23
Сен
2024
dancer-

Дева Израиля

Дева — знак зодиака месяца Элуля, месяца Милосердия[1]. В недельной главе есть заповедь «жить в ногу со временем», как учил нас Алтер Ребе[2]. И здесь, в недельной главе, главе Ки тице, наблюдается наибольшая концентрация слова бетула-девственница в Торе. Знак того, что существуют связь и взаимная принадлежность между главой Ки тице и месяцем Элуль, знак зодиака которого – Дева. Нам нужно понять, в чем заключается послание – чего от нас хотят?

Первые Скрижали Завета были разбиты на семнадцатый день, и святой Зоар в главе, которая подробно изучалась в Тамузе, говорит, что разрушение скрижалей подобно нарушению девственности. Моше Рабейну разбил скрижали: «То, что ты разбил[3], молодец, что разбил», так сказал ему Б-г. В любом случае здесь что-то сломано, некий аспект сломанных сосудов. Народ пережил кризис.

Месяцы Тамуз и Ав —тяжелые месяцы, и вот после кризиса приходит месяц Элул, знак зодиака которого — дева. После того, как человек пережил кризис, не дай Б-г – а кто не пережил кризис в жизни? На одного меньше и на одного больше – ему очень трудно выздороветь и снова почувствовать себя «девственником». Каково душевное состояние девы? что человек не сломлен и не поврежден ни разу. В прошлую субботу мы читали «Тамим-прост будь с Авайе, Б-гом твоим». Совсем не легко быть вообще простым, находиться в ситуации, когда никто никогда не причинял мне никакого вреда или зла. После тяжелого кризиса, разбивания скрижалей, разрушения дома – как возможно, что наш народ настолько оправится и станет настолько сильным, что вернется в состояние девственницы?! Именно это и есть духовное послание месяца Элула, Девы.  Мы можем снова стать «девами Израиля» — (это наш мазаль, секрет «отсутствие удачи Израиля» аин-ничто — наша удача, мы можем возродиться из ничего!).

«Потому что он оклеветал деву Израиля».

Фраза «дева Израиля» встречается только один раз в пяти Пятикнижиях Торы — в нашей главе, которую благодаря Б-жественному провидению мы всегда читаем в середине месяца Элул, знак зодиака которого Дева. Какая связь? Согласно простому смыслу, связь не положительная. Это глава о распускающем дурную славу. «Если возьмет человек жену, и войдет к ней, и возненавидит ее»[4] – он женился на женщине и вдруг вместо того, чтобы любить ее, как следует, он возненавидел ее. Поэтому он решил оклеветать ее и высказать претензии перед судом, что не нашел у нее девственности.

История разделена в Торе на две части — первая часть рассказывает, каков приговор, когда он лжет, а вторая часть — что следует делать, если верно, что у девушки не обнаружилась девственность. Фраза «дева Израиля» действительно появляется в первой главе, когда он лжет, просто выдумывает всякий вздор о невинной девушке. Там написано, что его следует подвергнуть наказанию — поркой — а также оштрафовать на сто монет, которые должны быть уплачены отцу девушки, и все потому, что он «разнес дурную славу о девственнице Израиля»[5]. Что-то очень некрасивое.

Верный пастух (Раая меемна) о главе

В этой главе больше всего мицвот Торы — 74-эд-свидетель мицвот из 613 мицвот Торы «Свидетель у вас Всевышний»[6]— нечто удивительное, нет недельной главы подобной этой, полной и насыщенной заповедями Б-га.

Есть часть в Зоаре, называемая Райя меемна, которая на самом деле представляет собой тайны, раскрываемые душой Моше Рабейну, когда она предстает перед Рашби и его друзьями, и ее главная тема – смыслы мицвот. Весь Зоар в этой главе Ки тице — это только часть, называемая Райя меемна, и из огромного количества мицвот в главе он предпочитает начать именно с этой мицвы[7].

Основная часть этой главы святого Зоара — объяснение мицвы очернения имени девственницы Израиля – насколько это тяжело и насколько чиста, и невинна всегда дева Израиля. Несмотря на все кризисы, которые она пережила, она все еще невинна, она девственница в соответствии с знаком зодиака этого месяца. Зоар – это внутренняя часть Торы, Нишмэта деорайта, и в любом случае выходит, что вся неделя главы Ки тице – сердце месяца Элуль, созвездия Девы, — призван исправить проблему с дурным именем, не очернять деву Израиля.

В Зоаре приводятся четыре примера того, как можно очернить деву Израиля. Это четыре глубоких примера, но они также очень важны для наших душ и нашей повседневной жизни в Земле Израиля. Нам необходимо понять, помимо того простого факта, что мы читаем Тору, что она означает на внутреннем уровне, мораль о дурной репутации. В любом случае мы поймем, что нужно сделать в служении Богу, исправиться в месяце Элуль, чтобы вернуть всем нам девственную удачу.

