9
Jan
2017
doma

Что мешает людям жениться

Феномен, свидетелями которого мы являемся в нашем поколении, – значительное удлинение срока, предшествующего женитьбе или замужеству. Возраст вступления в брак становится все более поздним, причем настолько, что многие люди затрудняются – или не хотят вообще – вступать в брак. Во второй и третьей главах, посвященных стадиям томления (кмиhа) и влечения (мешиха), “добрачным” стадиям Древа любви, мы уже отмечали несколько причин этого. Теперь мы хотели бы ещё немного углубиться в анализ этого явления.

Как отмечалось в предыдущем приложении о разводе, причина удлинения холостяцкого периода коренится в самой природе современной светской культуры. Отсутствие приверженности Одному Б-гу и Одной Истине идет рука об руку с нежеланием взять на себя обязательства перед одним супругом. И отношение к этому миру, как к миру, в котором самое главное – бешеная – гонка в поисках сильных впечатлений и крупных достижений в жизни, приводят к тому, что та личная преданность кому-то одному, которая необходима для создания дома и семьи, оказывается несовместимой с жизненными установками. Действительно, рост количества разводов является лишь вторичным результатом этого процесса. Эрозия института брака начинается ещё до того, как вообще приходят к решению пожениться, уже потому, что все больше и больше отдаляют момент, когда пара будет сочетаться браком, или заранее отказываются от стремления заключить брак.

Само по себе удлинение срока, предшествующего женитьбе или замужеству, не является проблематичным, если бы не было очевидно, что одной из причин этого являются определённые трудности от самой мысли об установлении настоящей обязывающей связи с другим человеком, мысли о самой возможности выбраться из собственной скорлупы и пойти в направлении к ближнему. Чтобы понять эти трудности, мы должны глубже понять разницу между действительностью холостяка и женатого человека с духовной точки зрения.

Тут нам на помощь приходят два основных понятия Каббалы: тоhу и тикун. На первый взгляд, кажется, что эти выражения являются синонимами слов беспорядок и порядок соответственно. Тоhу – это часть выражения тоhу вавоhу (хаос), который существовал до сотворения света, а тикун – его организация в надлежащем порядке. На самом деле, беспорядок и порядок являются только побочным результатом тоhу и тикуна, не выражая их суть.

Точное определение гораздо интереснее.

Введем несколько каббалистических терминов.

Свет (орот). Это явление, раскрывающее факт существования Источника света и его свойства внешнему наблюдателю. (Разумеется, речь идёт о нефизических явлениях). Источником Высшего Света является проявление Всевышнего. Свойства света идентичны свойствам его Источника. Свет не есть отдельное от источника явление и не существует отдельно. Свет спускается от источника к более низкой реальности, чтоб воздействовать на нее. Но свет сам по себе не в состоянии оперировать в этой реальности, поскольку он не имеет соответствующих свойств. Для этого он должен “облечься” в некую субстанцию, имеющую свойства достаточно близкие к свойствам этой нижней реальности, и служащую интерфейсом для света. Этот интерфейс называется в Каббале сосуды или инструменты (келим).

Применительно к сознанию, термин свет (орот) означает все переживания, желания, чувства и восприятия, которые “светят” в наших душах. Термин сосуды (келим) относится к рамкам, в которых это сознание действует. Эти рамки включают келим в буквальном смысле этого слова – такие, как тело, одежду и другие внешние предметы, – но также, и главным образом, внутренние инструменты, такие, как свойства личности и образ мышления, “вмещающие” человеческие переживания.

Тоhу есть состояние, когда “свет (орот) мощный, а сосуды (келим) немногочисленные и маленькие”, а тикун – состояние противоположное – когда “свет слабый, а сосудов много и они большие”.

Таким образом, при описании тоhу как состояния “мощный свет в малых сосудах” имеется в виду, что налицо сильные переживания, желания и чувства, но мало способов их стабильной и долгосрочной реализации. Термин “малые сосуды” означает не только малые в смысле количества, но и малые в смысле качества: сосуды тоhу инфантильные, негибкие и “одномерные”. Они не могут, к примеру, леитколель (интегрироваться) с кем-либо другим, то есть мирно уживаться с ближним, ощущая его частью самого себя, а себя – частью его, несмотря на различие характеров и взглядов, а должны постоянно воевать за свое существование. По этой причине это явление приводит к так называемому “разбиванию сосудов” (швират а-келим): поскольку сосуды маленькие, узкие и хрупкие, будучи не в состоянии выдержать интенсивный свет, они разбиваются и прекращают своё существование.

