23
Сен
2024
лучи света

Еврейский супермен или как избавиться от одиночества

Написано в Зоаре, что «мозг властвует над сердцем», поясняется в Тании, что желание мозга властвует над сердцем. Желание – это венец, оно выше мозга. Желание облачается в мозг и дает ему власть господствовать над похотью, страстями, над внешними проявлениями сердца. В Тании больше об этом ничего не написано, а в хасидизме написано, что «внутренний аспект сердца — Реута делиба — желание сердца». Внутреннее желание в сердце больше, чем желание в мозгу, оно более глубокое и более сущностное, и оно контролирует мозг – направляет разум. В той же мере, в какой Хабад является разумом, но весь смысл в том, чтобы разум понял, что есть нечто над разумом, что разум – это не цель, а лишь средство, средство достичь глубины сердца. В начале Тании — на обложке — написано «длинный и короткий путь», и написано, что толкование таково, что через разум достигаешь самой сокровенной точки сердца, реута делиба. В хасидизме написано, что внутренний аспект сердца – это то, чего «еврей не хочет и не может быть ни при каких обстоятельствах отдельным от Б-жественности. Это источник самоотречения. Он готов, даже если и не знает этого, отдать свою душу за освящение Б-га, простой иудей, сам того не понимая. Это не ум – это суть, которая выше разума. Вот что подразумевается под реута делиба.

Вопрос: Проблема в том, что люди порабощены своими страстями. У человека разум построен из страстей – моя похоть определяет ход мысли, управляет мозгом. Бог, благословен Он, выше разума, Его разум ничему не порабощен, а наш разум порабощен. Человек может иметь великий ум, но он порабощен похотями, они влияют на его течение. Как с этим можно работать?

Ответ: Что касается ситуации, когда человек порабощен похотью, — в Тании написано, что «нечестивые находятся во власти своих сердец», они порабощены, в то время как «Праведники — их сердца в их власти».

Ребе из Косова: Это требует преданности, самопожертвования. Мотивы у всех разные – уважение, деньги и т. д.

Рав Гинзбург: Роль раввина, цадика, состоит в том, чтобы обнаружить, что у каждого еврея есть точка самопожертвования, реута делиба. Но сначала ему нужно иметь своего Ребе…

Ребе из Косова: Роли человека подобны радуге – у всех разные.

Рав Гинзбург: Правильно, разум у всех разный – «как нет одинаковых лиц, так и мнения их различны».

Ребе из Косова Как из этого выйти? Ведь я знаю свои проблемы, но как из этого выйти? Что скажет на это цадик? Мне нужно идти до конца, до полного битуля, устранения своего эго?

Рав Гинзбург: Есть настоящий битуль и есть шифлут-смирение перед Б-гом. «Знать болезнь – половина лекарства». Прежде всего, нужно понять проблему, узнать, в чем моя проблема. Нужно понять болезнь и хотеть быть здоровым. К сожалению, у каждого есть болезнь, нужен диагноз, а потом делать то, что говорит врач. Нужно захотеть сотрудничать в процессе выздоровления. Тора направляет на правильный путь, но первое, что нужно человеку, — это смириться. Дело в том, что у меня есть проблемы, серьезные проблемы, даже когда я соблюдаю все, даже маленькие пункты Шулхан аруха – в глубине души я знаю, что у меня серьезные проблемы. Это называется смирением.

Ребе из Косова: Я знаю проблемы, но у меня нет таблеток — врач мне не дает таблетки… проблемы съедают человека — он знает проблему, но не может ее вылечить, и они съедают его из внутри.

Рав Гинзбург: Хорошо, «Пусть их сердца взывают к Богу», они должны взывать к Богу. Написано, можно кричать шепотом, но кричать – «Отец, спаси меня», но без усилий – не может быть сгулот-чудодейственных средств. Нужна работа над собой. Любовь к Израилю – это сгула. Надо любить евреев, и тогда Бог поможет. И написано: «Всем жалеющим других будет оказана милость с небес».

