10
Янв
2017
znak

Каббала и психотерапия

Психотерапевтический метод, с которым вы познакомитесь в настоящей книге, основан на Каббале — еврейском мистическом знании, являющемся душой и внутренним содержанием Торы, в свете того понимания, которое это знание получило в 18-м веке в учении хасидизма. В нем тайны Каббалы были переданы в терминах повседневных психологических переживаний человека. Этот гигантский труд был проделан в основном Бааль-Шем-Товом, основоположником хасидизма, его учеником – Магидом рабби Дов-Бером из Межереча и учеником рабби Дов-Бера – рабби Шнеур-Залманом из Ляд, автором книги «Тания» и основателем хасидского движения Хабад.

Роль психолога в хасидском движении может, выполнять лидер движения (Ребе), старший хасид, близкий друг человека, нуждающегося в совете, или другой духовный наставник. Если речь идет о семейных людях, супруг, в идеале являющийся самым близким другом своей половины, может исполнить эту роль. Каждому человеку, имеющему отношение к хасидской общине, следует найти себе наставника, при помощи которого, советуясь с ним регулярно, он может справляться со своими заботами и проблемами.

С точки зрения структуры и механизмов отношений между людьми устройство хасидской общины очень похоже на любое другое общество на земле. Но, несмотря на черты схожести, имеется много принципиальных различий между каббалистической психотерапией, с одной стороны, и другими методиками решения психологических проблем, с другой стороны. Существует также огромная разница между ответами на вопрос, в чем заключается душевное здоровье и каким путем его можно достичь, которые дают Каббала и все другие теории. Эти отличия выражают принципиальную разницу в воззрениях Торы, частью которой является Каббала, и изобретенных человеком теорий (вернее — гипотез).

Чтобы понять эти различия, чрезвычайно важно увидеть, как каждая из методик относится к роли, которое самопознание играет в душевном здоровье человека.

Процесс самопознания

Западная секулярная культура на протяжении всей своей истории видела в самопознании цель, достойную быть смыслом жизни. В противоположность ей, Тора формулирует в качестве одного из главных принципов, которым следует руководствоваться, фразу из поучений мудрецов «знай, перед Кем ты стоишь». Так, своего рода завещанием царя Давида было наставление, обращенное к его сыну Шломо: «Познавай Б-га своего отца и служи ему всем сердцем и с желанием души».

Согласно Высшему Плану, выраженному в Торе, смыслом человеческой жизни является процесс познания Всевышнего, то есть человек должен постоянно осознавать присутствие Всевышнего во всём. Именно это, а не восприятие себя центром реальности, должно наполнять разум человека.

Однако для того, чтобы действительно познавать Всевышнего, надо вначале узнать себя. Человеческий ограниченный разум не способен напрямую познавать Всевышнего, который не имеет ограничений, и единственное, на что мы способны – это узнавать его через себя, ощущая Б-жественность, которая отражена в нас. Будучи созданным «по Его образу и подобию», каждый из нас — зеркало, при помощи которого можно постигать Всевышнего; как сказано, «из плоти своей узрю Б-га». Задача, возложенная на человека – выявить Б-жественность, скрытую в нем самом. И хотя выполнить эту задачу непросто, если человек ее все-таки осуществит, он настроится на самую возвышенную часть собственной личности и прислушается к ней, в результате чего приобретет способность заметить Божественность, разлитую во всем, что сотворено, и почувствовать, в чем именно состоит задача, возложенная на него лично в главном и высшем плане мироздания.

Наши мудрецы объясняли, что Всевышний сотворил мир, в котором мы живем, для того, чтобы «создать себе обитель в нижних мирах».

Если сравнивать миры по тому, насколько в них видно присутствие Всевышнего, наш материальный мир занимает наиболее низкую позицию в величественной иерархии комплексов существования (духовных и физического), или, говоря языком Каббалы, «миров», каждому из которых присуща определенная степень заложенного в его строении восприятия присутствия Всевышнего, Создателя мира. Наш мир самый низкий, поскольку сам по себе он не дает увидеть, что его кто-то создал. Природа настолько безупречно скрывает Б-жественную силу, постоянно воссоздающую мир и поддерживающую его существование, что оставляет человеку возможность родиться, прожить жизнь и умереть, ни разу не заметив, что есть Б-г.

Но именно в этом мире, в котором Б-г так надежно сокрыт, Он пожелал иметь свою «обитель». Именно здесь, где все выглядит отрицающим Его существование, Всевышний хочет, чтобы каждый из нас осознавал Его реальность и выстраивал с Ним систему взаимоотношений. В этом его желании кроется причина, по которой Он сделал мир именно таким, каким мы его знаем, и цель, ради которой каждая душа спускается в физический мир и облачается в предназначенное ей тело. У каждого человека есть его личная задача, которую он должен выполнить ради достижения мирозданием своего предназначения. Единственный способ для каждого из нас понять, какова его роль в Высшем Плане, состоит в том, чтобы концентрироваться и связывать себя с той частью Б-жественности, которая находится в нас. Только в этом смысле, и единственно для этой цели, мы должны «познавать себя».

Но у большинства из нас эта Б-жественность, наша Б-жественная Душа, настолько скрыта под многими слоями обыденного сознания, что мы можем потерять надежду когда-либо ее выявить. В таком случае встает вопрос — что надо делать для того, чтобы познакомиться со своей внутренней Б-жественной сущностью, посредством которой можно познать Б-га?

В нахождении пути к своей Б-жественной Душе состоит основная задача и смысл существования каббалистической психотерапии и в этом ее основное отличие от конвенциональной психотерапии.