1
Янв
2017
star

Природа души

Чтобы понять, почему Б-г дал всему человечеству именно такое количество предписаний – семь заповедей потомков Ноаха – необходимо получить представление о том, как устроена человеческая душа. Человеческая душа обладает одновременно святой, Б-жественной, и «мирской», животной природой. На иврите первая называется нефеш элокит (Б-жественная душа), а вторая – нефеш беhемит (животная душа). Подробнее этот вопрос рассмотрен в Тании, главном труде одного из величайших хасидских мыслителей рабби Шнеура-Залмана из Ляд.

В каждом человеке есть «искра Б-жья». Разница между людьми, прежде всего, в том, в какой степени эта искра проявляется в духовной жизни (под которой мы, в данном случае, понимаем как осознаваемые, так и неосознаваемые процессы). Когда Б-жественная искра полностью облекается в живую душу, она становится тем, что мы называем «Б-жественной душой». Евреи наследуют эти искры «автоматически», и это именно то, что мы подразумеваем, говоря, что у всех евреев есть Б-жественная душа. Что же касается неевреев, то эта искра остается вовне, не облачаясь в их душу, даже на неосознаваемом уровне. Праведный нееврей – это человек, ощущающий присутствие этой искры и, под ее влиянием, идущий по пути, который Творец указал в Торе для всего человечества. Напротив, не достигший праведности нееврей – это человек, который еще не осознал присутствие Б-жественной искры.

Говоря в терминах хасидизма, Б-жественная душа (искра) еврея озаряет его «изнутри» (пними), то есть воспринимается им непосредственно, и становится неотъемлемой частью его духовной жизни. У праведных неевреев Б-жественная искра служит источником «близкого окружающего света» (ор макиф каров), она оказывает опосредованное влияние на его душу. Наконец, у неевреев, которые далеки от праведности согласно критериям Ãлахи, Б-жественная искра влияет на душу как «дальний окружающий свет» (ор макиф рахок), то есть никак не проявляет себя в их мироощущении.

Даже в последнем случае, в результате работы над собой, жизненного опыта и страданий, испытаний или предопределенных свыше встреч с людьми, способными вдохновить красотой Торы, «далекая» искра может приблизиться, а «близкая» – пробудить желание стать евреем, т.е. если влияние этой искры становится особенно сильным, такой нееврей нередко становится праведным гером. Благодаря духовному потенциалу, который с рождения имеется у каждого человека, мы можем сказать, что у всех людей есть возможность развития взаимодействия со своей Б-жественной искрой. Вообще, в каждом творении есть некоторая Б-жественная искра, являющаяся непосредственным источником его витальности и самого существования, но лишь человек может изменять способ взаимодействия с ней.