Клевета разведчиков на Святую землю

Первый пример – шпионы, которые очернили Землю Израиля[8]. Их наказание было очень суровым, более суровым, чем наказание за создание дурной репутации в нашей главе. По этому поводу Зоар говорит, что существует множество уровней по созданию дурной репутации, когда наказание соответствует серьезности деяния. Среди шпионов грех очернения репутации был очень серьёзным, потому что они возводили злую клевету на Землю Израиля.

Принцип таков, что любое дурное имя, данное Деве Израиля, является констатацией того, что внешнее забвение – сила язычника или сила зла – взяло верх над святостью Девы Израиля. Зоар говорит, что чем больше человек учится и чем глубже он погружается во внутреннюю Тору, он должен все больше знать и понимать, что вообще невозможно повредить саму суть святости Израиля, девственности Израиля. Поэтому, если он вообразит себе, что кто-то станет подчинять себе дДву Израиля и сломает ее, он должен быть строго наказан, потому что он лжет. Наши мудрецы открытой Торы также утверждают, что ложь в этом вопросе вдвойне серьезнее, чем даже совершение проступка[9].

Что разведчики говорили о Земле Израиля? Что язычники — скверна проживавших на этой земле неевреев — настолько овладели святостью земли, что «не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас»[10], «даже хозяин дома не может вынести оттуда свои сосуды»[11]. То есть якобы невозможно высвободить святые искры, которые сокрыты и погребены в глубинах скверны земли Израиля. Невозможно выполнить заповедь: «И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены»[12], потому что клипот полностью овладели нашей святой землей. Тот, кто говорит это, порочит Деву Израиля, потому что Земля Израиля подобна Деве Израиля, она не осквернена, и ни одна нация в мире и никакая злая сила в мире не сможет захватить эту землю.

На что это похоже сегодня? На первый взгляд может показаться, что эту землю захватили народы мира, а также силы, которые не до конца обладают целостностью веры и, может показаться, что они являются хозяевами того, что происходит здесь, на земле. Кто-то может поднять руки и сказать, что их власть дошла до такой степени, что хозяин дома не может вынести отсюда свои сосуды — «нечего делать, дело безнадежное, не дай Б-г». В чем ошибка? в чем ложь? Мысли и слова о том, что кто-то захватил эту землю, кто говорит: моя земля, моя страна. Может быть, он прав? Может быть, его страна, может быть, все его? Любой, кто думает, хотя бы на секунду задумается, что наша земля была отдана кому-либо — будь то нееврей или даже тот, кто не является неевреем, но не следует чистой вере Израиля, — разносит дурную славу о Деве Израиля. Опять же, первый пример в Зоаре очернения девы Израиля – это представление о том, что ситуация в стране находится под контролем посторонних – кем бы они ни были – и что она «больше нас», что ничего не поделаешь, и мы должны принять эту реальность. Есть кто-то, кто живет в мире природы — есть реальность, «она такая, какая есть», и мы должны ее принять. Если так полагать, то имеет место реальность захвата святости Земли Израиля – не дай Б-г.

Распространение дурной славы о царице Эстер

В качестве примера Зоар приводит царицу Эстер, обладательницу Духа святости, рукой которой было совершено Пуримское чудо (что является прелюдией к знамениям и чудесам Царя-Машиаха[13]). О каком распространении дурной славы на Деву Израиля идет здесь речь? Сказать, что царица Эстер была осквернена Ахашверошем, языческим царем-злодеем. Тут Зоар говорит нечто удивительное, в отличие от мудрецов открытой части Торы, которые все толкуют согласно простому смыслу. Хотя согласно простому смыслу Мегилат Эстер Эстер была осквернена Ахашверошем, Зоар говорит, что тот, кто может сказать такое, живет во внешнем измерении реальности, а Зоар отрицает это и осуждает – не дай Б-г сказать, что «Дева Израиля», была осквернена язычником!

Так что же произошло на самом деле? Общеизвестен факт, что и Мордехай, и Эстер обладали огромной каббалистической силой, и она умела отделять от себя свое «шейду» (то, что называется на просторечии животной душой, или дурным началом). У каждого есть свой «демон». По-английски shadow — это тень — у каждого есть своя тень, темная сторона, и великий праведник может отделить ее от себя и отправить на определенную миссию (как Маараль из Праги сделал голема и отправлял ее делать «мивцоим»).

Таким образом, — уверенно говорит Зоар, — обладающий скрытой тайной знает, что Эстер не была осквернена Ахашверошем. Она осталась совершенно незапятнанной и до сих пор находится в лоне Мордехая Иудея[14], «праведника мира»[15]. Написано «взял ее себе в дочери-бат»[16], «дом-баит», — ведь она была замужем за Мордехаем и никогда не была осквернена Ахашверошем, который видел ее, он ложился с ней, но с кем он ложился? С животной субстанцией, которую она посылала. Она просто расщепила себя — раздваивала личность до такой степени, что становилась способной расщепить себя — и посылала ему своего «демона».

