6
Авг
2021
bashmaki-

Как прекрасны ноги твои в сандалиях

Однажды, когда Бааль-Шем-Тов прилег отдохнуть посреди дня, его служка решил подмести в комнате, где он лежал. Башмаки рабби Исраэля стояли возле кровати, и хотел он их приподнять, подмести под ними, а затем вернуть на место.

Но тут же ему пришла в голову мысль: «Зачем мне дотрагиваться до башмаков Бааль-Шем-Това и сдвигать их с места?» И не дотронулся до них, а обмел вокруг.

И в этот момент Бааль-Шем-Тов проснулся и спросил служку: «Ты сдвигал с места мои башмаки?» Ответил тот: «Нет, только обмел вокруг них, а башмаки остались стоять там, где стояли». И благословил его рабби Исраэль за это на долголетие.

И было так, что одному из хасидов случилось попасть в место проживания этого служки через несколько лет после ухода Бааль-Шем-Това, благословенна память о цадике, в мир иной. Он увидел не такого уж старого мужчину, который вертелся по дому, делая нужную работу, а на печке лежал очень пожилой человек и вздыхал.

И увидел, что крутившийся по дому очень сердится на него за что-то и говорит ему совсем неуважительные вещи. И подумал гость, что старик, лежащий на печи, – это, несомненно, отец того, кто бегает по дому, и разгневался он от мысли, почему он тот не оказывает никакого уважения своему отцу. И спросил он его, почему не относится почтительно к своему отцу, но тот рассмеялся и сказал: «Это мой сын, а я его отец».

Изумился гость – как такое может быть, и рассказал ему служка эту историю о благословении Бааль-Шем-Това, и добавил: «Каким я был тогда, таким и остался, старость меня больше не коснулась». И показал ему свои молодые зубы.

Ликутей сипурим, стр. 9

Возвыситься вместе с башмаками

В этой истории бросаются в глаза две вещи: одна – это удивительная чуткость Бааль-Шем-Това, который даже во время сна почувствовал намерение служки сдвинуть с места его башмаки. А вторая – большое значение, которое он придавал тому, где они стоят, так что он даже благословил служку чудодейственным долголетием, и его тело совсем не постарело.

Известно, что в мидрашах и Каббале обуви придается большое значение. О Ханохе сказано, что он шил обувь и при каждом стежке думал о Святом Благословенном и Его Шхине. Обувь имеет отношение к сочетанию пар, через обувь человек наступает на землю и соединяется с ней. В более широком и глубоком смысле обувь делает возможной правильную связь между духовным и материальным.

Сфира малхут мира Ацилут, о которой сказано: «Ноги (ее) нисходят к смерти», должна создавать и оживлять нижние миры, согласно выражению: «Как прекрасны ноги твои в сандалиях, дочь благородная». Поскольку малхут показывает свои «ноги» в нижних мирах только тогда, когда они обуты в башмаки («завеса» между миром Ацилут и нижними мирами называется нааль). Малхут получает от этого два вида пользы – они защищают ее от возможного вреда грубой материальности, и в то же время позволяют ей успешно выполнить свое предназначение.

Обувь – это соединение с землей, прикрепление человека к реальности. В нескольких местах подробно рассказывается о том, что Бааль-Шем-Тов по-настоящему одновременно пребывал вверху и внизу, а в этом рассказе мы как будто видим это своими глазами – как он это делает на самом деле.

Во время сна душа поднимается вверх. Именно обувь является той частью одежды, которую почти все снимают на ночь. В свете того, что было объяснено выше о сути обуви, понятно, что причина в том, что человек стремится подняться вверх, а для этого нужно избавиться от того, что «запирает» (ноэль) и соединяет нас с низом. Тот, кто спит в обуви, обычно производит впечатление грубости и невоспитанности. Согласно тому же пониманию, о нем можно сказать, что он заранее махнул на себя рукой, выбрав остаться внизу, в то время как у него есть возможность подъема.

Однако Бааль-Шем-Тов в своей ужасающей святости соединяет землю и небо, когда чувствует даже во сне, что происходит с его обувью. При подъеме души он не теряет связи с реальностью и, когда ему кажется, что этой связи угрожает опасность разрыва, он сразу действует, чтобы этот разрыв предотвратить (немного заметно, что Бааль-Шем-Тов был тем, кто послал слуге ту удачную мысль, ведь он пробудился сразу после нее).

Принято считать, полагаясь на мнение праведников, что в учении Бааль-Шем-Това светит начало учения Машиаха, «новшеств Торы», которые будут открыты в будущем. Через понятие нааль можно лучше понять суть этих новшеств, ведь когда Моше Рабейну смотрит на появление Шхины, он получает повеление: «Сбрось (шаль) обувь со своих ног»! Шаль от шлила – отдаление от материального.

Моше Рабейну управлял народом, как первосвященник, который служит в Храме, в самом святом месте, и поэтому бос. Наш учитель Бааль-Шем-Тов привнес святость повсюду, включая мир материальный, и поэтому не было никакой необходимости сдвигать его башмаки, у него все лежит на своем месте!

И на другую тему. Можно многому научиться из смиренного отношения того служки. Обычно, когда человек занят своим ремеслом, ему кажется, что все должно быть отложено в сторону ради него самого и его дела. Но не так вел себя этот человек – во время работы он задумался о том, что имеет дело с чем-то более важным, чем его работа, и не стал это трогать.