Так как тикун – состояние, когда “слабый свет в больших сосудах“, оно прямо противоположно тоhу. В нём нет таких ярких и мощных переживаний как в мире тоhу, но свет, который в нём содержится, облекается в развитые и совершенные сосуды. Сосуды мира тикун большие и стабильные, а также более зрелые и гибкие. Они позволяют хорошо чувствовать других людей, быть гибкими во взаимоотношениях, легко интегрируясь с другим человеком. Поэтому тикун состояние прочное, непреходящее и устремленное в будущее.

Согласно Каббале, каждому совершенному явлению в жизни всегда предшествует его “сырой” и “дикий” вариант из мира тоhу. Даже сотворение мира произошло в два этапа: сначала был создан нефизический мир тоhу, который был диким и очень мощным, но после сотворения он быстро и легко рухнул, а на его “руинах” был построен мир тикун, нижней частью которого и является наш физический мир. С тех пор эта модель повторяется в каждом явлении в мире: устоявшейся зрелости (мир тикун) предшествует детство (из мира тоhу), формулированию детально разработанной теории предшествуют ее предварительные и несовершенные версии, каждому произведению искусства предшествует вдохновение и наброски грубыми штрихами, и так далее.

И что интересно, согласно Каббале самым ярко выраженным примером тоhу и тикуна являются соответственно холостяцкая жизнь и супружество. Их сопоставление позволит нам лучше понять суть двух этих реальностей и суть перехода от одной к другой.

Начнем с жизни холостяков, соответствующей здесь миру тоhу. Холостяк находится в ситуации “мощный свет в малых сосудах“. Что это означает? Одинокие люди относительно свободны делать всё, что им заблагорассудится – жить там, где они хотят, заниматься тем, чем они хотят и как они хотят, и т.д. В такой реальности, когда на плечах человека не лежит бремя обеспечения пропитания семьи и заботы об её нуждах, всё переживается более интенсивно, и такая личность может приобрести большой опыт, получая при этом удовольствие, в разных сферах интеллектуальной и эмоциональной деятельности, полагая, что её действия не принесут большого вреда другим. В первую очередь, в этот период в нас господствует сильное ощущение нашего “Я”, и из года в год, чем больше мы наслаждаемся свободой и отсутствием ограничений, тем больше расширяется и усиливается наше эго. Таков “мощный свет” холостяцкой жизни.

Однако мир неженатого человека неотделим также и от действительности, называемой “малыми сосудами“. Тот факт, что, в конечном счете, холостяк не обязан состоять постоянно в одной связи, не вынужден постоянно иметь дело с одним партнёром другого пола, отличающимся во многом от него самого как характером, так и желаниями, стоит как преграда перед развитием и утончением его сосудов, то есть душевных качеств. Помимо простого факта, что он не создаёт семью с ребенком, что приводит к наиболее очевидной незрелости его сосудов, он также не сталкивается в полной мере с эмоционально и интеллектуально неведомым миром партнера противоположного пола, и, как следствие этого – его сосуды-инструменты неизбежно остаются ограниченными и неразвитыми. Более того: многочисленные виды света его желаний и творческих способностей, выражающиеся с помощью этих неразвитых сосудов-инструментов, только слабеют и мельчают, поскольку такие сосуды не влияют на них положительно, мягко говоря.

Теперь мы можем понять, почему брак является тикуном, “слабым светом в больших сосудах“. Слабый свет в браке – результат утраты свободы холостяка, имеющей место, когда мы женимся, и недостаток свободы ещё больше увеличивается, когда семья начинает разрастаться. Опьянение разнообразием желаний, переживаний и неограниченных возможностей – все это проходит, и пара просыпается в отрезвляющей реальности будней, более требовательной, чем знакомая им прежде. Жизнь переходит в рутину в рамках обязательств и постоянства – не говоря уже о ежедневной борьбе, связанной с поисками заработка на жизнь и заботами о пропитании. По этим причинам света̀ брака, безусловно, являются более приглушенным “освещением” в сравнении с “огнями” холостяков. Но именно по тем же причинам сосуды брака крепкие и более крупные. Ничто не сравнится с длительным сплачиванием семьи (в одном доме с супругом и детьми) для приведения сердечной мышцы в спортивную форму. В этой работе нет передышки на субботы и праздники – наоборот, в эти дни “борьба” с семьей является более интенсивной, чем в будни. Но ежедневное противоборство не ослабляет сердце, а стимулирует его и возвращает к жизни. Оно демонстрирует сердцу, насколько атрофировались его “мышцы” за годы одиночества, и начинает “массировать” его, превращая в мягкое и эластичное, пока оно не раскроется навстречу ближнему, пока не примет его и не будет готово к тому, что будет принято в ответ. И тогда пар, поднимающийся от работы сердца “согревает” и смягчает стереотипы мышления, добавляя им аспекты и свойства, которые ранее трудно было даже себе вообразить. В этих келим находят свое место орот сознания, с полной чуткостью и богатством выражения, которых они заслуживают.