно представить Исход как процесс обучения, который вносит принципиальное изменение в сознание человека, вплоть до полного обновления. В процессе обучения можно выделить три этапа.
На первом этапе ученик должен забыть все, что он знал раньше, отдалиться от всего, что может теперь ему мешать. Отложить в сторону старые премудрости и полностью открыться для получения нового учения. Он должен даже отказаться от попыток объяснить самому себе новый материал, потому что это объяснение неизбежно будет являться попыткой втиснуть новые познания в старые, привычные ему стереотипы мышления. Первый этап символизирует маца, которую делают только из муки и воды, без каких-либо добавок, дрожжей или разрыхлителей. Она является выражением абсолютного самоотречения – сосредоточенного, смиренного и внимательного вслушивания, без ненужной бравады и раздувания своего «я».
На втором этапе ученик уже начинает понимать новое и чувствовать его вкус. Он радуется этому, хоть и знает, что глубина его восприятия и понимания все еще весьма далека от той, на которой находится его учитель. А его видение есть всего лишь отблеск – проекция и результат – того, чему его учит учитель. Горький вкус марора – это когда радость постижения сопровождается у ученика чувством горечи от осознания своей малости и ограниченности. Но сама горечь таит в себе одновременно и радость: ученик счастлив от понимания, что это и есть сегодня его настоящее место (любое новое понимание происходящего, даже если оно тяжелое и горькое, вызывает наслаждение). Кроме того, именно в силу темноты и горечи предыдущего осознания, теперешнее понимание воспринимается как освежающее и проливающее новый свет.
В конце концов, после полной самоотдачи в учебе, ученик удостоится достичь уровня своего учителя – и тогда в нем произойдет полная перемена, он «перепрыгнет» с предшествующего понимания на новое и совершенное осознание. Этот этап отражен в Корбан Песах. Слово психа означает «пропуск» и «прыжок» – полный переход на абсолютно новый уровень. Пасхального агнца жарят над открытым огнем целиком – тут нет постепенного перехода, а есть цельный переход к новому осознанию.
В Мишне словом рав называют как учителя по отношению к ученику, так и господина по отношению к рабу. При Исходе из Египта мы вышли из «дома рабства», чтобы стать слугами Б-га. Исправление самосознания раба происходит при переходе с рабского мироощущения на мироощущение ученика. Раб эксплуатируется своим господином, а ученик сам посвящает всего себя своему учителю в надежде приобрести новое понимание. Когда мы воспринимаем себя как «рабы Б-га», «рабство» – это способ изменить сознание вплоть до солидарности с нашим Господином-Царем (самая сокровенная наша «часть» – Б-жественная Душа – это Он Сам внутри нас. Стать «рабами Б-га» – это начать воспринимать себя в первую очередь как Б-жественную Душу, а не тело и не витальную душу с ее страстями).

Как сын с отцом
Но народ Израиля – не просто слуги Б-га; они также, и в первую очередь, Его сыновья. Седер подчеркивает связь поколений: «И расскажи сыну своему…». Родство находит свое выражение также в проведении семейных трапез за общим столом. И подобно тому, как дети сидят за столом рядом с их отцом, все участники седера сидят рядом с Отцом за Его «столом». Поэтому подаваемые на стол блюда – Песах, маца и марор – воспринимаются как наилучшее меню. Главное блюдо – пасхальное мясо, приносимое в жертву на алтаре, то есть «столе» Б-га; его едят с особым хлебом – мацой – который ели и в Храме, приправляя горькими травами.
Совместная трапеза в кругу семьи – в компании родственников, собравшихся в одном доме –  создает ощущение полного принятия друг друга. От ребенка нужно требовать выполнения всего необходимого, воспитывая его и заботясь о его развитии. Но это не мешает нам принимать его таким, какой он есть, без всяких условий. Вокруг стола сидят вместе мудрец, нечестивец, простодушный и тот, кто даже не умеет задать вопрос. Маца – самая суть хлеба – дает ощущение постоянства и стабильности в доме, которые являются безусловными. Вкус пасхального мяса подчеркивает родственную, почти физически ощутимую близость между членами семьи и общие достоинства, которые являются семейным достоянием. Марор отражает принятие каждого ребенка вместе с его слабостями и горечью, а его уникальность добавляет «перца» в семейную компанию, подчеркивая ее силу и прочность.

Как жена с мужем
В дополнение к ощущению внутренней стабильности, которую создает седер, в нем чувствуется также напряженность неожиданности и огонь внутреннего воодушевления. Корбан Песах съедают быстро, а маца является напоминанием о том, что тесто наших предков не успело взойти. Во время бегства из египетского ада была необходима быстрота, которая выражала также стремление приблизиться к Б-гу и заключить с ним союз. Таким образом, Корбан Песах символизирует завет с Б-гом, и неоднократно  обновление этого завета происходило именно в Песах (в «кровном союзе», когда кровью корбана мазали дверные косяки и притолоку в домах сынов Израиля в Египте, а также на жертвеннике в иерусалимском Храме).
Здесь выражается установление связи народа Израиля с Всевышним, подобной супружескому союзу, заключаемому между любящими сердцами. Сын является естественным, как бы «эволюционным» продолжением своего отца, ведь ребенок развивается и растет постепенно. Но брак базируется на «революции», приводящей к появлению новой глубокой связи, и она сопровождается напряжением и волнением при обнаружении неожиданного взаимного соответствия между женихом и невестой. Сноровка, которую необходимо применять при изготовлении мацы (а также обжаривание жертвы Песаха на открытом огне – самая быстрая форма приготовления пищи), отражает скачок в новую жизнь, внезапное возникновение союза и взаимных обязательств. Кровь жертвы Песаха, жарение мяса целиком и осторожность, которую нужно проявлять, чтобы не сломать агнцу кости, выражают встречу с «костью от кости моей и плотью от плоти моей», желание стать «одной плотью». И намек на это: гиматрии словосочетаний «Корбан Песах» и «плодитесь и размножайтесь» равны (קרבן פסח=פרו ורבו), поскольку на самом деле целью единения пары является создание «одной плоти». Наконец  горькие травы напоминают о горечи холостой жизни, тем самым помогая преодолевать трудности и кризисы брака и освежая радость от осознания того, что два разных человека гармонично подходят друг другу.
Недаром Песах всегда приходится на весенний месяц, символом которого является любовь и обновление. А сам Исход из Египта называется «временем любви» в пророчестве Йехезкеля. Четыре бокала седера символизируют «глоток [вина, который] сближает» жениха и невесту (подобно тому, как вино занимает центральное место и в церемонии бракосочетания). И поэтому существует обычай читать в конце пасхального седера (или в другие дни праздника Песах) Песнь песней – книгу, в которой описывается любовь между Б-гом и Израилем.
Да удостоимся мы в этом году выйти из Египта, чтобы отпраздновать Песах в заново отстроенном Иерусалиме и соединиться с Б-гом на всех уровнях.