13
Mar
2017
dartboard-game-1424327

“Министерство по делам святости”

Статья вторая. В предыдущей статье было объяснено, что Еврейское государство – в отличие от государства Ãлахи – идентифицирует себя с еврейством, еврейской верой и Торой на уровне общество-народ-государство и не вмешивается в исполнение мицвот в личной жизни членов общества – и, разумеется, не принуждает людей к их исполнению. Сегодня ситуация обратная: государство Израиля определяет себя как светское и «универсальное», и позволяет гражданам жить еврейской жизнью на уровни индивид-семья-община.

Министерство по делам «религий»?

В этой главе мы займемся министерством, на примере которого это проблема (светскость на общем уровне и еврейскость на частном) проявляется наиболее отчетливо и ощутимо. Это незначительное министерство, обычно не попадающее в заголовки СМИ, но всегда востребованное религиозными партиями при формировании правительства. Долгие годы оно называлось «министерство по делам религий» и не так давно было переименовано в «министерство религиозного обслуживания».

Что за проблему вы видим в этом министерстве? Ведь оно финансирует множество важных и нужных населению вещей. Его функция – позаботиться о раввинах, миквах, синагогах, йешивах, колелях и т.д.

На самом простом уровне, проблема это официальное признание государством других религий наряду с иудаизмом и финансирование их деятельности. Кроме алахической проблемы в финансировании и содействии идолопоклонническим культам (или запрещенным Ãлахой путям служения Б-гу как ислам, по ряду мнений в Алахе), здесь просматривается намного более глубокая проблема: еврейские мудрецы называют Тору дат эмэт, истинной, тогда как остальные религии – ложью. Евреи верят только в истинного Б-га, и лжи не место подле истины. По сути дела, самим фактом, что государственный аппарат относится к иудаизму как к еще одной религии, во всём равной всем остальным, он объявляет во всеуслышание: нет ничего общего между мной и еврейской верой и наследием. (Кстати, в свое время это определение было принято Сионистским Конгрессом.)

О том, что государство признаёт другие «религии» наряду и наравне с иудаизмом, говорит и само название «министерство по делам религий»: религий во множественном числе. С точки зрения госаппарата, все религии суть одинаково примитивные предрассудки, и нет надобности отличать их друг от друга.

Религиозный сервис для индивида.

Ещё более глубокая проблема та, что вывешивая табличку “религиозный сервис” загоняют еврейскую веру, традицию и саму жизнь в прокрустово ложе области индивид-семья-община. Т.е. с точки зрения госаппарата Тора и еврейская вера не имеют никакого отношения к уровню общество-нация-государство и к направлению жизни народа во всех ее аспектах: правосудие, экономика, общество, здравоохранение, международные отношения и т.п., и место иудаизма лишь в личной жизни заинтересованных. Просто-напросто наличие немалого количества верующих граждан обязывает государство удовлетворять их религиозные нужды точно так же, как удовлетворяют желающим нужды в спорте. Поэтому технически необходимо такое министерство, чтобы дать религиозный сервис населению, но сама вера и “религия” это нечто непринципиальное и не имеющее отношения к вопросу. Надо дать сервис – дадим. Какой? Да какая разница! Всё, что потребуется впредь. Так это министерство сегодня и называется: «министерство религиозного обслуживания». Этот подход накладывает отпечаток на деятельность министерства: оно секторное и не обращается ко всему населению. Будто еврейство и традиции касаются лишь религиозной части населения!

Разумеется, так не может вести себя настоящее Еврейское государство. Согласно еврейскому мировоззрению, Тора и еврейство имеют отношение к каждому еврею, даже если он не ведет религиозный образ жизни, и одна из задач Еврейского государства – приблизить народ к его наследию, еврейскому образу жизни и вере. Такое государство должно делать усилия по распространению еврейства и Торы и сближению сердец людей, мирно и приветливо. Сегодня эта деятельность выполняется волонтерскими организациями, вне связи с госструктурами.

“Министерство по делам святости”

Из вышесказанного ясно, что исправление министерства религиозного обслуживания состоит из двух частей:

“Устраняться от зла” – настоящее Еврейское государство не финансирует и не предоставляет официального статуса “другим религиям”. Тора – это вера и путь Еврейского государства, и иные мировоззрения не признаны им и не имеют официального статуса. При этом их не изгоняют из Эрец-Исраэль в данной ситуации.

“Твори добро” – настоящее Еврейское государство поощряет изучение Торы и исполнение мицвот всем населением и старается приблизить весь еврейский народ к его наследию. Разумеется, весь еврейский сервис (синагоги, миквы, кашрут и т.д.) предназначены и предлагается всему еврейскому населению страны, а не только тем, что приходят и требуют сами.

Тогда это министерство можно будет назвать иначе: министерство по делам святости, министерство, ответственное за умножение святости в стране, настоящем Еврейском государстве.