Ребе из Косова: Разве нет чего-то, что возвышает, что-то, что помогает? Властелин мира подобен микве чистоты…

Рав Гинзбург: Народ Израиля – это тоже чистая миква, в нее надо окунаться.

Ребе из Косова: Что-то в этом есть… это высокий уровень, и они его достичь.

Раввин: итпаштут агашмиют — удаление телесности.

Ребе из Косова: В Шулхан арух написано, что это итпаштут агашмиют — «удаление телесности», но что это такое?

Раввин: Алтер Ребе сказал о рабби Шломо из Карлин, что он «тефах (8 см) над землей», над реальностью.

Реальность такова, что нужно быть выше реальности – как самолет, летящий низко.

Ребе из Косова: Есть те, кто говорит: «У меня есть страсти, и я не могу контролировать себя, что я могу сделать?!». Речь не идет о просто любящем страсти человеке, а о том, кто пытается и пытается и т. д. Это то, что меня ломает… нужно что-то, что могло бы контролировать мой разум.

Рав Гинзбург: Написано, «Машиах придет тогда, когда мы будем его меньше всего ожидать». Машиах придет, когда я не буду думать о себе, о своем личном исправлении, а о ком-то другом, о том, как помочь другому, и он приходит в момент отвлечения нашего внимания от него.

Важно думать о других, заботиться о каждом отдельном человеке. Все личности важны, «Общность Израиля» нуждается в каждом человеке, но исправление личности, моей и каждого, — это отвлечение от самого себя — думать об «Общности Израиля», «Шхины в изгнании». Бааль-Шем-Тов сказал, что когда мы молимся, мы должны молиться не за себя, а за Шхину. Это важное правило хасидизма. Отвлечение внимания от себя, то есть от пруты-своей личности, «пока не останется ни одной пруты в кармане».

Мы все в одной лодке…

Ребе из Косова: Есть намерение – «уподобь себя бедняку», что я – ничто. Очень легко сказать «Я ничто», я действительно ничто, каждый должен чувствовать, что он ничто, — но это непросто, просто попробуй прикоснуться к этому небытию… Это могло бы помочь мне, если бы я достиг цели битуля, не стыдиться того, что я стою перед Б-гом, как бедняк, что я ничто. Я знаю, что я ничто, если я устраняю свое эго, то могу предстать перед Б-гом — но это мне не помогает надолго… как стакан воды

(который утоляет жажду лишь на короткое время).

Раввин Рав Гинзбург: Война с дурным началом ведется всю жизнь. Как написано в Тании: «Дай-то мне Б-г стать средним» — даже старый еврей, старый цадик имеет тягу ко злу и ему нужно бороться со своим злом в душе! Дурное начало старого еще хуже молодого дурного начала…

Не сдавайтесь – обновляйтесь!

Ребе из Косова: Сегодня большая проблема, что люди сдаются, отчаиваются, теряются.

Рав Гинзбург: Люди чувствуют, что «дело проиграно» (׳מקרה אבוד׳). Но это не проигранное дело… «проигранное дело» по гиматрии Машиах. Каждый должен прийти к пониманию что он — проигранное дело — и тогда у него пробуждается искра Машиаха. Когда семя посеяно в саду, оно должно начать разлагаться, а затем начать расти. Нам тоже придется разлагаться — чувство, что я потерян, и есть разложение. Само слово распад- רקבון также равно по гиматрии Машиаху.

Ребе из Косова: Это очень удручает…

Раввин: На языке мудрецов утроба называется могилой. Родиться значит выйти из могилы — выйти из земли… надо войти в землю, чтобы выйти.

Ребе из Косова: Вся работа заключается в том, чтобы родиться заново.

Рав Гинзбург: Из ничего рождаются.