Зоар говорит, что первым человеком, который сделал это в Торе, был праведный Йосеф, когда жена Потифара крепко схватила его и сказала ему: «Ложись со мной»[17]. Йосеф оставил ей одежду свою: «И оставил он одежду свою в руке ее, и вышел наружу» — и Зоар говорит, что одежда, которую он оставил в ее руках, — это его демон (тайна «Шэда Йосефа», упомянутая в Талмуде[18] и Зоаре[19]). И у Йосефа-праведника есть демон, и у царицы Эстер есть демон, они обладают великой силой раскола – послать демона делать мивцоим среди неевреев. Зоар говорит, что есть бегед-одежда и есть лавуш-одеяние. Он оставил не свой лавуш — лавуш свят, — но свою бегед-одежду — знак предательства-бгида. У каждого есть одежда, его способность предать святость, предать свою жену, истинную Деву Израиля, и он может снять одежду с себя и послать ее тому, кому захочет.

Зоар здесь сравнивает нашу прамать Сару с царицей Эстер. Сару, нашу мать, отвели во дворец фараона-царя, который пытался прикоснуться к ней, хотел причинить ей вред, ущерб, но что касается Сары, нашей праматери, ее святость была настолько сильна, что как только он пытался приблизиться к ней, он наказывался, были ангелы, которые били его по ее команде Сары, при каждом его приближении: «По слову Сары, жены Аврама». В ее распоряжении были всевозможные ангелы, и она всем велела бить его, и они били – «по слову Сары, жены Аврама». Сара, наша прамать, не должна была раздваиваться и посылать свою животную составляющую, и вообще нет никаких высказываний – даже мудрецов открытой Торы – что фараон смог ей навредить. С другой стороны, в истории про Эстер просто кажется, что она попала в руки насильника-нееврея, и только Зоар говорит, что не дай Б-г так думать, а кто так говорит, тот распускает дурную славу о дочери Израиля. В еврейской дочери есть что-то — на высоком уровне, как мы вскоре объясним — что даже когда, согласно простому смыслу, кажется, что кто-то причинил ей боль, она вовсе не пострадала. Это что-то глубоко-глубоко в ее душе, что она может внутри себя разделиться и послать своего демона, а это две совершенно разные вещи, одна личность и отделенная личность.

Корень в мире Ацилут – неуязвим

В чем на самом деле секрет? Зоар говорит, что тот, кто действительно может поступать как царица Эстер, его душа относится к высшему миру Ацилут. Эстер – высокая женская душа, которая коренится в малхуте Ацилута, и в нее буквально облачена искра Святой Шхины, в тайне «И оделась Эстер по-царски (в малхут)»[20] – она Дух святости, она Шхина, она Дева Израиля. Никто в мире не сможет причинить вред человеку, к-й на этом уровне. В Зоаре говорится об этом, что: «Не приключится с праведником ничего плохого»[21].

Если высокопоставленная женщина действительно неуязвима, настолько, что Зоар спрашивает: если Деве Израиля вообще не причиняется вред, то зачем вообще законы об изнасиловании записаны в Торе, как в письменной Торе, так и в Устной Торе? Есть целые трактаты, которые полны законов, касающихся совращения, изнасилования и т. д., темы, которые в основном сосредоточены в нашей главе. Как это возможно?

В Зоаре говорится, что женщина из малхут Ацилута (Ацилут в буквально переводе «благородство») не уязвима даже в самом простом смысле – реальность изнасилования к ней не относится. Для тех, кто принадлежит к трем нижним мирам Бия (сокращение от Брия Йецира Асия), возможны травмы согласно простому смыслу, но в Зоаре говорится, что для всех, даже у тех, кто не из мира Ацилут, есть корень в Ацилут. Это касается душевного здоровья – особенно женского, но мы все «девы Израиля» наш корень в Ацилуте: «Ибо Я, Б-г, не изменился»[22] «и славы Моей другому не отдам и хвалы Моей — истуканам»[23]. — «Моей славы» то есть малхут, Дева Израиля, и «не отдам славы моей другому» — Всевышний не дает «славы моей» и «хвалы моей» истуканам, не дай Б-г.

