Обязанности сердца
Медитация, излагаемая ниже, – базовая в еврейском духовном мире. Она включает в себя многие фундаментальные наставления иудаизма и может служить своего рода призмой, в которой преломляются почти все аспекты бытия. Поэтому она – простой пример назначения еврейской медитации.
Предметом этой медитации мы сделаем шесть постоянных заповедей из общего числа 613 заповедей Торы.
Бааль-Шем-Тов, основоположник хасидизма, учит, что в духовном смысле все без исключения заповеди Торы относятся к каждому еврею и еврейке в любое время и в любом месте. Однако реально, в нашем физическом мире, есть лишь шесть заповедей, актуальных и выполнимых любым евреем всегда и всюду, поскольку они есть «обязанности сердца» и для их выполнения не требуется ничего, кроме искренней готовности. Вот они:
• верить в существование Всевышнего и Его Провидение;
• не верить в существование никаких других богов;
• верить, что Б-г Один, Его единство совершенно и в нем нельзя выделить какие-либо составляющие компоненты;
• любить Его;
• бояться Его, трепетать перед Ним;
• беречь свой разум от недопустимых мыслей.
Еврейские источники метафорически называют эти заповеди шестью «городами-убежищами».
Города-убежища – это шесть городов, которые Тора предназначает в качестве убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Подобное действие может быть совершено лишь вследствие изъяна в сознании, искаженного восприятия реальности. Преступнику велено спастись бегством в один из этих шести городов и оставаться там до смерти Первосвященника. За это время его сознание убийцы претерпевает полную метаморфозу и изъян исправляется. Покинув материальный город-убежище, он никогда более не расстается с ним духовно. Исправленное сознание, духовное «пространство» города-убежища, сопровождает его всю жизнь.
Подобно этому каждый еврей должен исправить свое сознание путем исполнения всех постоянных заповедей Торы. Тем самым он получает возможность обитать в духовном «пространстве», созданном ими, и постоянно осознавать присутствие Б-га.
Объясняется в хасидизме, что когда Святой Благословенный повелевает нам соблюдать заповеди, то в самом повелении Он шлет нам свой свет – особые силы. Этот свет проявляется как в самой сути каждой мицвы, являющейся сосудом, соединяющим нас с Всевышним (мицва от слова бе-цавта, «вместе»), так и в том, что, повелевая нам соблюдать заповеди, Он также дает нам силы выполнить это предписание.