6
Июл
2021
sovevon

Праздник отраженного света

Исторически Ханука является последним календарным праздником: первый – это шабат, чьи корни – в Сотворении мира; вслед за ним идут все праздники, упомянутые в письменной Торе; затем Пурим, который был добавлен в начале периода Второго Храма, основывается на словах пророков и даже вошел в Танах; и только последней, по порядку, но не степени привязанности к этому празднику, в этом списке одиноко шагает Ханука, полностью опирающаяся на постановление наших учителей («де-рабанан»), то есть слова мудрецов и устной Торы (и даже в Мишне Ханука едва упомянута, как бы «к слову»).
С точки зрения Ãлахи, Ханука также наименее «празднична»: нет запрета на работу, нет обязанности устраивать праздничную трапезу или надевать праздничную одежду. Только одна заповедь, которую установили мудрецы, – зажигание светильника, а также произнесение отрывка «За чудеса» в качестве благодарения в молитве и при благословении пищи (да и ради него, если его забыли произнести, не повторяют молитву или благословение).
Это значит: Ханука происходит снизу, от человеческого мира, из постановления мудрецов народа Израиля. На языке Каббалы, в то время как праздники из Танаха – это «прямой свет», сходящий с небес, Ханука – это полностью «отраженный свет», поднимающийся от земли. Возможно, именно отсюда такая большая симпатия к нему, поскольку он представляет «дух Израиля»: «Милы слова писцов [постановления мудрецов] больше, чем вино Торы».
Если Ханука в целом развивается снизу, тем более это касается ее обычаев (которые заметно выделяются из-за малого числа обязательных Ãлахот). Ведь, в конце концов, мудрецы также действуют в силу полномочий, предоставленных им Торой («Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо и ни влево»), и с точки зрения широкой публики их постановление приходит сверху. А обычаи – это выражение чистой «народности». Они исходят от «Твоего народа» Израиля, от простого народа, а оттуда поднимаются и становятся частью Торы – «обычаи Израиля – Тора». Эти обычаи раскрывают аспект духа Святости, существующего даже на самых народных уровнях: «Оставь в покое Израиль, если они не пророки, то они сыны пророков».
Однако внутреннее разделение между верхом и низом в нашей традиции не закончилось, поскольку выясняется, что в понятии обычая есть несколько уровней: существуют обычаи, по-настоящему обязательные с точки зрения Ãлахи и даже установлены навсегда (по крайней мере, в тех общинах, где принят конкретный обычай), например, среди ханукальных Ãлахот: «А женщины по обычаю не выполняют никакой работы, пока горят свечи». В ãлахической литературе некоторые обычаи упоминаются не в качестве обязательных действий, а в качестве рекомендации, как нечто хорошее и красивое, или как описание практики, принятой в определенных общинах (и этому вопросу посвящены целые книги).
В нижней части шкалы обычаев обычно находятся особые праздничные блюда, которые почти не упоминаются в ãлахической литературе. Тем не менее, в традиционных ãлахических книгах, а также в книгах по Каббале и хасидизму есть ссылки на такие обычаи, как, например, подавать на стол кугл (запеканку) и рыбу в шабат (разумеется, составители не отдают предпочтения ашкеназской гефилте фиш (фаршированной рыбе) или марокканскому «храйме» (рыба в остром соусе)…). Относительно Хануки: приводится обычай подавать молочные блюда, пончики также упоминаются как очень древний обычай, а от традиционных картофельных оладий (латкес на идише) не отказываются даже в домах праведников и хасидов – и это также упоминается в святых книгах. Аромат еврейской кухни занимает центральное место в еврейской жизни, а блюда разных общин не только вкусны, но и содержат внутренние смыслы Торы.
Но как бы далеко ни простирался обычай, он обычно не распространяется на область игр. Каждый человек сам выбирает, чем заниматься перед свечами – петь и играть, изучать Тору или просто молча размышлять. Похоже, что игры уже выходят за пределы освященных обычаев и считаются совершенно светским занятием. И если это относится ко всем играм, то тем более – к севивону, игре, не имеющей ярко выраженного еврейского характера и существующей во всем мире, название которой на иврите ей было дано евреями, отдалившимися от Торы и заповедей, и, что еще хуже, связанной с азартными играми (как и ее «родственник», классический игральный кубик). В этом контексте можно найти в раввинской литературе предупреждения и обличения, направленные против карточных игр в Хануку, которые начинаются с легкомысленного настроения и могут плохо кончиться.