6
Сен
2024
eye2x3

Добрый глаз месяца Тэвет

Согласно Каббале, каждый месяц еврейского календаря сотворен посредством одной из букв – каналов Б-жественной энергии особого типа. Напоминаем, что в данном цикле статей мы рассматриваем каждый месяц в аспекте связанной с ним буквы святого языка, каждый раз раскрывая новые чудеса (нифла-от, нифла – «чудо», от – «буква»).

Тэвет: «добрый глаз»

Мы можем изменить взгляд на других людей, как бы открывая заново глаза и глядя на них в позитивном свете. Как же именно? Эта задача подходит для месяца Тэвет (טבת), поскольку, согласно Каббале, этот месяц был сотворен посредством буквы ע аин, )עין – «глаз»(. А если написать рядом аин и Тэвет в полном написании, то получится набор букв, похожий на выражение аин това («добрый глаз»).

В Мишне, в Трактате Авот, посвященном улучшению качеств характера, сказано, что праотцу Аврааму было присуще качество аин това, в отличие от злодея Билъама, обладавшего качеством аин раа («злого глаза»). Мишна призывает нас быть учениками Авраама Авину, чтобы не только удостоиться хорошей счастливой жизни в этом мире, но и получить вознаграждение за добрые дела в мире грядущем. По простому смыслу, аин това означает позитивный взгляд на ближнего, в отличие от аин раа, когда видится и подчеркивается «пустая половина стакана». Но каким образом нам научиться видеть «добрым глазом»!?

Как видит глаз?

Для того чтобы лучше вдуматься в эту особенную букву аин, начнем с перечисления трех основных значений слова עיןна святом языке:

Орган зрения;
Вид предметов, их оттенки и нюансы (как например у Раши: эйн а-арец это «вид земли», т.е. ее поверхность);
Водный источник– то же, что мааян («И вот я стою у источника воды»).
Все три значения связаны между собой, так как глаз воспринимает внешний вид предметов, и можно увидеть поразительное сходство свойств глаза (источника слёз) и водного источника.

Глаз – удивительный орган зрения, а еще более поразителен сам процесс видения, включая обработку мозгом данных «датчика» до завершенного зрительного восприятия. Принято считать, что наше видение абсолютно объективно, ведь мы видим происходящее в точности таким, как оно есть. Но по мере того, как мы глубже познаем механизм зрения, становится яснее, что наше видение не является простым отражением внешней реальности, а зависит от индивидуальной точки зрения на рассматриваемый объект.

Вид предмета зависит от моего взгляда. Но следует понять, каким образом можно установить и направить нашу точку зрения в нужное русло.

Теперь рассмотрим связь между глазом и источником воды.

«Скромный глаз»

Перейдем к форме буквы ע )аин(.

Прежде всего, отметим замечательное свойство этой буквы – у нее есть «глаза»! Просто посмотрите на саму букву, и увидите как бы смотрящие на вас два глаза на лице.

В книгах Каббалы объясняется, что аин пишется как буква нун (с немного удлиненной ножкой), в которую как бы воткнута буква ו вав (попробуйте себе представить также и это). Теперь, соединив вместе все три упомянутые буквы – аин, нун, вав – получим слово ענו («скромный») – как в стихе «А человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле».

В нашем контексте, скромность – это фундаментальное свойство души, формирующее «добрый глаз». Поскольку Моше Рабейну был «скромнейшим из всех людей», он вообще не стремился измерять, насколько он выше других. Поэтому он смотрел на всех дружелюбно и доброжелательно.

Нам легко смотреть доброжелательно на хороших людей. Не так с теми, кто причиняет другим зло. Но Моше Рабейну умел видеть в каждом человеке нечто хорошее, то особенное, чего нет в самом Моше и есть в других! Даже если на деле некто и совершает плохие поступки, кто знает, что сделал бы я, оказавшись в его положении? Но ведь я никогда не смогу оказаться в точности на его месте! Сказано: «Не суди другого, пока не окажешься на его месте», – но, поскольку ты никогда не окажешься в точности на его месте, не осуждай его никогда! И ещё сказали мудрецы: «Старайся судить каждого, находя оправдывающие обстоятельства». Так и Авраам Авину – он был первым в Торе, кто отмечен качеством скромности, как сказано: «А [ведь] я прах и пепел», и поэтому ему было свойственно смотреть на всех «добрым глазом».

Приучая себя смотреть на всех доброжелательно, мы обнаруживаем, что в каждом еврее есть источник живой воды – מעין. И даже если этот родник засыпан и завален тяжелыми камнями, позитивное любящее видение поможет вскрыть завал и выпустить живую воду наружу. Источником воды для сынов Израиля после их Исхода из Египта в течение сорокалетнего странствия по пустыне был чудесный колодец, «колодец Мирьям». Благодаря своим «добрым глазам» пророчица Мирьям (ее имя буквально переводится как «горькая») видела ту пресную живую воду, что есть в каждом еврее (даже если внешне она казалась водой горькой), и тогда вода в колодце поднималась и била ключом.