Соответствие праведников и нечестивцев мирам Абия

Здесь Зоар пишет что-то, что касается начала книги Тании, в которой объясняется разделение на разные уровни душ: в Зоаре простыми словами сказано, что «праведник, которому хорошо» — душа мира Ацилут, и здесь невозможно изнасилование в буквальном смысле — «Я Б-г не изменяюсь». С другой стороны, душа из мира творения Брия, мира людей с самосознанием называется «праведник, которому плохо». В мире созидания Йецира — «грешник, которому хорошо». А в мире действия Асия «грешник, которому плохо»:

Ацилут — праведник, которому хорошо

Брия — праведник, которому плохо

Йецира — грешник, которому хорошо

Асия — грешник, которому плохо

Интересно, что средний, главный герой книги Тания, здесь, в Зоаре, вообще не встречается. Во всяком случае, на трёх нижних ступенях может быть изнасилование во внешней реальности, «психической» внешней — срыв, кризис, нервный срыв, как это не назови. Но ты можешь вернуть его девственность, как? Когда вы восходите к корню, к миру Ацилута, к «Эстер, земля мира была»[24] (тайный язык, объясненный там в Зоаре).

Отдать себя в руки Высшего Жениха

Прежде чем мы оставим Эстер и глубокие толкования в Зоаре, касающиеся ее, как можно понять, что Эстер отправила свою шеду в Ахашверошу и не пострадала? Как это можем понять мы, простые люди, без мистики и саморасщепления на физическом уровне?

Первым великим светочем, родившимся в 18-го Элуля, является наш учитель Бааль-Шем-Тов. Одним из важнейших понятий, которым он нас научил, является выражение, что «В том месте, где находятся мысли человека, там в действительности находится он сам»[25].

Представим себе: Эстер — вынужденная стать мученицей — в самом простом смысле, как это понимали мужи Мишны, не изучавшие тайное учение Каббалы, — попала в нечистые руки большого злодея Ахашвероша, отдав свою душу ради спасения народа Израиля. Тем не менее Зоар говорит, что он не коснулся ее, а только ее внешней оболочки, полностью отделившейся от нее, которую она послала ему. Опять же, как мы можем это понять в свете учения Бааль-Шем-Това? Эстер осталась в объятиях Мордехая-иудея, своего мужа, истинного праведника, силой своей мысли. Она поистине высокая душа, и чем выше душа, тем сильнее ее сила мысли.

Она именно там, где находится ее душа, и то, что вам, как фотографу, пришедшему фотографировать событие, кажется просто ошибкой, фантазией, оптической ошибкой со стороны мира лжи (а кто верит фотографии-целем — ставит целем-идола в Эйхале Храма, игра слов). Этот мир — мир лжи, поэтому есть всякие виды оптических ошибок. Фотограф фотографирует ее у Ахашвероша, но на самом деле ее там нет — чем сильнее она думает и верит в то, что в данный момент она в любящих и обнимающих руках еврея Мордехая, она буквально в его руках. «В том месте, где находятся мысли человека, там в действительности находится он сам», и тот, кто этого не понимает, живет буквально во внешнем измерении мира лжи. Именно так можно перевести слова Зоара, которые сбудутся в жизни каждого из нас.

Каждая женщина – а мы все Девы Израиля – должна постоянно помнить и размышлять о том, что она «обнимаема и прилеплена к Тебе» (Пиут праздника Суккот). У меня есть муж – у всех нас есть муж, Высший Жених, Всевышний, и если я хасидка, то у меня тоже есть муж по имени Ребе – и я постоянно нахожусь в его объятиях, и в любом случае ничто на свете не может причинить мне вред. Даже если в прошлом я пережила различные кризисы, как только я попадаю в его руки, я исцеляюсь – девственность возвращается. До сюда второй пример.

Нифлаот Ки тице 84 г.

[1] Книга Йецира 5, 8.

[2] Айом-йом от 2-го Хешвана.

[3] Раши на Дварим 34, 12.

[4] Дварим 22, 13.

[5] Раши на Дварим 34, 12.

[6] Шмуэль 1 12 5.

[7] Зоар 3 275б и далее.

[8] Бемидбар  13, 32.

[9] ערכין טו, א. וראה תורה תמימה עה”פ שהעושה מעשה — אונס ר”ל — גם הוא בבחינת אנוס בידי יצרו הרע, אך בהוצאת שם רע אין שום הנאה והיא מבטאת רוע ׳לשמו׳.

[10] Бемидбар 13, 31.

[11] Орхин 15, 1.

[12] Дварим 21, 11.

[13] И см. также Акдама леор хадаш (Маараля) и в др. местах.

[14] Зоар 3 276а.

[15] Мишлей 10, 25.

[16] Эстер 2, 7.

[17] Берешит 39, 7.

[18] Эйрувин 43а. Песахим 111а.

[19] Зоар 3 253а; 277а; Зоар хадаш (Маргалиот) Мидраш а-неелам 21б.

[20] Эстер 5, 1.

[21] Мишлей 12, 21.

[22] Малахи 3, 6.

[23] Йешаяу 42, 8.

[24] Санедрин 74б.

[25] Кетер Шем Тов (Кеат) 208, 230, 283.

Оставить комментарий