Ребе из Косова : Есть ли что-нибудь, что может изменить меня, сделать меня похожим на новорожденного ребенка?

Рав Гинзбург: Вам нужно изучать глубокие вещи – чтобы достичь глубины изучения, которой раньше не было. Это само по себе заставляет меня почувствовать: «Кто я?», устранение эго перед Б-гом. Это «длинный и короткий путь». Я должен использовать свой ум. Бог дал мне разум, разум, чтобы использовать его. Когда вы правильно используете свой ум, вы можете прийти к какому-то ощущению того, кто я есть, некий проблеск небытия, и тогда возникает ощущение возрождения. В каббале и хасидизме речь идет о концепции повторной беременности, после рождения и взросления, возвращения в утробу матери. В этом и состоит цель миквы, о котором мы говорили ранее, – вернуться в утробу матери и возродиться заново.

Ребе из Косова: Миква – это удовольствие, но есть и нечто большее, чем это.

Рав Гинзбург: Простой смысл миквы в том, что твила-окунание буквы битуль – когда человек окунается в микву он устраняет свое эго. Достаточно одного момента битуля – одного момента, в который я забываю себя, свое существо,

свои желания и чувствую, что Б-г здесь, «Нет места, свободного от Него». Итак, человек рождается заново. То, что вы сказали раньше, абсолютно верно: проблема нашего поколения в том, что люди отчаиваются, чувствуют, что «это слишком, я не могу с этим справиться». Это психологическая проблема, изгнание, которое мешает Машиаху прийти.

Если не можешь сделать это на Земле – придется лететь на Луну. Нам нужно место назначения, выходящее за пределы нашей природы. Новая жизнь в духе «И создал Б-г человека из праха земного», «Все вышло из праха и все возвратится в прах».

Ребе из Косова: Это точно.

Рав Гинзбург: Физически это несомненно, а духовно Авраам, наш отец, первый еврей, сказал: «И я прах, и я пепел». Написано: «Ибо ты — прах, и в прах возвратишься». Есть две трактовки, либо все идет от смирения и все идет к нему, либо все приходит от веры и всё идёт к вере. Это два толкования «земля» — либо смирение, либо вера.

Ребе из Косова: Автор книги Тания говорит в сидуре об удовольствии в микве. Что это значит?

Рав Гинзбург: Это вода, «вода выращивает все виды удовольствия».

Ребе из Косова: Некто пришел ко мне и сказал: «Я сластолюбивый человек»… проблема в том, если я окунусь смогу ли я выйти из миквы и делать все, что захочу?

Рав Гинзбург: «Верхние воды» — это духовное наслаждение, «нижние воды» — это физическое наслаждение, и есть небосвод, который отличает одну воду от другой воды. Миква дает связь с верхними водами — духовному Б-жественному наслаждению. На тему «потому что у Тебя источник жизни» написано, что толкование — «источник всех наслаждений» — жизнь на самом деле это удовольствие. Люди, которые отчаиваются – у них нет жизни, потому что они отчаялись.

У каждого из нас бывают моменты в жизни, когда он отчаивается, но есть и моменты, когда он жив, есть жизненные силы. Это повод для встречи друзей, потому что возможно, что в тот момент, когда мы с вами встречаемся, мы немного подавлены, но у обоих есть жизненность, и он может оживить другого добрым словом, улыбкой, любовью к Израилю – чтобы возродить его. Вот почему «тогда говорили б-гобоязненные». Увы, если у нас нет товарищей – «товарищество или смерть», то смысл в том, что без товарищей я – «как смерть», я в отчаянии. Товарищество помогает мне выжить.

Ребе из Косова: Нелегко быть Суперменом…

Раввин: Кто изобрел Супермена? Это изобретение 90-летней давности, комикс двух евреев, одного из Торонто и одного из Кливленда.

Нифлаот Хукат 84 г. стр. 15-20

 

Оставить комментарий