Видеть в 70-ти оттенках

Мы пришли к числовому значению буквы аин – 70. Это число фигурирует в Торе в следующих ситуациях: сыновья Ноаха дают начало 70-ти народам, говорящим на 70-ти языках, семья Яакова насчитывала 70 душ при их схождении в Египет, Моше Рабейну собрал 70 старейшин для управления народом Израиля, и поэтому в Санhедрине было 71 судей-старейшин. Есть известное выражение мудрецов: «у Торы 70 лиц», и также упоминается, что у Святого Благословенного есть 70 Имен.

Что общего между всеми этими явлениями? Все они представляют собой различные детали одного большого целого. Одним из увлекательнейших феноменов буквы аин является ее соотношение с буквой алеф – оно выражается не только в их схожем звучании (как известно, во многих языках нет гортанной буквы, подобной аин, а многие из нас вообще не в состоянии правильно ее произнести). Этот феномен можно проследить на примере многих пар слов, в которых буква алеф выражает внутренний смысл буквы аин (например, אור-עור. Кожа עור человека заслоняет от нас свет אור его души).

В нашем контексте, можно смотреть на человека самыми различными взглядами, «семьюдесятью видами точек зрения» (интересно, что «лицо» и «глаза» имеют одинаковую гиматрию: פנים=עינים). Подобно тому, как сыны Израиля начинали свой путь как народ, насчитывающий 70 душ (мы читаем об этом в Торе в месяце Тэвет), так и в каждом еврее есть отражение 70-ти различных лиц. Секрет «доброго глаза» заключается в умении выбрать тот ракурс, в котором наш ближний выглядит лучше всего и краше всего, настраивая наш взгляд на его прекрасное лицо!

eye2x3

После всех этих красивых слов о любви и «добром глазе» заметим, что у Тэвета есть нечто портящее, казалось бы, весь праздник. Согласно Каббале, гнев является особым, присущим именно этому месяцу, свойством души человека.

Как же возможно гармонично соединить в нашей душе чувство гнева с «добрым глазом» – фундаментальным качеством души, которое мы, как ученики Авраама, стремимся приобрести?

Дело в том, что есть разные виды гнева. «По трем качествам познается человек – по его отношению к стакану, карману и его склонности к гневу» (все три слова похожи по звучанию: косо, кисо ,каасо). Что там под покрытием (кисуй) – что скрыто в кармане (кис), что налито в стакан (кос), и какой «глаз» прячется под прикрытием гнева (каас)?

Злоба Бильама – гнев, вызванный дурным завистливым взглядом, негативным, ядовитым и разрушительным для всех. Он берет начало в кипящей гордыне, в ненависти ко всему, что находится в его владении, и «каждый гневающийся как будто служит идолам».

Но тот, кто смотрит «добрым глазом», кто скромен, как Авраам Авину и Моше Рабейну – он умеет также сердиться и гневаться правильным образом. Правильный гнев начинается с того, что я сержусь на самого себя, точнее – на свои негативные стороны: «Доброе начало в человеке должно всегда сердиться на злое, как сказано: «гневайтесь – и не грешите»». В духовном аспекте мы сотворены с двумя глазами (согласно форме буквы аин), чтобы одним (правым) смотреть на ближнего добрым взглядом, а другим (левым) – смотреть на себя критическим взглядом (не для того, чтобы, не дай Б-г, приходить из-за этого в отчаяние, но чтобы исправляться). Так или иначе, когда я вижу что-то нехорошее в другом, в первую очередь мне нужно рассердиться на свое злое начало, мешающее мне видеть хорошее в других. После этого я уже могу посмотреть на него «добрым глазом», находя для него оправдывающие обстоятельства, и мне удается отделить человека от его поступков и злого начала. Так можно прийти к позитивному очищенному гневу: сердиться не на человека, а на само зло, и воевать с ним до полного его уничтожения.

Бывает также и фальшивый «добрый глаз», исповедующий «плюрализм» и «политкорректность», разбрасывающий везде цветы и «сладкую» любовь. Такой взгляд не видит различия между добром и злом, между святостью и скверной, тем самым делая легитимным зло и несправедливость и, в конечном итоге, приводя к краху. Однако настоящий «добрый глаз» умеет выделять хорошее и акцентировать на нем внимание, гневаясь на зло и воюя с ним, вплоть до победы добра над злом – как в нашей душе, так и во всем мире.

Оставить комментарий